ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1085/2021 от 14.12.2021 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

№12-1085/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

14 декабря 2021 года г.Хабаровск

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Ткаченко Е.С., рассмотрев жалобу специалиста по закупкам отдела государственных закупок, работника контрактной службы КГКУ «Краевой имущественный комплекс» Пономаревой Светланы Викторовны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, на постановление заместителя председателя комитета государственного финансового контроля Правительства края Шашкова А.В. №ФКС 1/75-21 от 25.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 25.10.2021 Пономарева С.В. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Пономарева С.В. обратилась в суд с жалобой, указав, что при проведении торгов на приобретение в собственность Хабаровского края жилых помещений (квартир) для льготных категорий граждан заказчиком в извещении и проекте государственного контракта установлен порядок и сроки оплаты, соответствующие требованиям ч.7 ст.94 и ч.13.1 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ; поскольку в соответствии с требованиями ч.2 ст.558 ГК РФ договор купли-продажи квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, заказчиком сроки оплаты по контракту установлены в течение 15 рабочих дней (при проведении закупки для субъектов малого предпринимательства) и в течение 30 дней (без предъявления требований к участникам - субъектам малого предпринимательства) с момента получения покупателем контракта с отметкой о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение (квартиру); моментом получения контракта считается соответствующая отметка в расписке с датой выдачи документов в МФЦ специалисту заказчика; акт приема-передачи жилого помещения (квартиры) является одним из документов обязательных для регистрации перехода права собственности; фактическое подписание контракта и акта приема-передачи продавцом происходит на момент подачи документов в МФЦ, при этом дата подписания акта в большинстве своем совпадает с датой подписания контракта, т.е. возможность разместить подписанный с двух сторон акт появляется у заказчика после получения документов регистрации перехода права; при размещении актов приема-передачи в ЕИС заказчик во избежание просрочек размещения документов по приемке на акте указывал окончательную дату, совпадающую с фактической приемкой и датой оплаты по контракту; приемка жилых помещений (квартир), приобретаемых на вторичном рынке жилья для льготных категорий граждан, отличается от приемки любого другого товара, приобретаемого в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе; окончательная передача ключей происходит после оплаты продавцу всех обязательств по контракту, оплата за счет средств федеральных субвенций и регистрация перехода права собственности в свою очередь требует подписанного акта приема-передачи; это явилось причиной того, что акты приема-передачи, размещенные в ЕИС, начиная с 2020 года, кроме даты подписания, содержит дату фактической передачи, от которой заказчик и отсчитывает срок в 5 рабочих дней для размещения сведений в ЕИС; не учтено, что в 2020 году МФЦ при регистрации сделки купли-продажи квартиры одним из документов требовало предоставить акт приема-передачи, что приводило к подписанию акта совместно с подписанием контракта до фактической передачи квартиры; возможность разместить в реестре контрактов единой информационной системы подписанный с двух сторон акт появляется у заказчика после получения документов регистрации перехода права, и во избежание просрочек размещения документов по приемке, на акте указывалась окончательная дата, совпадающая с фактической приемкой и датой оплаты по контракту; в настоящий момент акт приема-передачи для регистрации сделки не требуется; правонарушение совершено впервые, по неосторожности, степень нарушения охраняемых общественных отношений незначительна, права и законные интересы участников закупки не нарушены, допущенное нарушение не привело к дополнительному расходованию средств бюджета, основные цели ведения единого порядка размещения заказов, определенные ч.1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, не нарушены; имеются основания для признания правонарушения малозначительным или для замены наказания в виде штрафа на предупреждение.

В письменном отзыве заместителем председателя Комитета Шашковым А.В. указано на то, что доводы об обязательности государственной регистрации договора купли-продажи, и передачи акта приема-передачи жилого помещения противоречит действующему законодательству; поскольку в ходе рассмотрения дела установлено несколько фактов нарушений, условие первичности и однократности правонарушения не создает условий для замены штрафа на предупреждение. Принципиальных возражений по поводу признания правонарушения малозначительным не имеется.

В судебном заседании Пономарева С.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме, дала пояснения по их существу.

Изучив материалы дела, выслушав Пономареву С.В., суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию.

В соответствии с ч.1 ст.103 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.

Из ч.3 ст.103 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ следует, что в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в п.п.1 - 7, 9, 12 и 14 ча.2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена ч.2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в п.п.8,10,11 и 13 ч.2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

В соответствии с п.13 ч.2 ст.103 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, в реестр контрактов включается документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

В ч.6 ст.103 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ указано, что Порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1084 утвержден Порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками вместе с правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками.

Согласно п.12 вышеназванных Правил, в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня заключения контракта - информацию и документы, указанные в пп.«а» - «ж», «и», «м» и «о» п.2 Правил, в течение 5 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги - информацию и документы, указанные соответственно в подпунктах «з», «к», «л» и «н» п.2 Правил.

В силу пп.«н» п.2 Правил в реестр контрактов включается документ о приемке (в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги).

Частью 7 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ определено, что приемка поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком).

Как следует из материалов дела, проверочной группой комитета государственного финансового контроля проведена плановая камеральная проверка КГКУ «Краевой имущественный комплекс» по результатам которой установлено, что Заказчиком 22.09.2020 заключен контракт №116 на приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, с.Хурба, ул.Взлетная,1, кв.34, с ИП Гавриловой О.П. по цене 1 210 000,00 руб. с реестровым номером 2272108385720000123.

Из раздела 6 «Срок, место передачи объекта недвижимости, порядок приема-передачи» следует, что срок передачи объекта недвижимости - срок передачи жилого помещения (квартиры) в течение 15 рабочих дней с момента заключения контракта по акту приема - передачи. Срок предоставления продавцом документов для государственной регистрации права собственности на жилое помещение (квартиру) покупателя в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» - в течение 3-х рабочих дней.

Пунктами 6.4 и 6.6 Контракта определено, что передача объекта недвижимости оформляется актом приема-передачи; датой передачи объекта недвижимости считается дата подписания сторонами акта приема-передачи.

Так, приемка имущества стоимостью 1 210 000,00 руб. осуществлена, согласно подписанному сторонами акту приема-передачи, 22.09.2020.

В соответствии с описью документов, принятых для государственной регистрации прав без одновременного кадастрового учета, учреждением представлены документы, в том числе акт приема-передачи от 22.09.2020, документы приняты на государственную регистрацию 23.09.2020 в 16 час. 42 мин.

Вместе с тем, при анализе вкладки Реестра контрактов единой информационной системы установлено, что Заказчиком в разделе «Информация об исполнении (расторжении) контракта» 30.10.2020 размещен акт приема-передачи от 22.09.2020, на котором электронным образом нанесена иная дата приемки, а именно - 26.10.2020, что не соответствует представленному ранее документу.

Согласно заключению специалиста, обладающего специальными знаниями в сфере информационно-коммуникационных технологий, факт внесения изменений в файл подтверждается его описывающими свойствами, в которых указана дата внесения изменений в данный файл после непосредственной даты создания исходного файла. Установлено, что файл получен путем сканирования оригинала бумажного документа.

Кроме того, при проведении проверки должностными лицами Комитета установлены аналогичные нарушения при исполнении следующих контрактов: №105 от 08.09.2020 (реестровый номер 2272108385720000114), дата акта приема-передачи, представленного к проверке на бумажном носителе, – 08.09.2020, дата размещения указанного акта в ЕИС – 30.10.2020, дата акта приема-передачи, размещенного в ЕИС, 26.10.2020, дата описи документов, принятых на государственную регистрацию – 11.09.2020; №106 от 09.09.2020 (реестровый номер 2272108385720000113), дата акта приема-передачи, представленного к проверке на бумажном носителе, – 09.09.2020, дата размещения указанного акта в ЕИС – 30.10.2020, дата акта приема-передачи, размещенного в ЕИС, 26.10.2020, дата описи документов, принятых на государственную регистрацию – 30.09.2020; №112 от 18.09.2020 (реестровый номер 2272108385720000118), дата акта приема-передачи, представленного к проверке на бумажном носителе, – 18.09.2020, дата размещения указанного акта в ЕИС – 30.10.2020, дата акта приема-передачи, размещенного в ЕИС, 26.10.2020, дата описи документов, принятых на государственную регистрацию – 23.09.2020; №113 от 18.09.2020 (реестровый номер 2272108385720000119), дата акта приема-передачи, представленного к проверке на бумажном носителе, – 18.09.2020, дата размещения указанного акта в ЕИС – 30.10.2020, дата акта приема-передачи, размещенного в ЕИС, 26.10.2020, дата описи документов, принятых на государственную регистрацию – 30.09.2020; №114 от 18.09.2020 (реестровый номер 2272108385720000117), дата акта приема-передачи, представленного к проверке на бумажном носителе, – 18.09.2020, дата размещения указанного акта в ЕИС – 30.10.2020, дата акта приема-передачи, размещенного в ЕИС, 26.10.2020, дата описи документов, принятых на государственную регистрацию – 30.09.2020; №115 от 22.09.2020 (реестровый номер 2272108385720000122), дата акта приема-передачи, представленного к проверке на бумажном носителе, – 22.09.2020, дата размещения указанного акта в ЕИС – 30.10.2020, дата акта приема-передачи, размещенного в ЕИС, 26.10.2020, дата описи документов, принятых на государственную регистрацию – 23.09.2020; №117 от 18.09.2020 (реестровый номер 2272108385720000121), дата акта приема-передачи, представленного к проверке на бумажном носителе, – 18.09.2020, дата размещения указанного акта в ЕИС – 30.10.2020, дата акта приема-передачи, размещенного в ЕИС, 26.10.2020, дата описи документов, принятых на государственную регистрацию – 25.09.2020.

Установив предоставление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, 20.10.2021 консультантом отдела контроля за осуществление закупок Комитета в отношении специалиста по закупкам отдела государственных закупок КГКУ «Краевой имущественный комплекс» Пономаревой С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановлением от 25.10.2021 Пономарева С.В. привлечена к административной ответственности за совершение вмененного правонарушения.

Фактические обстоятельства и вина должностного лица в совершении правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе: сведениями об исполнении (расторжении) контракта, контрактами №116 от 22.09.2020, описью документов, принятых для оказания государственных услуг, актом приема-передачи от 22.09.2020, контрактом №105 от 08.09.2020, описью документов, принятых для оказания государственных услуг, актом приема-передачи от 08.09.2020, контрактом №106 от 09.09.2020, описью документов, принятых для оказания государственных услуг, актом от 09.09.2020, контрактом №112 от 18.09.2020, описью документов, принятых для оказания государственных услуг, актом приема-передачи от 18.09.2020, контрактом №113 от 18.09.2020, описью документов, принятых для оказания государственных услуг, актом приема-передачи от 18.09.2020, контрактом №114 от 18.09.2020, описью документов, принятых для оказания государственных услуг, актом приема-передачи от 18.09.2021, контрактом №115 от 22.09.2020, описью документов, принятых для оказания государственных услуг, актом приема-передачи от 22.09.2020, контрактом №117 от 18.09.2020, описью документов, принятых для оказания государственных услуг, актом приема-передачи от 18.09.2020, перечнем контрактов, скриншотами, заключением по результатам анализа отдельных электронных документов государственного контракта №2272108385720000123, размещенного в ЕИС в сфере закупок, Положением (регламентом) о контрактной службе, Положением о контрактной службе, приказом от 21.01.2020 №4/1 о наделении правом электронной подписи, приказом от 16.09.2016 №86, должностной инструкцией специалиста по закупкам отдела государственных закупок, протоколом об административном правонарушении от 20.10.2021.

Выше перечисленные доказательства отвечают требованиям ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к доказательствам по делу об административном правонарушении.

В силу статьи 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом №19/1 от 22.07.2019 в КГКУ «Краевой имущественный комплекс» создана контрактная служба, утверждены структура, численность и Положение о контрактной службе.

Положением о контрактной службе, утв. 27.11.2020, определено, что контрактная служба при исполнении, изменении, расторжении контракта осуществляет оформление документа о приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (подпункт 3.4.3.3); направляет информацию об исполнении контрактов, о внесении изменений в заключенные контракты в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиком (подпункт 3.4.5.).

В соответствии с должностной инструкцией специалиста по закупкам отдела государственных закупок учреждения, на него, в том числе возложена обязанность по размещению информации об исполнении контракта (п.2.5).

Пунктом 4.5 должностной инструкции определено, что специалист по закупкам несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным законодательством Российской Федерации.

Пономарева С.В. согласно приказу от 21.01.2020 №4/1 наделена правом электронной подписи, ей выдан сертификат такой подписи со сроком действия с 30.09.2020 по 30.12.2021.

Кроме того, сведения и информация по вышеуказанным контрактам, размещенным во вкладке «Реестр контрактов» ЕИС, содержат отметку электронной подписи Пономаревой С.В.

Таким образом, являясь ответственным должностным лицом КГКУ «Краевой имущественный комплекс» за размещение информации об исполнении указанных выше контрактов, специалист по закупкам отдела государственных закупок, работник контрактной службы Пономарева С.В. допустила нарушение требований законодательства РФ о контрактной системе, в связи с чем, обоснованно привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы автора жалобы, касающиеся невиновности, опровергаются представленными в материалах дела доказательствами, среди которых заключение специалиста в сфере информационно-коммуникационных технологий (консультанта отдела организационной работы, администрирования и защиты информации Комитета государственного финансового контроля) о внесении 30.10.2020 изменений в файл PDF, полученный путем сканирования 14.10.2020 акта приема-передачи от 22.06.2020 №116 – добавление текстового поля с указанием 26.10.2020. Данным заключением по ряду контрактов также установлены факты изменения сканированных образов актов приема-передачи жилых помещений (квартир).

.

Кроме того, поскольку у должностных лиц Учреждения имелась возможность размещения в установленные сроки актов приема - передачи жилого помещения (квартиры) до их сдачи в МФЦ для регистрации перехода права собственности, доводы, касающиеся существующей процедуры регистрации договоров купли-продажи, в том числе обязанности при этом передачи актов приема-передачи жилого помещения не опровергают выводы о вине должностного лица.

Ссылка в жалобе на наличие оснований для применения положений ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях является необоснованной.

Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Из буквального толкования данной нормы следует, что применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом, а не обязанностью суда.

Основания, позволяющие признать совершенное Пономаревой С.В. правонарушение, объектом которого являются общественные отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в данной сфере, малозначительным, отсутствуют.

Кроме того, судом учтено, что малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу; освобождение лица от административной ответственности в связи с малозначительностью является прерогативой органа, должностного лица, осуществляющего первоначальное привлечение к ответственности. При этом, должностным лицом комитета государственного финансового контроля не установлено оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ, в том числе со ссылкой на не единичный характер нарушений.

Исключительных обстоятельств, указывающих на малозначительность совершенного правонарушения в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из содержания постановления и доводов жалобы не усматривается.

С учетом взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.

Наказание Пономаревой С.В. назначено в соответствии с санкцией ч.2 ст.7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая другого вида или размера для должностных лиц не предусматривает.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления нет.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя председателя комитета государственного финансового контроля Правительства края Шашкова А.В. №ФКС 1/75-21 от 25.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении специалиста по закупкам отдела государственных закупок, работника контрактной службы КГКУ «Краевой имущественный комплекс» Пономаревой Светланы Викторовны оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Судья Ткаченко Е.С.