ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-107/2022УИД от 14.07.2022 Краснофлотского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12-107/2022 УИД № 27RS0005-01-2022-001145-88

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

14 июля 2022 года г. Хабаровск

Судья Краснофлотского районного суда г. Хабаровска Беличенко Л.А.,

рассмотрев жалобу представителя по доверенности Никифоровой Е.А. на постановление главного государственного инспектора охраны труда ФИО**** от 26 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – Комличенко Максима Ивановича,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении №****17 от 26 апреля 2022 года, вынесенным главным государственным инспектором охраны труда ФИО должностное лицо – Комличенко М.И. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

Представитель Никифорова Е.А., не соглашаясь с данным постановлением, считая его незаконным и подлежащим отмене, обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что отсутствует событие и состав административного правонарушения. Выводы инспектора труда и прокурора при вынесении постановления основаны на неверном и ошибочном толковании положений действующего законодательства об охране труда. Нарушен порядок проведения проверки. В ходе проведения проверки выявлен ряд административных правонарушений, с которыми следует не согласиться, а именно. Руководством по ремонту двигателей типов М-504 и М-503 и технологическим процессом использование домкратов в производстве АО не предусмотрено. Электроинструмент и приспособления в АО подвергаются периодическим проверкам, что подтверждают записи журнала №**** «Учета, проверки и испытания электроинструмента и вспомогательного оборудования к нем». Всем работникам АО направляемым на периодический осмотр, выдаются направления на периодический медицинский осмотр; факт выдачи направлений фиксируется в журнале регистрации направлений на медицинский осмотр. Переносные и передвижные электроприемники, вспомогательное оборудование к ним в АО подвергается периодической проверке не реже одного раза в 6 месяцев; результаты проведения проверок фиксируются в журнале учета; обнаруженные в ходе проверки стропы имеющие дефекты, повреждения хранились в ЦРД отдельно от исправных, вне места выполнения работ, сотрудниками ЦРД при выполнении погрузочно-разгрузочных работ работах не использовались; стропы подготовлены для осмотра ликвидационной комиссией и списания; маркировка эксплуатируемых АО лестниц и стремянок проводится биркованием, на бирках указывается инвентарный номер, дата следующего испытания, принадлежность подразделению. Требования правил по охране труда при работе не высоте распространяются на работников и работодателей – физических или юридических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, выполняющими работы на высоте; производственным процессом выполнения работ ЦРД на высоте не предусмотрено. Учет и периодический осмотр грузозахватных приспособлений (СГЗП) и тары в АО осуществляется с отражением в «журнале учета и периодического осмотра съемных грузозахватных приспособлений (СГЗП) и Тары». Выявленное нарушение, что техническое освидетельствование талей не проводится нагрузками, не имеет место, так как фактически не проверялось в ходе проверки; факт отсутствия концевика на устройстве (таль) не подтверждается, так как концевик находится на устройстве, но в не рабочем состоянии. Котельная не относится к категории газоопасного помещения; работы, относящимся к газоопасным на территории котельной не ведутся. В АО осуществляется осмотр, ремонт, проверки испытания и технические освидетельствований инструмента (за исключения ручного инструмента), проведенных с периодичностью, установленной организацией-изготовителем, заносятся работниками АО, ответственными за содержание инструмента в исправном состоянии в журналах: №**** «Учета ремонта оборудования», №**** «Учета электроинструмента и вспомогательного оборудования к нему», №**** «Учета, проверки и испытания электроинструмента и вспомогательного оборудования к нему», №**** «Журнал учета, проверки и испытания электроинструмента и вспомогательного оборудования к нему». Токарные станки находятся в ремонте, возможность работы на неисправном оборудовании исключена. Нарушение требований пункта 709 Правил по охране труда при обработке металлов – не установлено. На втором этаже здания котельной во время проведения проверки, сотрудниками административно-хозяйственного отдела проводились ремонтные работы по заделыванию проема в перекрытии 2 этажа; к 15 часам 14 февраля 2022 года проем был заделан. Кроме того, инспектор и прокурор при вынесении постановлений сослались на положения нормативных правовых актов не подлежащее к применению в отношении заявителя. Справка, на которую сослался прокурор при вынесении постановления, которая носит неофициальный характер, так как составлена с нарушением требований законодательства. Все документы должны быть надлежаще оформлены и составлен на официальном бланке организации. Фотофиксация фактов проведенная инспектором во время проверки незаконна. Акт проверки помощника прокурора не соответствует требованиям ч.2 ст.16 Закона №294-ФЗ. Нарушен порядок ознакомления с содержанием акта. Акт не был представлен представителю АО «****» по месту проведения проверки, а также представитель не был вызван для ознакомления с актом, что лишило заявителя на предоставление объяснений и устранению замечаний по содержанию акта. Проверка была проведена с грубейшими нарушениями. Просит постановление отменить.

В судебное заседание должностное лицо – главный государственный инспектор ФИО не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель АО «****» Никифорова Е.А. доводы жалобы поддержала по изложенным к ней основаниям.

В судебном заседании прокурор просит вынесенное постановление от 26 апреля 2022 года оставить без изменения.

Суд, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, предусматривает ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 КоАП РФ и частью 3 статьи 11.23 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Согласно ч.2 ст.214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда;

Электроинструмент и приспособления (в том числе вспомогательное оборудован трансформаторы, преобразователи частоты, защитно-отключающие устройства, кабели - удлинители) не реже одного раза в 6 месяцев должны подвергаться периодической проверке работником, имеющим группу по электробезопасности не ниже III, назначенным работодателем ответственным за содержание в исправном состоянии электроинструмента и приспособлений.

Пунктами 3.5.11, 3.5.12 Приказа Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» установлено, что переносные и передвижные электроприемники, вспомогательное оборудование к ним должны подвергаться периодической проверке не реже одного раза в 6 месяцев.

Результаты проверки работники, указанные в п. 3.5.10, обязаны отражать в Журнале регистрации инвентарного учета, периодической проверки и ремонта переносных и передвижных электроприемников, вспомогательного оборудования к ним.

В объем периодической проверки переносных и передвижных электроприемников, вспомогательного оборудования к ним входят: внешний осмотр; проверка работы на холостом ходу в течение не менее 5 мин.; измерение сопротивления изоляции; проверка исправности цепи заземления электроприемников и вспомогательного оборудования классов 01 и 1.

Согласно п. 3.6.2 Приказа № 6 конкретные сроки испытаний и измерений параметров электрооборудования электроустановок при капитальном ремонте (далее - К), при текущем ремонте (далее - Т) и при межремонтных испытаниях и измерениях, т.е. при профилактических испытаниях, выполняемых для оценки состояния электрооборудования и не связанных с выводом электрооборудования в ремонт (далее - М), определяет технический руководитель Потребителя на основе приложения 3 Правил с учетом рекомендаций заводских инструкций, состояния электроустановок и местных условий.

Указанная для отдельных видов электрооборудования периодичность испытаний в разделах 1-28 является рекомендуемой и может быть изменена решением технического руководителя Потребителя.

В соответствии с п. 13 приказа Минтруда России от 28.10.2020 № 753н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» не допускаются к эксплуатации съемные грузозахватные приспособления (стропы, кольца, петли) (далее - СГП), у которых: отсутствует бирка (клеймо); деформированы коуши; имеются трещины на опрессовочных втулках; имеются смещения каната в заплетке или втулках; повреждены или отсутствуют оплетки или другие защитные элементы при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки; крюки не имеют предохранительных замков; имеются узлы, порезы, обрывы нитей стропов из синтетических лент на текстильной основе, повреждения лент от воздействия химических веществ; имеются повреждения на канатных и цепных съемных грузозахватных приспособлениях. СГП с дефектами, повреждениями и несоответствиями технической (эксплуатационной) документации (паспортным данным) организации - изготовителя не должны находиться на месте выполнения работ.

В соответствии с п. 179 Приказ Минтруда России от 16.11.2020 № 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» на всех применяемых лестницах должен быть указан инвентарный номер, дата следующего испытания, принадлежность подразделению.

Согласно п. 206 Приказа Минтруда России от 16.11.2020 № 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» в зоне перемещения грузов все проемы должны быть закрыты или ограждены и должны быть вывешены предупреждающие знаки безопасности. Безопасность погрузочно-разгрузочных: работ, содержание технологического оборудования и технологической оснастки в исправном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя (Приказ Минтруда России от 28.10.2020 № 753н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно- разгрузочных работах и размещении грузов».

Согласно п. 241 приказа Минтруда России от 16.11.2020 № 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» канаты и стропы подлежат осмотру до и после использования, а также проведению обслуживания и периодических проверок в соответствии с эксплуатационной документацией (инструкцией).

В соответствии с п. 228 приказа Минтруда России от 16.11.2020 № 782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» техническое освидетельствование талей проводится нагрузками и в сроки, которые указаны в документации; рекомендуемый образец журнала учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений предусмотрен приложением № 7 к Правилам.

Пунктом 20 приказа Минтруда России от 09.12.2020 № 871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте» установлено, что при хранении транспортных средств во внерабочее время, транспортных средств, а также агрегатов, подлежащих ремонту или списанию, должны устанавливаться специальные противооткатные упоры, подставки и подкладки для исключения самопроизвольного перемещения транспортных средств и падения агрегатов.

Согласно п. 18 приказа Минтруда России от 09.12.2020 № 871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте» в зимнее время поверхность площадок должна очищаться от снега и льда.

В соответствии с п. 16 приказа Минтруда России от 17.12.2020 № 924н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок» у входов в газоопасные помещения должны вывешиваться предупреждающие знаки безопасности.

Согласно п. 26 Приказ Минтруда России от 27.11.2020 № 835н «Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями» (зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2020 № 61411) результаты осмотров, ремонта, проверок, испытаний и технических освидетельствований инструмента (за исключением ручного инструмента), проведенных с периодичностью, установленной организацией-изготовителем, заносятся работником, ответственным за содержание инструмента в исправном состоянии, в журнал, в котором рекомендуется отражать сведения, предусмотренные данным пунктом.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Краснофлотского района г.Хабаровска с участием специалиста государственной инспекции труда в Хабаровском крае проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в акционерном обществе «****».

В ходе проверки выявлены нарушения требований трудового законодательства, а именно:

Электроинструмент и приспособления (в том числе вспомогательное оборудование: трансформаторы, преобразователи частоты, защитно-отключающие устройства, кабели-удлинители) не подвергались периодической проверке с периодичностью, установленной требованиями закона, работником, имеющим группу по электробезопасности не ниже III, назначенным работодателем ответственным за содержание в исправном состоянии электроинструмента и приспособлений;

перед проведением периодического осмотра работодатель (его уполномоченный представитель) не выдает направление работникам, направляемым на периодический осмотр, направление на периодический медицинский осмотр, оформленное в соответствии с вышеуказанной нормой закона;

на момент проведения проверки отсутствовал журнал регистрации инвентарного учета, периодической проверки и ремонта переносных и передвижных электроприемников, вспомогательного оборудования;

в цехе ЦРД на стропах отсутствует бирка (клеймо), повреждены и отсутствуют защитные элементы при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки, крюки не имеют предохранительных замков;

на применяемых лестницах (складское помещение, цех ЦРД) не указан инвентарный номер, дата следующего испытания, принадлежность подразделению;

в зоне перемещения грузов (цех ЦРД) не вывешены предупреждающие знаки безопасности;

не проведен осмотр строп до и после использования, а также не проведено обслуживание и периодические проверки в соответствии с эксплуатационной документацией (инструкцией);

в помещениях цеха ЦРД грузоподъемные устройства (таль) не имеют техническое освидетельствование, отсутствует концевик на устройстве. Техническое освидетельствование талей не проводится нагрузками и в сроки, которые указаны в документации;

при хранении транспортных средств во внерабочее время, транспортных средств, а также агрегатов, подлежащих ремонту или списанию, должны устанавливаться специальные противооткатные упоры, подставки и подкладки для исключения самопроизвольного перемещения транспортных средств и падения агрегатов. Автотранспорт, стоящий в цеху ЦРД, не имеет упоров;

В зимнее время поверхность площадок для размещения автотранспорта (любого вида и принадлежности) не очищаться от снега и льда;

у входов в газоопасные помещения (кочегарка) отсутствуют предупреждающие знаки безопасности;

не проводятся осмотры, ремонт, проверки, испытания и техническое освидетельствование инструмента (за исключением ручного инструмента), не установлена периодичность, в соответствии с установленной организацией-изготовителем, отсутствует журнал учета проверки инструмента;

в цехе ЦРД, второй этаж административного здания заводоуправления (место общего пользования), нет вентиляции, чем нарушены требования п. 7.2.8 СП 60.13330.2020 свод правил отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха..

в нарушении п. 655 приказа Минтруда России от 11.12.2020 № 887н «Об утверждении Правил по охране труда при обработке металлов» зона обработки заготовок на токарных станках инв. 5848,5596 не имеет защитный экран или защитный кожух, сблокированный с пуском станка;

в нарушении п. 709 приказа Минтруда России от 11.12.2020 № 887н «Об утверждении Правил по охране труда при обработке металлов» рабочее направление вращения шпинделя абразивного станка не указано стрелкой на защитном кожухе абразивного круга или шпиндельной бабки вблизи абразивного круга;

в нарушении п.п. 1 п. 713 приказа Минтруда России от 11.12.2020 №887н «Об утверждении Правил по охране труда при обработке металлов» установленные круги на станки не имеют отметок об испытании на механическую прочность;

в нарушении п. 42 приказа Минтруда России от 27.11.2020 № 833н «Об утверждении Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования» в цехе ЦРД отсутствует схема размещение оборудования;

опасная зона (проем в перекрытии 2 этажа здания, в котором расположена кочегарка) не огражден по периметру, чем нарушен п. 17 приказа Минтруда России от 17.12.2020 № 924н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок».

Постановлением главного государственного инспектора охраны труда от 26 апреля 2022 года должностное лицо исполнительный директор АО «179 Судоремонтный завод» – Комличенко М.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вина должностного лица – Комличенко М.И., подтверждается исследованными материалами дела: постановлением по делу об административном правонарушении №**** от 26 апреля 2022 года; постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 31 марта 2022 года; актом проверки от 15 февраля 2022 года; решением о проведении проверки №**** от 14 февраля 2022 года; приказом о приеме на работу; фотоматериалами и иными материалами дела.

Факт совершения Комличенко М.И. административного правонарушения и нарушения ст.ст.22, 214 ТК РФ, а также норм, закрепленных Приказом Минздрава России от 28.01.2021 №29н «Об утверждении Порядка про проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч.4 ст.213 ТК РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры», Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 №6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», Приказом Минтруда России от 16.11.2020 №782н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте», Приказом Минтруда России от 09.12.2020 №871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте», Приказом Минтруда России от 17.12.2020 №924н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок», Приказом Минтруда России от 27.11.2020 №835н «Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями», Приказом Минтруда России от 11.12.2020 №887н «Об утверждении Правил по охране труда при обработке металлов», СП 60.13330.2020 свода правил отопления, вентиляции кондиционирования воздуха, подтверждается собранными по делу доказательствами, которые отвечают требованиям ст.26.2 КоАП РФ и оценены при рассмотрении дела должностным лицом с учетом положений ст26.11 Ко АП РФ.

Малозначительности деяние не усматривается, исходя из характера правонарушения в сфере законодательства о труде.

Доводы жалобы об отсутствии выявленных нарушений судом не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются представленными материалами дела.

На основании ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

На основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2017 № 172, прокуратурой Краснофлотского района вынесено решение о проведении проверки и проведена соответствующая проверка АО «****».

Требования Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не распространяются на проведение прокурорской проверки.

Руководитель – это физлицо, работник организации, чья трудовая функция заключается в руководстве этой организацией, в осуществлении функций ее единоличного исполнительного органа. В таком случае, выполняя организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, руководитель несет ответственность как должностное лицо (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ, ч. 1 ст. 273 ТК РФ, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 № 21).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что вина должностного лица – Комличенко М.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, установлена и доказана, наказание, назначено в соответствии с санкцией указанной статьи.

Вынесенное постановление соответствует требованиям ст.ст. 29.9, 29.11 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Процессуальный порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являющихся основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора охраны и труда ФИО по делу об административном правонарушении №**** от 26 апреля 2022 года в отношении должностного лица – Комличенко Максима Ивановича о назначении административного штрафа в размере 2 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу представителя Никифоровой Е.А. – без удовлетворения.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения копия решения, через суд, его вынесший.

Вступившее в законную силу решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.

Судья: Л.А. Беличенко

.

.

.