ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-107/2024 от 20.02.2024 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

УИД 41RS0-42

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

РЕШЕНИЕ

«20» февраля 2024 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, при секретаре ФИО3, рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ФИО8» ФИО2 на постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 1 отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 27 ноября 2023 , которым юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «ФИО7» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 1 отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району (далее – должностное лицо) от 27 ноября 2023 , юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «ФИО9» (далее по тексту – ООО «ФИО10», Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, защитник Общества ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) обратился с жалобой в Петропавловск-Камчатский городской суд, в которой, полагая, что Обществом были предприняты все, зависящие от него меры по недопущению административного правонарушения, совершенного капитаном рыболовного судна «Мастер» ФИО4, и при наличии факта привлечения последнего за допущенного правонарушение, просил постановление от 27 ноября 2023 отменить. В случае признания оспариваемого постановления законным, со ссылкой на части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ просил снизить размер подлежащего наложенного на Общество административного штрафа с 100 000 рублей до 50 000 рублей.

Законный представитель Общества, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, причины своей неявки не сообщил, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы в суд не направил. В силу положений части 2 статьи 25.1 КоАП РФ судьёй принято решение о рассмотрение жалобы в отсутствии законного представителя Общества, поскольку его неявка не препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств настоящего дела и разрешению его в соответствии с законом.

Защитник ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В силу ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно п.п. 1, 4 ст. 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранению водных биологических ресурсов» Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 06.05.2022 № 285 (далее – Правила рыболовства), регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общинам, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Как установлено подп. а п. 16 Правил рыболовства капитан судна с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти кВт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн, оборудованного ТСК, должен: обеспечивать ежедневную передачу ССД о рыбопромысловой деятельности, сформированных на основе документированных данных рыболовного и судового журналов, в отраслевую систему мониторинга в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 994 в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Сведения, включаемые в ССД, должны соответствовать судовому и рыболовному журналам; подавать сведения, включаемые в ССД, о весовом (размерном) соотношении видов в улове водных биоресурсов, суммарно добытых (выловленных) за весь период рейса (выхода в море), незамедлительно после указания данных сведений в рыболовном журнале и других отчетных документах в местах доставки и выгрузки, указанных в пункте 10 Правил рыболовства, при осуществлении рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки; обеспечивать целостность и полноту базы ССД, передаваемых в федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр системы мониторинга рыболовства и связи".

Пунктом 17 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 26 декабря 2019 года № 721 «Об утверждении Порядка передачи данных в отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов» предписано, что в целях составления ССД в виде формализованных сообщений применяются условные коды ОСМ (далее - коды ОСМ), размещаемые на официальном сайте ФГБУ ЦСМС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.cfmc.ru.

В соответствии с официальным справочником рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов на 2023 год отходы рыбные мороженные имеют код ОСМ 2756.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, основанием для привлечения лица к административной ответственности является нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении и обжалуемому постановлению, юридическое лицо - ООО «Тихоокеанский флот», посредством рыболовного судна «Мастер», осуществляющего промышленное рыболовство в части приемки, обработки, перегрузки, транспортировки, хранения и выгрузки водных биоресурсов в территориальном море и внутренних морских водах Российской Федерации, в Карагинской промысловой подзоне (6102.1), при подаче судовых суточных донесений 19.07.2023 в 00:24 минуты в географических координатах 60 гр. 27,0 мин. СШ, 167 гр. 45,1 мин. ВД за 18.07.2023 не отразило в позициях 2 «Код рыбной продукции» и 3 «Масса (количество) рыбной продукции» блока Ш 6 «Производство рыбной продукции за сутки» и в позициях 2 «Код рыбной продукции» и 3 «Масса (количество) рыбной продукции, находящейся на борту судна» блока Ш12 «Остатки рыбной продукции на борту» 217 кг отходов рыбных мороженных, находящихся на борту рыболовного судна «Мастер», чем нарушило п. 4 ст. 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; п. 16 «Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», утвержденных приказом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 06 мая 2022 г. № 285; п. 17 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 26 декабря 2019 г. № 721 «Об утверждении Порядка передачи данных в отраслевую систему мониторинга водных, биологических ресурсов».

Виновность ООО «Тихоокеанский флот» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена должностным лицом на основании имеющихся в материалах дела доказательств: постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 23 октября 2023, акта осмотра судна от 20.07.2023, объяснений ФИО4 и ФИО5, судового журнала , рыболовного журнала , ССД за 18.07.2023, свидетельств о праве собственности на судно, о праве плавания под государственным флагом РФ и о соответствии ТСК, выписки из ЕГРЮЛ; иных материалов дела.

Содержание указанных доказательств приведено в постановлении должностного лица от 27 ноября 2023 .

Установив указанные обстоятельства, должностное лицо пришло к правильному выводу о виновности ООО «ФИО11» в совершении административного правонарушения и привлекло его к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Определение круга доказательств, их содержание, анализ и оценка, произведенные в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.7, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволили должностному лицу верно установить фактические обстоятельства дела и прийти к правильному выводу о виновности ООО «ФИО12» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с произведенной должностным лицом оценкой доказательств по делу не усматриваю.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «ФИО13» является самостоятельным, действующим юридическим лицом, руководство деятельностью которого осуществляет директор ФИО6 Основным видом деятельности Общества является «Рыболовство морское».

Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудовых обязанностей представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников, является проявлением разумной заботливости и осмотрительности юридического лица, направленных на обеспечение его деятельности.

Промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной продукции. То есть это комплексный процесс, требующий постоянного контроля со стороны предприятия за действиями всех работников, вовлеченных в реализацию коммерческой деятельности Общества, связанной с осуществлением промышленного рыболовства.

Контроль предполагает обеспечение достижения организацией (подразделением организации) своих целей, являя собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы (например, своими сотрудниками) принятым решениям, а также выработки определенных действий.

Учитывая изложенное, Общество самостоятельно или через специализированные подразделения имело реальную возможность и должно было осуществлять надлежащий текущий контроль деятельности капитана рыболовного судна «Мастер» ФИО4, выражающийся в числе прочего в истребовании от последнего ежедневной достоверной информации о ходе промысла.

Юридическое лицо ООО «ФИО14», являясь собственником рыболовного судна «Мастер», обладало всеми организационно-распорядительными функциями по отношению к капитану ФИО4 и самому судну, а также административно-хозяйственными полномочиями в части осуществления промышленного рыболовства и контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации; имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения действующего законодательства, было обязано контролировать действия капитана судна при осуществлении промысловой деятельности и принять все возможные меры, направленные на недопущение со стороны капитана и экипажа судна нарушений правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства. При этом каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению этим лицом возложенных на него обязанностей по соблюдению Правил рыболовства не установлено. Следовательно, на момент совершения административного правонарушения юридическое лицо ООО «ФИО16» имело правовую и реальную возможность эти обязанности выполнить, но не приняло к этому соответствующих и достаточных мер.

Юридическое лицо ООО «ФИО15», вступая в правоотношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их полное выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Проведение ООО «ФИО17» инструктажей перед выходом рыболовных судов на промысел о необходимости соблюдения требований действующего законодательства, проверки знаний, носят общий характер и не могут свидетельствовать о достаточности принимаемых юридическим лицом мер, направленных на предотвращение нарушений действующего законодательства.

Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «ФИО18» возложенных на него обязанностей по соблюдению требований законодательства РФ при осуществлении промышленного рыболовства не установлено, равно как отсутствует факт реализации прав, обеспечивающих выполнение этих обязанностей.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности ООО «ФИО19» при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Постановление должностного лица достаточно мотивировано, выводы о виновности ООО «Тихоокеанский флот» в совершении правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях основаны на имеющихся материалах дела доказательствах.

Вместе с тем при решении вопроса о назначении административного наказания должностным лицом не в полной мере учтены характер и фактические обстоятельства совершённого административного правонарушения.

Санкцией ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

ООО «ФИО20» с 10.12.2022 внесено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, является микропредприятием.

Статьёй 4.1.2 КоАП РФ определены особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

Так, согласно части 1 указанной статьи при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Санкция ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ не предусматривает назначение административного штрафа для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

При этом размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (ч. 3 ст. 4.1.2 КоАП РФ).

Принимая во внимание характер совершённого административного правонарушения, обстоятельства дела, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, руководствуясь принципами разумности, справедливости и соразмерности наказания совершенному деянию, на основании ч.ч. 2, 3 ст. 4.1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях прихожу к выводу о необходимости изменить постановление должностного лица в части назначения административного наказания, снизив размер административного штрафа в сумме 100 000 рублей до половины минимального размера (минимальной величины) административного штрафа.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит изменению.

При проверке материалов дела существенных нарушений процессуальных требований, которые могут повлечь отмену обжалуемого постановления, не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ФИО21» ФИО2, - удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 1 отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 27 ноября 2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «ФИО22» изменить, назначенное административное наказание в виде административного штрафа снизить до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей, в остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.

Судья Е.А. Лобановская