ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1086/2022 от 16.08.2022 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 12-1086/2022

УИД 28RS0017-01-2022-000816-26

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

16 августа 2022 г. г. Благовещенск

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Мухин Е.О.

(675000, <...>, каб. 410),

при секретаре судебного заседания Грязновой А.Е.,

с участием защитника ООО «Газпром переработка Благовещенск» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Газпром переработка» – ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 № 16-06/2021-433 от 17 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении ООО «Газпром переработка»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 № 16-06/2021-433 от 17 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор общества обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с жалобой, в обоснование которой изложил обстоятельства дела, привел ссылки на нормы действующего законодательства, а также указал, что вывод должностного лица и виновности общества сделан без надлежащей проверки оценки всей совокупности доказательств. Правительством РФ от 04.04.2022г. принято постановление № 579 «Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации» (далее - Постановление № 579, Особенности), согласно пп. «б» п. 3 которого не проводится повторная государственная экологическая экспертиза в отношении проектной документации, предусматривающей строительство, реконструкцию объектов, указанных в статье 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", в случае доработки проектной документации, ранее получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, если вносимые в такую проектную документацию изменения не затрагивают положения проектной документации, содержащие мероприятия по охране окружающей среды, не влекут изменения качественных характеристик загрязняющих веществ, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта и (или) размещаемых отходов и (или) увеличения количественных характеристик хотя бы одного из загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта и (или) размещаемых отходов, а также не приведут к изменению следующих показателей: границы застройки; местоположение объекта; конструктивные и объемно-планировочные решения объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения; технологические и конструктивные решения линейных объектов. В соответствии с п. 2 Постановления № 579, Особенности, утвержденные настоящим постановлением, распространяются на правоотношения, связанные с внесением изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы до дня вступления в силу настоящего постановления, а также возникшие на основании заявлений застройщиков, технических заказчиков и лиц, обеспечивших выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поданных со дня вступления в силу настоящего постановления по 31.12.2022г. Внесение изменений в проектную документацию после получения государственной экологической экспертизы было инициировано в целях изменения этапности строительства в части корректировки титульного списка проектной документации. Согласно содержанию проектной документации (с учетом корректировки) внесенные в ходе корректировки изменения не затрагивают положения проектной документации, содержащие мероприятия по охране окружающей среды, не влекут изменения качественных характеристик загрязняющих веществ, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта и (или) размещаемых отходов и (или) увеличения количественных характеристик хотя бы одного из загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта, не влияют на технические решения в части охраны окружающей среды и мероприятия в части производственного контроля, а также не ведут к возникновению каких-либо дополнительных рисков негативного воздействия на окружающую среду, архитектурные, технические и технологические решения, не изменяют границы и местоположение Амурского газоперерабатывающего завода. Документы, свидетельствующие об обратном, в материалах дела отсутствуют. АО «НИПИГАЗ», в качестве разработчика проектной документации, письмом от 18.05.2022г. № 5714/НИПИГАЗ в адрес Общества направлены подтверждения о соответствии изменений, внесенных в ПД, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации требованиям части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, согласно которым изменения, внесенные в ПД, не приводят к нарушениям требований в области охраны окружающей среды, а именно: подтверждение о соответствии изменений от 13.07.2021 № 21-07-1. Кроме того, решением Свободненского городского суда Амурской области от 02.06.2022г. по делу № 12-59/2022 аналогичное постановление должностного лица о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ отменено. На основании изложенного, просила постановление отменить, производство по делу прекратить.

Срок обжалования не пропущен.

В судебном заседании защитник ООО «Газпром переработка Благовещенск» ФИО1 доводы изложенные в жалобе поддержала в полном объеме.

Рассматривая дело по существу, изучив жалобу и материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно абз. 5 ст. 27 Федерального закона 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В силу подпункта 7 части 1 статьи 30 Федерального закона 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ) нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами является в том числе, осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, во исполнение поручения Росприроднадзора от 22.07.2021г. № МК-09-02-31/23879 и от 27.07.2021г. МК-09-02-31/24524, на основании решения Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 10.08.2021г. № 28, в период с 12.08.2021г. по 25.08.2021г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Газпром переработка Благовещенск» по объекту капитального строительства «Амурский ГПЗ» Этап 3.1. Объекты вспомогательных производств». Этап строительства 1.1. Объекты административного назначения для подачи газа на ТЭС».

В ходе проверки установлено, что при строительстве в проектную документацию объекта капитального строительства «Амурский газоперерабатывающий завод» Этап 3.1. Газоперерабатывающий завод», после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Росприроднадзора от 10.08.2020г. № 963, внесены изменения (указаны в составе проектной документации (с учетом изменений, внесенных в ходе проведения экспертизы) в акте проверки).

Заключением ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 15.06.2021г. № 2075-2021 (заявитель - АО «НИПИГАЗ) по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения подтверждается, что в проектную документацию объекта капитального строительства «Амурский газоперерабатывающий завод» Этап 3.1. Объекты вспомогательных производств». Этап строительства 1.1. Объекты административного назначения для подачи газа на ТЭС» вносились изменения.

ООО «Газпром переработка Благовещенск» осуществлено строительство 29 объектов, не предусмотренных этапом строительства 3.1.1 (перечислены в таблице в постановлении по делу). Также ООО «Газпром переработка Благовещенск» не осуществлено строительство 7 объектов, предусмотренных этапом строительства 3.1.1 (перечислены в таблице в постановлении по делу).

По выявленным фактам составлен акт проверки от 25.08.2021г. № 15-27/2021-28-А.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «Газпром переработка Благовещенск» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, и привлечения общества к ответственности.

В соответствии с п. 7.5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - ФЗ № 174-ФЗ), объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов.

В соответствии с п. 8 ст. 11 ФЗ № 174-ФЗ, объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае, в том числе, реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 ст. 11 ФЗ № 174-ФЗ, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию, а также внесение изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ № 174-ФЗ государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 ФЗ № 174-ФЗ, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе, указанных в ст. 14 ФЗ № 174-ФЗ.

Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в числе прочего, в случае внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Должностное лицо, выявив, что в проектную документацию «Амурский газоперерабатывающий завод» Этап 3.1. Объекты вспомогательных производств». Этап строительства 1.1. Объекты административного назначения для подачи газа на ТЭС» внесены изменения после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы от 10.08.2020 № 963, пришел к выводу, что проектная документация является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня в соответствии с п. 8 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Между тем, 04.04.2022 года Правительством РФ было вынесено постановление N 579 "Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации" (далее постановление Правительства РФ от 04.04.2022 N 579, Особенности). Постановление вступило в законную силу 14.04.2022г.

Согласно пп. «б» п. 3 Особенностей при проведении в отношении проектной документации государственной экспертизы проектной документации в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, не проводится:

- повторная государственная экологическая экспертиза в отношении проектной документации, предусматривающей строительство, реконструкцию объектов, указанных в статье 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", в случае доработки проектной документации, ранее получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, если вносимые в такую проектную документацию изменения не затрагивают положения проектной документации, содержащие мероприятия по охране окружающей среды, не влекут изменения качественных характеристик загрязняющих веществ, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта и (или) размещаемых отходов и (или) увеличения количественных характеристик хотя бы одного из загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта и (или) размещаемых отходов, а также не приведут к изменению следующих показателей: границы застройки; местоположение объекта; конструктивные и объемно-планировочные решения объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения; технологические и конструктивные решения линейных объектов.

На основании п. 2 постановления Правительства РФ от 04.04.2022 N 579 особенности, утвержденные настоящим постановлением, распространяются на правоотношения, связанные с внесением изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы до дня вступления в силу настоящего постановления, а также возникшие на основании заявлений застройщиков, технических заказчиков и лиц, обеспечивших выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поданных со дня вступления в силу настоящего постановления по 31 декабря 2022 г.

Разработчиком проектной документации АО «НИПИГАЗ» письмом от 18.05.202г. № 5714/НИПИГАЗ в адрес ООО «Газпром переработка Благовещенск» направлены подтверждения соответствии изменений, внесенных в проектную документацию (ПД), получившую положительное заключение экспертизы проектной документации требованиям ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, согласно которым внесенные в ПД изменения не приводят к нарушениям требований в области охраны окружающей среды: подтверждение о соответствии изменений от 13.07.2021 № 21-07-1.

Согласно содержанию ПД (с учетом корректировки) внесенные в ходе корректировки изменения не затрагивают положения ПД, содержащие мероприятия по охране окружающей среды, не влекут изменения качественных характеристик загрязняющих веществ, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта и (или) размещаемых отходов и (или) увеличения количественных характеристик хотя бы одного из загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых при эксплуатации объекта и (или) размещаемых отходов, а также не приведут к изменению следующих показателей: границы застройки; местоположение объекта; конструктивные и объемно-планировочные решения объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения; технологические и конструктивные решения линейных объектов.

Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

При изложенных обстоятельствах, на основании пп. «б» п. 3 Особенностей, установленных постановления Правительства РФ от 04.04.2022 N 579, проектная документация ««Амурский газоперерабатывающий завод. Этап 3.1. Объекты вспомогательных производств». Этап строительства 1.1. Объекты административного назначения для подачи газа на ТЭС» Этап строительства 3.1.1 межплощадочные инженерные сети. Объекты Водоочистные сооружения. 1 пусковой комплекс не является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П и от 16 июля 2015 г. N 22-П; определения от 21 апреля 2005 г. N 122-О, от 19 ноября 2015 г. N 2557-О и др.).

Это, в свою очередь, означает, что положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 2735-О).

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при признании утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность (пункт 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 № 16-06/2021-433 от 17 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении ООО «Газпром переработка» отменить, производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ: в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.

Настоящее решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд Амурской области в течение 10 дней с момента вручения (получения) копии решения.

Вступившее в законную силу решение судьи может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <...>) в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Благовещенского

городского суда Е.О. Мухин