Дело № 12-107/2021
РЕШЕНИЕ
город Ломоносов 22 июня 2021 года
Судья Ломоносовского районного суда Ленинградской области Золотухина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора Ленинградской области по использованию и охране земель Управления Росрееста по Ленинградской области – ФИО3 № 47/У-161/20 от 15 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 16 декабря 2020 года № 47/У-20/111,
У С Т А Н О В И Л:
согласно предписанию об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от 16 декабря 2020 года № 47/У-20/111, ФИО1 предписано в срок до 16 июня 2021 года включительно устранить выявленные в ходе проведения проверки нарушения земельного законодательства, а именно использование земельного участка с кадастровым номером № не в соответствии с установленным видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», в связи с тем, что фактическое использование для хранения и складирование железобетонных промышленных колец, грузового контейнера и промышленного ангара, свидетельствует об использовании участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Постановлением № 47/У-161/20 от 15 февраля 2021 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушений (далее КоАП РФ) а именно в использовании земельного участка с кадастровым номером 47:14:0306005:3 не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
ФИО1 обратился в Ломоносовский районный суд с жалобой об отмене постановления № 47/У-161/20 от 15 февраля 2021 года и предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ от 16 декабря 2020 года № 47/У-20/111. В обоснование жалобы указал, что он является собственником земельного участка, предоставленного из земель населенных пунктов для размещения индивидуального домовладения с видом разрешенного использования: ведение личною подсобного хозяйства, в целях освоения на земельном участке размещен хозблок, возведенный в соответствии со «Схемой размещения строений на участке» в соответствии с постановлением главы МО «Ломоносовский район» от 22.10.2004 № 573/2. Указывает, что хозблок предназначен и используется для ведения личного подсобного хозяйства, в частности хранения инвентаря и техники (мотокультиватора и других средств малой механизации), в весенне-летний период в хозблоке организован постой лошадей, в период с мая по сентябрь на участке выращиваются корнеплоды (свекла, морковь, картофель). Отмечает, что на участке в 2013-2014 годах высажены фруктовые деревья - яблони и груши, что расположенные на участке бытовки используются в качестве гостевых домиков. Утверждает, что данные обстоятельства отражены в Акте проверки соблюдения земельного законодательства от 24.03.2015 года № 1/11-17-16/15. Обращает внимание на то, что согласно «Схеме размещения строений на участке» на участке планируется строительство 2-этажного жилого дома, что в указанных целях произведена отсыпка участка. Для обустройства инженерных систем им закуплены и размещены на участке 50 железобетонных колец: дренаж (водоотведение) 6 колодцев по 3 кольца - 18 шт.; локальные очистные сооружения (канализация) 3 колодца по 4 кольца + 1 кольцо ревизии - 13 шт.; колодец для воды ~ 15-20 колец. Заявляет, что размещение на земельном участке всех вышеуказанных сооружений и имущества, используется исключительно в целях развития его приусадебного земельною участка, и не означает использование земельного участка для иных целей, чем те, которые установлены для категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства.
В судебное заседание явился представитель ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности № 47 БА 3474178 от 07.06.2021 года сроком на 1 год, который поддержал доводы привлекаемого лица в полном объеме, просил отменить обжалуемое постановление должностного лица.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалоб, выслушав участников производства по делу, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из требований ст. ст. 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, подлежащие всестороннему, полному и объективному исследованию в их совокупности.
В соответствии со статьями 2.1 и 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо установить состав административного правонарушения, включающий следующие элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона, что выясняется на основании доказательств, полученных при производстве по делу об административном правонарушении и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица. Субъективная сторона правонарушения выражается во внутреннем психическом отношении лица к совершаемому им правонарушению.
Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном противоправным действии (бездействии) лица, которое влечет установленную КоАП РФ или законом субъекта РФ административную ответственность.
По смыслу закона, признаками, характеризующими событие правонарушения, выступают место, время, способ, характер совершенного деяния и другие обстоятельства его совершения.
В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, требование на указание места и времени совершения правонарушения является обязательным.
При этом наличие события вмененного правонарушения в силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ отражается в протоколе об административном правонарушении.
При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно абзацу второму статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться ею как единолично, так и совместно с другими лицами с тем, однако, условием, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статьи 9 и 17; статья 35, часть 2; статья 36, части 1 и 2).
Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации (подпункт 8 пункта 1 статьи 1) в порядке реализации конституционных предписаний закрепляет в качестве одного из основных принципов земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Этот принцип призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли, каковым целям служат также положения Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 7 и абзац второй статьи 42) и Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 260), возлагающие на собственников земельных участков, включая земли населенных пунктов, обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и установленным для них целевым назначением.
Об особом значении, которое имеет для земельных и имущественных отношений соблюдение требования целевого использования земельного участка их собственниками и арендаторами, землепользователями и землевладельцами, свидетельствует тот факт, что нарушение этого требования законодатель расценивает в качестве основания для возможного прекращения соответствующих прав на земельные участки, в том числе и права собственности (абзац второй подпункта 1 пункта 2 статьи 45, пункт 2 статьи 46, подпункт 2 пункта 1 статьи 47, статьи 54 и 54.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, Земельный кодекс Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 1) называет среди основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Этот принцип и принцип деления земель по целевому назначению, рассматриваемые в системном единстве, позволяют сделать вывод, что при строительстве и эксплуатации данных объектов (здания, сооружения, объекты капитального строительства, линейные объекты) должны соблюдаться требования, обусловленные целевым назначением земельного участка, в границах которого они создаются и используются. Из того же исходит и законодатель. В частности, обязанность при их возведении и последующей эксплуатации соблюдать целевое назначение и правовой режим земельных участков вытекает из Земельного кодекса Российской Федерации (абзац седьмой статьи 42), Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 263) и Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 4, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 11 статьи 51 и часть 6 статьи 52).
Таким образом, законодательные требования, предусматривающие использование земельных участков по их целевому назначению, будучи по своей природе определенным ограничением свободы владения, пользования и распоряжения имуществом, обусловлены прежде всего публичными интересами и особенностью земли как природного объекта и важнейшего компонента окружающей среды, подлежащего в этом качестве особой охране и нуждающегося в эффективном использовании, в том числе в общих интересах.
Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предусмотрено, что для ведения личного подсобного хозяйства может предоставляться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок), который используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений; параметры жилого дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства. Жилой дом, как и земельный участок, используется для ведения личного подсобного хозяйства (статьи 4 и 6).
Согласно протоколу об административном правонарушении от 16.12.2020 года № 47/У-161/20 на основании распоряжения Управления от 26.10.2020 года № р/1560-ф проведена внеплановая выездная проверка с целью соблюдения требований земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером №. В ходе осмотра земельного участка, проведенного 08.12.2020 года, при исследовании способов использования земельного участка, установлено, что земельный участок по всему периметру огорожен железобетонным забором, поверхность участка представлена частично отсыпанной песком и щебнем, изъезжена тяжелой техникой. На территории имеются объекты: большое количество железобетонных промышленных колец, металлический контейнер с прорезанным в нем окном, рядом с вышеуказанным контейнером расположена стоянка небольшого легкового прицепа. Прямо напротив входа на земельный участок расположен металлический контейнер зеленого цвета, рядом с которым расположен большой промышленный ангар с воротами, ангар выполнен из металлических профилированных листов, содержимое контейнера и ангара неизвестно, поскольку проход на земельный участок огорожен забором и воротами.
При этом, в протоколе указано, что административное правонарушение совершено 16.12.2020 года в 12 часов 00 минут по адресу: Ленинградская область Ломоносовский район МО «Низинское сельское поселение», д. Ольгино.
Согласно Акту проверки от 16.12.2020 года № 47/У-20/111 подтверждаются сведения, указанные в протоколе об административном правонарушении.
Согласно выписки из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Указанный участок принадлежит на праве собственности ФИО1
В материалах об административном правонарушении имеется так же Акт административного обследования объекта земельных отношений № 178-У-АО от 07.09.2020 года в отношении земельного участка с кадастровым номером №, составленный в ходе проведенного осмотра данного земельного участка на основании поступившего обращения от ФИО5, в котором содержалось заявление об использовании данного земельного участка не по целевому назначению.
Кроме того, в материалах имеется Акт проверки соблюдения земельного законодательства в отношении земельного участка с кадастровым номером № от 24.03.2015 года за № 1/11-17-16/15, согласно которому в тот период времени за земельном участке были расположены: гостевой домик, хозяйственный блок незавершенного строительства, две бытовки, вольер для собаки, оборудована площадка для занятий с лошадьми. При этом, на момент данного Акта земельный участок использовался по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к установленной категории земель и разрешенным использованием.
Вместе с тем, приусадебный земельный участок разрешается использовать как для производства сельскохозяйственной продукции, так и для строительства жилого дома, а также гаража и иных вспомогательных сооружений при условии соблюдения градостроительных регламентов и иных установленных правил и нормативов (п. 2 ст. 4, ст. 6 Закона N 112-ФЗ; Классификатор, утв. Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412).
Жилой дом, возводимый на приусадебном земельном участке, должен соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства (п. 2 ст. 4 Закона N 112-ФЗ).
К объекту индивидуального жилищного строительства (далее ИЖС) относится отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три. высотой не более 20 м, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (п. 39 ст. 1 ГрК РФ).
В соответствии с п. 1.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ; п. 3 Письма Минэкономразвития России от 07.11.2018 N 32363-ВА Д23и, разрешение на строительство жилого дома не требуется.
Согласно ст. 51.1 ГрК РФ, до начала строительства необходимо в установленном порядке направить уведомление о планируемом строительстве в орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство.
Для строительства вспомогательных зданий и сооружений получать разрешение на строительство и направлять уведомление в уполномоченный орган не требуется (п, 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ; п. 10 Письма N 32363-ВА/Д23и).
В соответствии с п.1 п.п. 2 ст. 40 ЗК, собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, законодатель допускает при проведении строительных работ, как складирование строительных материалов на земельном участке, так и накопление отходов (накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения).
Кроме того, в обжалуемом постановлении и в протоколе об административном правонарушении не указаны нормы закона, запрещающие складирование строительных материалов, на период строительства.
В соответствии с приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», виды разрешенного использования земельного участка, которые могут быть использованы: «Размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1 (2.1. Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.»
Таким образом, собственник вправе использовать земельный участок с назначением: для ведения личного подсобного хозяйства, для размещения дома, производства сельскохозяйственной продукции (согласно Постановление Правительства РФ от 25.07.2006 N 458 (ред. от 11Л1.2020) ”06 отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства”), размещение гаража и иных вспомогательных сооружений, содержание сельскохозяйственных животных.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.10.2020 N 42-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки ФИО4”, «часть 1 статьи 8.8 КоАП Российской Федерации признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 36 (часть 2), 54 (часть 2) и 55 (часть 3), постольку, поскольку неопределенность действующего правового регулирования в вопросе о том, обязан ли собственник (правообладатель) земельного участка в случае, когда он в дополнение к основному виду его разрешенного использования самостоятельно выбирает вспомогательный вид разрешенного использования, вносить в качестве условия правомерного осуществления вспомогательного вида разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости сведения о таком использовании, создает неопределенность и в вопросе о возможности привлечения этого собственника (правообладателя) к административной ответственности за использование земельного участка не но целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием».
В соответствии со ст. 1.6. КоАП, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст. 1.5. КоАП, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пункта 1 части 1.1 статьи 29.9, пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что поскольку в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Ленинградской области по использованию и охране земель Управления Росрееста по Ленинградской области – ФИО3 № 47/У-161/20 от 15 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 16 декабря 2020 года № 47/У-20/111 в отношении ФИО1 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 прекратить в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Золотухина