К делу №12-107/2022
РЕШЕНИЕ
г.Новороссийск 14 апреля 2022 г.
Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края ФИО1,
при секретаре Куличковой Н.В.,
с участием:
представителей юридического лица АО «Черномортранснефть», действующих на основании доверенности ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО «Черномортранснефть» А.В, на постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 №....... от 10 февраля 2022 г. о привлечении юридического лица АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 №....... от 10 февраля 2022 г. юридическое лицо АО «Черномортранснефть» признано виновным по статье 8.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, генеральный директор АО «Черномортранснефть» А.В, подал жалобу, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В обоснование жалобы указав, что стоянка личного автотранспорта сотрудников (источник №6049) с 2021 г. не эксплуатируется на НПС «.......», так как доставка сотрудников к месту работы производится вахтовым транспортом. Однако данный источник планируется к исключению из инвентаризации при проведении корректировки в сроки, установленные в пункте 45 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения такой инвентаризации, утвержденной приказом Минприроды РФ от 07 августа 2018 г. №352. На момент проведения проверки такой срок (не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42) не подошел. Источник №6048 (шлифовальные работы на НПС) включен в «Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объекта НВОС НПС «.......» в 2020 г. Шлифовальные работы, это работы, связанные с использованием шлифовальных машинок для зачистки металлических поверхностей трубопроводов и др. Данные работы, и в настоящий момент проводятся на территории НПС «.......», в связи с чем, источник №6048 действующий, корректировка инвентаризации не требуется. Точильно-шлифовальный станок с ГОУ АПР – 1200 (источник №6010) действительно выведен из эксплуатации и демонтирован 09 июня 2020 г. и при корректировке действующей инвентаризации (2020) он был исключен, что отражено в таблице на стр.18 Инвентаризации – 2020. Сварочный пост (источник №0024) не ликвидирован, на момент проверки работы в виду отсутствия необходимости не осуществлялись. Вместе с тем вывод его из эксплуатации с целью ликвидации не планируется, отсутствует необходимость в корректировке инвентаризации с целью исключения данного источника. Административным органом не учтено, что проведении инвентаризации источников выбросов в 2020 пункт питания был оснащен системой приточно-вытяжной вентиляции, которая состояла из одной вытяжной вентиляционной трубы (источник №0037). При проведении работ в рамках реализации текущего ремонта по объекту «Павильон на 40 мест», дополнительно установлена еще одна вытяжная вентиляция. Объект введен в эксплуатацию актом приемки законченного текущего ремонта от 30 декабря 2020 г. На момент проведения проверки (15 октября 2021 г.) не истек срок для проведения корректировки инвентаризации (не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42), установленный пунктом 45 Порядка. В соответствии с пунктом 8.1 Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных Приказом от 06 июня 2017 г. №273 допускается в целях ускорения и упрощения расчетов сократить количество рассматриваемых источников выброса путем их объединения в отдельные виртуальные источники выбросов (как указано в пункте 8.8. Методов). В соответствии с пунктом 8.8. методов группа точечных источников выбросов могут быть объединены в виртуальный точечный источник с мощностью выброса, равной суммарной мощности этих источников, если такие их параметры выброса, как высота и диаметр устья, температура и скорость выхода ГВС из устьев источников, удовлетворяют приведенному в данном пункте критерию близости. Аварийная ДЭС НПС «.......» имеет один дизельгенератор, из которого отведена одна выхлопная труба, переходящая в две трубы. Однотипные источники выброса/выделения: трубы аварийной ДЭС в количестве 2 шт., удовлетворяет требованиям пункта 8.1 и 8.8 Методов и поэтому объединены в один источник №0034. Установленные на резервуарах дыхательные клапаны не являются специальным устройством отвода выбросов. Дыхательные клапаны предназначены для герметизации газового пространства в резервуарах и регулирования давления в этом пространстве в заданных пределах с целью предотвращения его разрушения. Таким образом, дыхательные клапаны резервуаров и емкостей НПС «.......» не могут быть отнесены к организованным источникам выбросов. Учитывая, что дыхательные клапаны резервуаров и емкостей: №№6025, 6052, 6003, 6001, 6031, 6032, 6017 не могут быть отнесены к организованным источникам выбросов, АО «Черномортранснефть» не должно было учитывать их в таком качестве в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ НПС «.......».
В судебном заседании представители юридического лица АО «Черномортранснефть» подтвердили доводы, изложенные в жалобе, просили жалобу удовлетворить. При этом дополнительно пояснили, что срок давности привлечения к административной ответственности по вмененному факту искажения АО «Черномортранснефть» информации в декларации о воздействии объекта HBOC № ....... начался со дня подачи такой декларации - не позднее 22.10.2020 г. и на момент привлечения АО «Черномортранснефть» к административной ответственности (10.02.2022) срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ по данному правонарушению истек.
Заместитель главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Выслушав представителей юридического лица, исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статьи 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статьи 8.5 КоАП РФ, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
На основании приказа заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Р.Х. №....... (в редакции решений от 18 октября 2021 г. №РЕ-09/77, от 09 ноября 2021 г. №РЕ-09/119) от 05 октября 2021 г. в период с 14 октября 2021 г. по 19 ноября 2021 г. проведена плановая выездная проверка АО «Черномортранснефть» в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора).
По результатам проверки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 19 ноября 2021 г. составлен акт плановой выездной проверки АО «Черномортранснефть» №........
В ходе проверки органом установлено, что АО «Черномортранснефть» не обеспечено сообщение полной и достоверной информации в декларации о воздействии на окружающую среду на объекте НВОС №......., расположенного по адресу: ......., а именно: в разделе 4 «Масса выбросов загрязняющих веществ» содержится информация о массе выбросов загрязняющих веществ на источниках выбросов загрязняющих веществ: №№6049, 6048, 0024, а также отсутствует информация о массе выбросов загрязняющих веществ на дополнительно выявленных в ходе проверки источников выбросов загрязняющих веществ (источник выбросов №0037 имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 металлических труб; источник выбросов №0034 имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 выхлопных труб; не учтены дыхательные клапаны на источниках №№6025, 6052, 6003, 6001, 6031, 6032, 6017), что является нарушением статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (часть 1).
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 2).
Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); информация о реализации природоохранных мероприятий; данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информация о программе производственного экологического контроля (часть 3).
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
На основании вышеуказанных положений, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица АО «Черномортранснефть» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанными доводами административного органа, генеральный директор АО «Черномортранснефть» А.В, обратился в суд с жалобой, в которой указал, что в действиях юридического лица АО «Черномортранснефть» отсутствует события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, поскольку дыхательные клапаны резервуаров и емкостей: №6025, 6052, 6003, 6001, 6031, 6032, 6017 не могут быть отнесены к организованным источникам выбросов, АО «Черномортранснефть» не должно было учитывать их в таком качестве в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ НПС «.......», следовательно, нарушение природоохранного законодательства АО «Черномортранснефть» не допущено.
Суд считает, что жалоба генерального директора АО «Черномортранснефть» А.В, является обоснованной на основании нижеуказанного.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
АО «Черномортранснефть» обеспечена постановка на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), расположенного по адресу: ....... (заявка от 26 октября 2021 г. №.......) с присвоением кода объекта НВОС ....... (II-я категория).
АО «Черномортранснефть» в 2020 г. проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в результате проведенной инвентаризации установлено, что на территории предприятия выявлено 53 стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из них 21 организованный и 32 неорганизованных, в атмосферу выбрасывается 362,434861001 т/год загрязняющих веществ.
В адрес Управления в 2020 г. АО «Черномортранснефть» предоставлена декларация о воздействии на окружающую среду для объектов НВОС №......., расположенного по адресу: .......
На основании предоставленной АО «Черномортранснефть» декларации о воздействии на окружающую среду для объектов НВОС №......., расположенного по адресу: ......., административным органом был установлен факт, что АО «Черномортранснефть» не обеспечило сообщение полной и достоверной информации в декларации о воздействии на окружающую среду на объекте НВОС №......., расположенного по адресу: ......., а именно:
- в соответствии с инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2020 г. источник пункт питания учтен как один точечный организованный источник выброса (№ 0037), однако имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 металлических труб.
Согласно пояснительной записке начальника НПС «.......» Р.В. от 15.10.2021 г. в пункте приема пищи проведен текущий ремонт в сентябре 2020 года, в ходе которого была произведена замена приточно-вытяжной вентиляции с установкой дополнительной системы вентиляции.
- в соответствии с инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2020 г. источник Емкость с топливом для аварийной ДЭС учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (№ 6025), однако Емкость с топливом для аварийной ДЭС имеет дыхательный клапан.
Согласно пояснительной записке начальника НПС «.......» Р.В. от 15.10.2021 на источнике № 6025 Дыхательный клапан СМДК-50 тех. №ЕВ-3 установлен на емкости РГК-10 №ЕВ-3.
- в соответствии с инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2020 г. источник Емкость для аварийного слива дизтоплива ДЭС учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (№ 6052), однако Емкость для аварийного слива дизтоплива ДЭС имеет дыхательный клапан.
Согласно пояснительной записке начальника НПС «.......» Р.В. от 15.10.2021 на источнике № 6052 Дыхательный клапан СМДК-50 тех. №ЕВ-3 установлен на емкости РГК-10 №ЕВ-3.
- в соответствии с инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2020 г. источник Резервуары ЖБР10000 №№ 7-8 учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (№ 6001), однако Резервуары ЖБР 10000 №№ 7-8 имеют дыхательные клапаны.
Согласно пояснительной записке начальника НПС «.......» Р.В. от 15.10.2021 на источнике № 6001 установлены два дыхательных клапана КДС-2 3000 тех. №8-1,8-2 на ЖБР 10000 №8 и два дыхательных клапана КДС-2 3000 тех. №7-1, 7-2 на ЖБР-10000 №7.
На основании пояснительной записке начальника СЭБиРП Краснодарского ФИО5 резервуар ЖБР-10000 N27, резервуар ЖБР-10000 №8 - минимальный объем 10000 м3, год строительства 1968 г., тип резервуара железобетонный подземный, назначение: (товарно-коммерческие операции) прием, отгрузка и временное хранения нефти, прием аварийного сброса нефти с МН «.......» Ду500.
- в соответствии с инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2020 г. источник Емкость сбора утечек нефти Е-1 на СИКН №464 учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (№ 6031), однако Емкость сбора утечек нефти Е-1 на СИКН № 464 имеет дыхательный клапан.
Согласно пояснительной записке начальника НПС «.......» Р.В. от 15.10.2021 на источнике № 6031 Дыхательный клапан КДМ-200/100 У1 тех. № КД1 установленный на емкости ЕП40 №Е-1.
-в соответствии с инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2020 г. источник Емкость сбора утечек нефти Е-2 на СИКН №464 учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (№ 6032), однако Емкость сбора утечек нефти Е-2 на СИКН №464 имеет дыхательный клапан.
Согласно пояснительной записке начальника НПС «.......» Р.В. от на источнике № 6032 Дыхательный клапан КДМ-200/100 У1 тех. №КД2 установленный на емкости ЕП40 № Е- 2.
- в соответствии с инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2020 г. источник СИКН № 464 учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (№ 6017), однако СИКН № 464 имеет дыхательный клапан.
Согласно пояснительной записке начальника НПС «.......» Р.В. от 15.10.2021 на источнике № 6017 Дыхательный клапан КДМ-200/100 У1 тех. №КДЗ установленный на емкости ЕП40 N2 Е-3.
- в соответствии с инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2020 г. источник стоянка личного автотранспорта сотрудников учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (№ 6049), однако, согласно пояснительной записке начальника НПС «.......» Р.В. от 15.10.2021 участок земли, указанный как источник 6049 не используется работниками НПС «.......» для стоянки автотранспорта, доставка персонала осуществляется вахтовым автобусом НПС.
Стоянка личного автотранспорта сотрудников (источник № 6049) с 2021 не эксплуатируется на НПС «.......», так как доставка сотрудников к месту работы производится вахтовым транспортом.
- в соответствии с инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2020 г. источник пункт питания учтен как один точечный организованный источник выброса (№ 0037), однако имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 металлических труб.
Согласно пояснительной записке начальника НПС «.......» Р.В. от 15.10.2021 в пункте приема пищи проведен текущий ремонт в сентябре 2020 года, в ходе которого была произведена замена приточно-вытяжной вентиляции с установкой дополнительной системы вентиляции.
- в соответствии с инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2020 г. источник резервуар РВСп30000 № 3 учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (№ 6003), однако резервуар РВСп30000 № 3 имеет дыхательный клапан.
Согласно пояснительной записке начальника НПС «.......» Р.В. от 15.10.2021 на источнике № 6003 Дыхательный патрубок с огнепреградителем ОП-150 установлен на РВСпА30000 №3.
На основании пояснительной записке начальника СЭБиРП Краснодарского ФИО5 ФИО6 резервуар РВСпА - 30000 №3 минимальный объем 30000 м3, год строительства 2006г., тип резервуара вертикальный стальной с понтоном, назначение: (товарно-коммерческие операции) прием, отгрузка и временное хранения нефти.
- в соответствии с инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2020 г. источник Шлифовальные работы на территории НПО учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (№ 6048), однако, согласно пояснительной записке начальника НПО «.......» Р.В. от 15.10.2021 источник 6048 Точильношлифовальный станок демонтирован в ноябре 2020 г.
- в соответствии с инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2020 г. источник Шлифовальные работы на территории НПС учтен как организованный точечный источник выбросов (№ 0024), однако, согласно пояснительной записке начальника НПС «.......» Р.В. от 15.10.2021 источник 0024 сварочный пост после проведения текущего ремонта здания в ноябре 2020г. используется как склад.
Однако с вышеуказанной позицией административного органа, суд не может согласиться по следующим основаниям.
Административным органом не учтено, что проведении инвентаризации источников выбросов в 2020 г. пункт питания был оснащен системой приточно-вытяжной вентиляции, которая состояла из одной вытяжной вентиляционной трубы (источник № 0037).
При проведении работ в рамках реализации текущего ремонта по объекту «Павильон на 40 мест», дополнительно установлена еще одна вытяжная вентиляция. Объект введен в эксплуатацию актом приемки законченного текущего ремонта от 30.12.2020. На момент проведения проверки (15.10.2021 г.) не истек срок для проведения корректировки инвентаризации (не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42), установленный п. 45 Порядка.
Установленные на резервуарах дыхательные клапаны не являются специальным устройством отвода выбросов. Дыхательные клапаны предназначены для герметизации газового пространства в резервуарах и регулирования давления в этом пространстве в заданных пределах с целью предотвращения его разрушения.
В соответствии с пунктом 16 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 N 352 (действующего на момент проведения проверки) "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки", определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ осуществляется инструментальными и расчетными методами.
Согласно пункту 20 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 N 352 (действующего на момент проведения проверки) "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки", при применении инструментальных методов получение данных о выбросах ЗВ проводится путем непосредственного исследования отходящих газов приборами (оборудованием) на ИЗАВ либо путем анализа проб в лаборатории после их отбора из отходящих газов в специально оборудованных местах на ИЗАВ.
В соответствии с пунктом 30 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 N 352 (действующего на момент проведения проверки) "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки", на всех организованных ИЗАВ аэродинамические параметры выбросов (температура, давление, влажность, скорость истечения и расход отходящего газа) определяются преимущественно инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов, а в случае невозможности использования инструментальных методов определяются на основании документации изготовителя оборудования или проектной (конструкторской) документации и (или) результатов пусконаладочных работ.
Практическая возможность проведения инструментальных измерений от дыхательных клапанов резервуаров в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов отсутствует. Конструкторской и проектной документацией места отбора проб на клапанах не предусмотрены. В соответствии с п.п. а) п. 5.1, п. 6.1 ГОСТ Р ЕН 15259-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Качество воздуха. Выбросы стационарных источников. Требования к выбору измерительных секций и мест измерений, цели и плану измерений, и составлению отчета» измерительные секции и места измерений должны быть предусмотрены на стадии проектирования предприятия и находиться в свободном доступе для отбора проб.
Проведение инструментальных измерений от дыхательных клапанов резервуаров не представляется возможным, т.к. ввиду конструктивной особенности, клапан срабатывает при создании избыточного давления в резервуаре, при этом количество клапанов может быть от двух до четырех, и клапана разных резервуаров функционируют в разных режимах выбросов.
В соответствии с пунктом 10 «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (дополненное и переработанное), ОАО «НИИ Атмосфера», <...>, для резервуарных парков характерно, что в любой, произвольно выбранный, 20-ти минутный интервал времени, клапаны разных резервуаров функционируют в разных режимах выбросов.
Загрязнение приземного слоя атмосферы в разные 20-ти минутные интервалы времени определяется, различными сочетаниями режимов выбросов загрязняющих веществ из резервуаров парка. Проведение расчетов загрязнения воздуха при каждом сочетании режимов выбросов клапанов - нерационально, т.к. с точки зрения величины приземных концентраций ЗВ, создаваемых выбросами совокупности клапанов резервуарного парка за пределами территории предприятия, все такие сочетания режимов их выбросов практически не отличаются друг от друга.
В связи с чем, при расчетах приземных концентраций загрязняющих веществ, создаваемых выбросами загрязняющих веществ через клапаны резервуаров парка, рекомендуется описывать совокупность клапанов одинаковой высоты, как неорганизованный ИЗА с высотой, равной высоте выходного устья одного клапана и мощностью выброса загрязняющих веществ, рассчитываемой как наибольшая суммарная мощность выбросов из совокупности клапанов при возможном сочетании режимов их функционирования. Так же и для одиночного клапана, выбор способа стилизации его в виде организованного или неорганизованного ИЗА не отражается на результатах расчетов загрязнения атмосферы.
В соответствии с пунктом 8.8. Приказа Минприроды России от 06.06.2017 N 273 "Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе", допускается представление совокупности большого числа однотипных источников выбросов как площадных источников, в том числе такие источники, как резервуарные парки предприятий. Поэтому резервуары хранения нефти и емкости источников: №№ 6025, 6052, 6001, 6031, 6032, 6017, оборудованные дыхательными клапанами определены, как неорганизованные источники выброса.
Таким образом, дыхательные клапаны резервуаров и емкостей НПС «.......» не могут быть отнесены к организованным источникам выбросов.
Учитывая, что дыхательные клапаны резервуаров и емкостей: №№ 6025, 6052, 6001, 6031, 6032, 6017 не могут быть отнесены к организованным источникам выбросов, АО «Черномортранснефть» не должно было учитывать их в таком качестве в инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ НПС «.......».
Кроме того, расчет качественного и количественного состава выбросов загрязняющих веществ от резервуаров и емкостей выполнен в соответствии с Методическими указаниями по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от резервуаров, утверждены приказом Госкомэкологии России от 08.04.1998 № 199 и при изменении типа источника (организованный/неорганизованный) суммарное количество выбросов и их качественный состав останется без изменений. Тип источника влияет на рассеивание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Стоянка личного автотранспорта сотрудников (источник № 6049) планируется к исключению из инвентаризации при проведении корректировки в сроки, установленные пунктом 45 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 N 352 (действующего на момент проведения проверки) "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки". На момент проведения проверки такой срок (не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42) не подошел.
Из пояснений представителей юридического лица в судебном заседании следует, что при проведении инвентаризации источников выбросов в 2020 пункт питания был оснащен системой приточно-вытяжной вентиляции, которая состояла из одной вытяжной вентиляционной трубы (источник № 0037).
При проведении работ в рамках реализации текущего ремонта по объекту «Павильон на 40 мест», дополнительно установлена еще одна вытяжная вентиляция. Объект введен в эксплуатацию актом приемки законченного текущего ремонта от 30.12.2020. На момент проведения проверки (15.10.2021) не истек срок для проведения корректировки инвентаризации (не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42), установленный п. 45 Порядка.
Довод административного органа о том, что в соответствии с инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 2020 г. источник резервуар РВСп30000 № 3 учтен как неорганизованный площадной источник выбросов (№ 6003), однако резервуар РВСп30000 № 3 имеет дыхательный клапан, суд считает необоснованным, так как на вышеуказанном резервуаре клапаны отсутствуют, что подтверждается рабочей документацией и фотоматериалами.
Источник № 6048 (шлифовальные работы на НПО) включен в «Отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объекта HBOC НПС .......» в 2020 году. Шлифовальные работы, это работы, связанные с использованием шлифовальных машинок для зачистки металлических поверхностей трубопроводов и др. Данные работы, и в настоящий момент проводятся на территории НПС «.......», в связи с чем, источник № 6048 действующий, корректировка инвентаризации не требуется.
Из пояснений представителей юридического лица в судебном заседании следует, что возможно работник при формировании пояснений допустил ошибку и перепутал источник № 6048 (шлифовальные работы на НПС) с источником № 6010 Точильно-шлифовальный станок с ГОУ АПР-1200.
Точильно-шлифовальный станок с ГОУ АПР-1200 (источник № 6010) действительно выведен из эксплуатации и демонтирован 09.06.2020 году и при корректировке действующей Инвентаризации (2020) он был исключен, что отражено в таблице на стр. 18 Инвентаризации – 2020 г. на стр. 18 Инвентаризации – 2020, что подтверждается актом на вывод из эксплуатации точильно-шлифовальный станок с ГОУ АПР-1200 (источник №6010).
Из пояснений представителей юридического лица в судебном заседании следует, что сварочный пост (источник № 0024) не ликвидирован, на момент проверки работы в виду отсутствия необходимости не осуществлялись. Вместе с тем вывод его из эксплуатации с целью ликвидации не планируется, отсутствует необходимость в корректировке Инвентаризации с целью исключения данного источника.
Доказательств обратно, административным органом суду не предоставлено.
Таким образом, суд считает, что доводы административного органа о том, что АО «Черномортранснефть» не обеспечено сообщение полной и достоверной информации в декларации о воздействии на окружающую среду на объекте НВОС №......., расположенного по адресу: ......., а именно: в разделе 4 «Масса выбросов загрязняющих веществ» содержится информация о массе выбросов загрязняющих веществ на источниках выбросов загрязняющих веществ: №№6049, 6048, 0024, а также отсутствует информация о массе выбросов загрязняющих веществ на дополнительно выявленных в ходе проверки источников выбросов загрязняющих веществ (источник выбросов №0037 имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 металлических труб; источник выбросов №0034 имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 выхлопных труб; не учтены дыхательные клапаны на источниках №№6025, 6052, 6003, 6001, 6031, 6032, 6017), несостоятельны и не доказаны.
На основании вышеизложенного, суд считает, что в действиях АО «Черномортранснефть» по вышеуказанным правонарушениям отсутствует событие правонарушения предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
АО «Черномортранснефть» вменяется предоставление недостоверной информации в декларации о воздействии на окружающую среду на объекте НВОС №......., расположенного по адресу: ......., а именно: в разделе 4 «Масса выбросов загрязняющих веществ» содержится информация о массе выбросов загрязняющих веществ на источниках выбросов загрязняющих веществ: №№6049, 6048, 0024, а также отсутствует информация о массе выбросов загрязняющих веществ на дополнительно выявленных в ходе проверки источников выбросов загрязняющих веществ (источник выбросов №0037 имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 металлических труб; источник выбросов №0034 имеет 2 источника выбросов, состоящих из 2 выхлопных труб; не учтены дыхательные клапаны на источниках №№6025, 6052, 6003, 6001, 6031, 6032, 6017), что является нарушением статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с частью 2 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 настоящего Федерального закона актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Срок давности привлечения к административной ответственности по вмененному факту искажения АО «Черномортранснефть» информации в декларации о воздействии объекта HBOC № ....... начался со дня подачи такой декларации - не позднее 22.10.2020 г. и на момент привлечения АО «Черномортранснефть» к административной ответственности (10.02.2022) срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ по данному правонарушению истек.
В соответствии со статьей 24.5 части 1 пункта 1 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 №....... от 10 февраля 2022 г. о привлечении юридического лица АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ подлежит отмене на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд,
решил:
Жалобу генерального директора АО «Черномортранснефть» А.В, на постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 №....... от 10 февраля 2022 г. о привлечении юридического лица АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ – удовлетворить.
Постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 №....... от 10 февраля 2022 г. о привлечении юридического лица АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ - отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Новороссийска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ленинского
районного суда г.Новороссийска ФИО1