ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-107/2022 от 24.01.2022 Гурьевского районного суда (Калининградская область)

Дело №12-346/2021

39RS0010-01-2021-004260-56

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

24 января 2022 года г.Гурьевск

Судья Гурьевского районного суда Калининградской области Олифер А.Г., при секретаре Зеленевской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона военной прокуратуры Балтийского флота ФИО5 на постановление начальника отделения пограничного контроля контрольно-пропускного пункта «Храброво-аэропорт» ПУ ФСБ России по <адрес >ФИО4 от ДД.ММ.ГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст18.1 КоАП РФ в отношении гражданки Румынии ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отделения пограничного контроля контрольно-пропускного пункта <данные изъяты>» ФИО4 (далее также – Должностное лицо) от ДД.ММ.ГГ гражданка Румынии ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.18.1 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выразившегося в том, что ДД.ММ.ГГ в 19:42 часов в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации Калининград (Храброво), следуя на въезд в Российскую Федерацию авиарейсом <данные изъяты> сообщением <данные изъяты>), в нарушение требований ст.ст.6, 24 Федерального закона №114-ФЗ от 15.08.1996 года «О порядке въезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», она предъявила на пограничный контроль заграничный паспорт Румынии без действительной визы Российской Федерации, необходимой для въезда, нарушив, тем самым, правила пересечения Государственной границы РФ.

В своём протесте заместитель военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона ФИО5 настаивает на отмене вышеуказанного постановления как незаконного и необоснованного, со ссылкой на пункты 3.67.1 и 3.67.2 Приложения к Конвенции о международной гражданской авиации от ДД.ММ.ГГ, а также на Соглашение в форме обмена нотами между Правительством СССР и Федеральным Правительством Австрии об упрощенном порядке въезда и временного пребывания членов экипажей самолетов советских и австрийский авиакомпаний (заключено в <адрес > 4-ДД.ММ.ГГ) полагая, что, в отношении ФИО1 как члена экипажа самолета австрийской авиалинии правила визового въезда на территорию РФ не распространяются, поскольку достаточным условием для пересечения ею в данном статусе Государственной границы РФ является наличие удостоверения члена экипажа и включение её в список полета.

В судебном заседании заместитель военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона ФИО5 и ст.помощник военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона ФИО6 протест поддержали по приведенным в нём доводам.

Старший дознаватель отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по <адрес >ФИО7 в судебном заседании по существу протеста возражал, полагая ошибочным утверждение заместителя прокурора о соблюдении ФИО1 установленных международными актами условий безвизового въезда на территорию РФ, указывая на несоответствие предъявленного ею удостоверения члена экипажа воздушного судна требованиям пунктов 3.63 и 3.64 Приложения №9 к Конвенции о международной гражданской авиации, которое носит лишь рекомендательный характер в практике по упрощению формальностей между договаривающимися государствами, в то время как разработанная в Российской Федерации Федеральная система упрощения формальностей при воздушных перевозках от ДД.ММ.ГГ, в законную силу не вступила, при том, что ФИО1 прибыла воздушным судном австрийской авиакомпании по маршруту, не относившемуся к договорным авиалиниям, а, следовательно, приоритет в данном случае имеет Российское законодательство, регулирующее порядок въезда в РФ, а международные договоры неприменимы.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частью 2 статьи 18.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

В соответствии со ст.11 Закона РФ от 01.04.1993 года №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пропуск через Государственную границу лиц производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, прибывшими на территорию Российской Федерации.

Основанием для пропуска через Государственную границу лиц является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации.

Согласно ст.6 Федерального закона от 15.08.1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.

В соответствии со ст.24 указанного федерального закона иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 3.67 Приложения 9 к Конвенции о международной гражданской авиации от 07.12.1944 года (далее также – Конвенция), участником которой является Российская Федерация, договаривающиеся стороны принимают удостоверения членов экипажа для безвизового въезда членов экипажа в тех случаях, когда они пребывают международным рейсом при исполнении служебных обязанностей и просят разрешение на временный въезд на период, предусмотренный принимающим государством.

Согласно п.п. 3.67.1 и 3.67.2 Конвенции договаривающимся государствам следует отказываться от применения требования о наличии визы к членам экипажа в тех случаях, когда они пребывают международным рейсом при исполнении служебных обязанностей и просят разрешение на временный въезд на период, предусмотренный принимающим государством, а также следует отказываться от применения требования о наличии визы к прибывающим членам экипажа, предъявляющим удостоверение члена экипажа, в тех случаях, когда они прибывают на воздушном судне другого эксплуатанта воздушных судов или другим видом транспорта и просят разрешения на временный въезд на период, предусмотренный принимающим государством, для исполнения ими своих служебных обязанностей на указанном рейсе.

В соответствии с Соглашением в форме обмена Нотами между Правительством СССР и Федеральным Правительством Австрии об упрощенном порядке въезда, выезда и временного пребывания членов экипажей самолетов советских и австрийских авиакомпаний (г.Москва, 4-12 апреля 1990 года) членам экипажей самолетов советских и австрийских авиакомпаний при обслуживании существующих договорных авиалиний между СССР и Австрией, договорных авиалиний, которые могут быть установлены в будущем, а также при выполнении чартерных и специальных рейсов с посадкой в аэропортах, открытых для международных полетов, предоставляется порядок въезда, выезда и временного пребывания на советской и австрийской территории без предъявления визы и заграничного паспорта при условии, что они перечислены в общем списке соответствующего полета и имеют при себе действующие свидетельства для членов экипажей. Свидетельства членов экипажей должны соответствовать требованиям, указанным в приложении 9 (пункт 3.23) Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года.

Согласно п.3.63 Приложения к Конвенции, если договаривающиеся государства выдают удостоверения члена экипажа, то они делают это только в форме машиночитаемой карточки в соответствии со спецификациями части 5 документа Doc 9303.

Согласно п.3.64 Приложения к Конвенции договаривающимся государствам следует требовать, чтобы такие документы, удостоверяющие личность, изготавливались в формате, показанном в добавлении 7, то есть в компоновке, соответствующей параметрам зоны визуальной проверки машиносчитываемого удостоверения члена экипажа, и обеспечивали возможность подтверждения личности и проверки элементов защиты документа с помощью машины.

Как следует из материалов дела, гражданка Румынии ФИО1 прибыла на территорию РФ в качестве члена экипажа австрийской авиакомпании «Avcon Jet AG», выполнявшей частный, то есть не регулярный или не чартерный рейс по маршруту Лондон (Великобритания) - Калининград (Российская Федерация), не относившийся к договорным авиалиниям, применительно к Соглашению в форме обмена Нотами между Правительством СССР и Федеральным Правительством Австрии об упрощенном порядке въезда, выезда и временного пребывания членов экипажей самолетов советских и австрийских авиакомпаний (<адрес >, 4-ДД.ММ.ГГ).

При этом, предъявленное ею на пункте пропуска удостоверение члена экипажа является внутренним документом авиакомпании, не соответствует требованиям, предъявляемым к нему пунктами 3.63 и 3.64 Приложения 9 к Конвенции о международной гражданской авиации от ДД.ММ.ГГ, поскольку выполнено не форме машиносчитываемой карточки, а, следовательно, документом, удостоверяющим личность члена экипажа для целей применения установленного вышеприведенными международными актами порядка въезда в РФ без предъявления действительной визы не является.

При таких обстоятельствах, вывод Должностного лица о нарушении ФИО1 установленных национальным законодательством РФ правил пересечения Государственной границы РФ при въезде в отсутствие действительной визы сомнений в его обоснованности у суда не вызывает, а потому оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления по приводимым в протесте доводам не имеется.

Нарушений норм, регламентирующих производство по делу об административном правонарушении, влекущих изменение или отмену постановления суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление начальника отделения пограничного контроля контрольно-пропускного пункта «Храброво-аэропорт» ПУ ФСБ России по Калининградской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст18.1 КоАП РФ, в отношении гражданки Румынии ФИО1 оставить без изменения, а протест - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гурьевский районный суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья А.Г. Олифер