ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1088/2017 от 05.04.2017 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Леошик Г.Д. Дело <...>

РЕШЕНИЕ

05 апреля 2017 года <...>

Судья Краснодарского краевого суда < Ф.И.О. >7, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу президента КРБОО ЮПЦ < Ф.И.О. >4, жалобу защитника < Ф.И.О. >3 в интересах КРБОО ЮПЦ на постановление судьи Хостинского районного суда <...> Краснодарского края от <...> по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Хостинского районного суда <...> Краснодарского края от <...> Краснодарская региональная благотворительная общественная организация «Южный правозащитный центр» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, президент КРБОО ЮПЦ < Ф.И.О. >4 просит отменить постановление судьи как незаконное и необоснованное. Указывает, что судьей незаконно отказано в удовлетворении ходатайства о переносе судебного заседания в связи с невозможностью участия защитника. Представителям КРОО ЮПЦ не представлено для обозрения письмо, являющееся основанием для проведения внеплановой проверки. Проверка проведена в отношении ИП < Ф.И.О. >4 Проведение проверки в отношении данной категории лиц в компетенцию Минюста не входит. В материалах дела отсутствуют сведения о решениях государственных органов, связанных с проведением проверки. Судом не принято во внимание, что проводимая КРБОО ЮПЦ кампания относится к деятельности по развитию гражданского общества, занимается благотворительной деятельностью.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, защитник < Ф.И.О. >3 в интересах КРБОО ЮПЦ просит отменить постановление судьи как незаконное и необоснованное.

Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобах, выслушав < Ф.И.О. >4, его защитника < Ф.И.О. >3, представителей Минюста РФ < Ф.И.О. >5, < Ф.И.О. >6, судья Краснодарского краевого суда не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с распоряжением Управления министерства Юстиции Российской Федерации от <...><...>-р «О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица», на основании подпункта 5 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона от <...> № 7-ФЗ «О коммерческих организациях», в период с <...> по <...> Управлением, в целях проверки сведений, указанных в информации Службы в <...> ФСБ России по Краснодарскому краю от <...><...>, проведена внеплановая документарная проверка деятельности Краснодарской региональной благотворительной общественной организации «Южный правозащитный центр».

По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении <...>-о от <...>, которым установлено следующее:

В 2015 году КРБОО ЮПЦ был опубликован и размещен на своем Интернет-сайте доклад «Правовое положение людей без гражданства - жителей Большого Сочи», составленный по итогам консультационной работы и мониторинга, проведенных КРБОО ЮПЦ на территории Большого Сочи в августе-сентябре 2015 года. В докладе сообщается, что его издание осуществлено «Южным Правозащитным Центром» «...при поддержке Европейского Офиса Группы Прав Меньшинств (MRGEurope)...» (Minority Rights Group Europe). При этом доклад обращен, в том числе, к государственным органам и содержит рекомендации российским органам власти, включающие заявления о необходимости принятия и подписания нормативно-правовых актов на федеральном уровне, отражает негативные оценочные суждения относительно действий правоохранительных органов и Федеральной миграционной службы Российской Федерации в период подготовки и проведения олимпийский Зимних игр 2014 года, сообщает о системности нарушений прав человека на территории <...>.

Также с 25 июля по <...> КРБОО ЮПЦ принято участие в Неделе проверок отделений и пунктов полиции <...>, приуроченной к общероссийской компании «Гражданин и полиция», о чем составлен отчет, который размещен на интернет-сайте КРБОО ЮПЦ. В данном отчете о работе правоохранительных органов была дана оценка как положительная, так и отрицательная, в частности оценка доступа в отношении информации в интернете и ее соответствие реальности доступности отделов и пунктов полиции, внутренней оснащенности отделений, условий работы сотрудников полиции. В конце указанного отчета даны рекомендации органам внутренних дел по организации отделений и пунктов полиции. Аналогичная кампания «Гражданин и полиция» 2016 года, согласно сведениям, размещенным на интернет-сайте КРБОО ЮПЦ проведена в <...> с 27 июля по <...>.

В ходе проверки установлены факты финансирования деятельности КРБОО ЮПЦ за счет иностранных источников. Непосредственно Симонов C.Л. в мае 2016 года получал денежные средства от некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента - Санкт-Петербургской общественной правозащитной организации «Гражданский контроль» по целевому назначению для создания сайта КРБОО ЮПЦ и продвижения в социальных сетях, о чем на сайте КРБОО ЮПЦ имеется ссылка об оказании содействия в создании сайта общественной организацией «Гражданский контроль».

В декабре 2015 года КРБОО ЮПЦ поведено просветительское мероприятие: семинар проекта «Праксис» о правах человека, правозащитном движении и действиях по защите своих прав, семинары и тренинги, посвященные Международному дню прав человека. В ходе мероприятия также состоялась презентация международного культурно-просветительского проекта «HUMRA - Human Rights Animation». Указанный проект проводится Гёте-Институтом в Москве совместно с Молодежным правозащитным движением (Россия, < Ф.И.О. >1 (Германия) и ACICC (Грузия), проект финансируется Европейский Союзом.

Данные обстоятельства в соответствии со ст. 26.1 и 26.2 КоАП РФ подтверждаются вышеуказанным протоколом об административном правонарушении, актом проверки <...> от <...>.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 32 Федерального закона от <...> №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Минюстом России и его территориальными органами согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 4.2 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации является поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об осуществлении некоммерческой организации деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В силу пункта 6 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что Краснодарская региональная благотворительная общественная организация «Южный правозащитный центр» осуществляет политическую деятельность на территории Российской Федерации и получает денежные средства, в том числе от иностранных источников, что подтверждается письмом Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю под грифом «для служебного пользования» по данным Росфинмониторинга, представленные суду представителями Министерства Юстиции РФ по Краснодарскому краю для обозрения сторонам в судебном заседании.

Указанная деятельность подпадает под формы осуществления политической деятельности, установленные пунктом 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а именно осуществлялась в формах:

публичных обращений к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;

распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;

финансирование указанной деятельности.

В силу вышеизложенного, в действиях КРБОО ЮПЦ имеются признаки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, сведения о которой подлежат включению в соответствующий реестр.

Как указано в протоколе об административном правонарушении, на дату завершения проверки с заявлением о внесении сведений в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, КРБОО ЮПЦ не обратилась.

Доводы жалобы о нарушении требований закона при проведении проверки и принятии оспариваемого решения необоснованны.

Как видно из материалов дела, Управление Минюста РФ по Краснодарскому краю представило в судебном заседании районного суда письмо Министерства юстиции Российской Федерации от <...><...>дсп (подлинник), которым подтверждаются сведения, указанные в протоколе в отношении получения Симоновым C.Л. финансирования из иностранных источников.

Указанное письмо Минюста отнесено к служебной информации ограниченного распространения, то есть является несекретной информацией, касающейся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством.

Порядок обращения с указанной категорией документов регулируется Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> N 1233, а также Инструкцией по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации», утвержденной приказом Минюста России от <...><...> (ред.от <...>). В соответствии с указанными нормативными актами передача служебных документов Министерства, их копий или проектов сторонним организациям или частным лицам допускается только с разрешения Министра юстиции Российской Федерации, или лица, исполняющего его обязанности.

Вместе с тем указанный документ в судебном заседании районным судом был оглашен в полном объеме, что свидетельствует о факте ознакомления с данным документом представителя КРБОО ЮПЦ.

В своей жалобе представитель КРБОО ЮПЦ также указывает на то, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю не было представлено письмо из Службы по <...> ФСБ по Краснодарскому краю от <...><...>, являющееся основанием для проведения внеплановой документарной проверки КРБОО ЮПЦ, что лишило, по мнению заявителя, возможности КРБОО ЮПЦ убедиться в законности основания для проведения внеплановой документарной проверки.

Между тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» руководитель юридического лица при проведении проверки имеет право получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено данным Федеральным законом. Этому праву руководителя юридического лица корреспондирует обязанность должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки предоставлять ему информацию и документы, относящиеся к предмету проверки (пункт 6 статьи 18 данного Федерального закона).

Однако в ходе проверки руководитель КРБОО ЮПЦ не воспользовался свои правом на ознакомление с материалами проверки, в число которых входит и вышеуказанное письмо Службы по <...> ФСБ по Краснодарскому краю, явившееся основанием для проведения проверки.

В ходе судебного заседания районного суда от <...> судья установил факт наличия письма Службы по <...> ФСБ по Краснодарскому краю от <...><...>. При этом, представителями Управления было обращено внимание суда на тот факт, что вопрос об отсутствии повода и оснований для производства проверки не может подниматься и рассматриваться в рамках рассмотрения административного протокола, так как настоящий судебный процесс регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях, а в жалобе фактически ставится вопрос о законности действий Управления при назначении проведении внеплановой проверки.

В соответствии с п.4 ст.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, в отношении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций регулируются специальными федеральными законами.

Управлением на основании пп. 5 п. 4.2. ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от <...> № 7-ФЗ назначена и проведена проверка в отношении Краснодарской региональной благотворительной общественной организации «Южный правозащитный центр» (КРБОО ЮПЦ). В ходе проверки в соответствии с п.5 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Управлением была запрошена информация в государственных органах в отношении деятельности некоммерческой организации - КРБОО ЮПЦ, по результатам анализа которой в ходе проверки было установлено, что Симонов C.Л., являясь одновременно президентом КРБОО и индивидуальным предпринимателем, получал денежные средства от иностранных источников, которые в том числе были израсходованы на финансирование деятельности КРБОО ЮПЦ.

Таким образом, проверка была проведена в отношении КРБОО ЮПЦ как юридического лица, а не в отношении ИП < Ф.И.О. >4

Обращение судьи в ходе судебного разбирательства к представителям Минюста с вопросом о предоставлении реквизитов для оплаты штрафа не свидетельствует о предвзятости судьи, так как в соответствии с вопросом суда, в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, в соответствии ст.29.10 КоАП РФ, должна быть указана информация о получателе штрафа.

Также нельзя согласиться с доводами жалобы, что деятельность организации не может быть признана политической на том основании, что внесенные КРБОО ЮПЦ рекомендации по улучшению деятельности полиции связаны с выполнением действующего законодательства и действующих ведомственных приказов, а также является благотворительной, поскольку в ходе проверки было достоверно установлено, что КРБОО ЮПЦ осуществляла политическую деятельность.

Так, в 2015 году КРБОО ЮПЦ было опубликован и размещен на своем Интернет-сайте доклад «Правовое положение людей без гражданства - жителей Большого Сочи» (далее - Доклад), составленный по итогам консультационной работы и мониторинга, проведенных КРБОО ЮПЦ на территории Большого Сочи в августе-сентябре 2015 года.

В Докладе сообщается, что его издание осуществлено «Южным Правозащитным Центром» «...при поддержке Европейского Офиса Группы Прав Меньшинств (MRGEurope)...» (Minority Rights Group Europe). При этом, Доклад обращен в том числе к государственным органам и содержит рекомендации российским органам власти, включающие заявления о необходимости принятия и подписания нормативно-правовых актов на федеральном уровне, отражает негативные оценочные суждения относительно действий правоохранительных органов и Федеральной миграционной службы Российской Федерации в период подготовки и проведения Олимпийских Зимних Игр 2014 года, сообщает о системности нарушений прав человека на территории <...>.

В данном докладе даны рекомендации органам государственной власти по действиям в отношении лиц без гражданства.

Результатами данного доклада, в числе прочих, является распространение результатов мониторинга. Так, согласно информации размещенной в разделе «Деятельность» на Интернет-сайте Организации вышеназванный доклад разослан более чем двадцати адресатам в органах власти, а также передан во время личного приема руководителям нескольких ведомств. Кроме того, Доклад был также обнародован путем размещения на интернет-сайте городского интернет-издания «Сочинские новости».

Кроме того, в указанном Докладе сделаны выводы, что «...в России до сих пор нет инструмента для эффективной легализации лиц без гражданства...», «...в учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации отсутствует алгоритм действий по работе с лицами без гражданства». Данные суждения также свидетельствуют о политическом характере деятельности организации.

КРБОО ЮПЦ осуществляет мониторинг открытости отделений полиции и судебных органов. В результате посещения Симоновым C.Л. отделений и пунктов полиции собираются данные, которые используются для составления отчетов по ситуации в регионе и в стране.

Так, с 25 июля по <...> Организацией принято участие в Неделе проверок отделений и пунктов полиции <...>, приуроченной к общероссийской кампании «Гражданин и полиция», о чем был составлен отчет, который размещен на интернет-сайте Организации (https://shrcenter.ru/wp- content/uploads/2016/08/police2015. pdf). В данном отчете о работе правоохранительных органов была дана оценка как положительная, так и отрицательная, в частности оценка доступа в отношении информации в интернете и ее соответствие реальности, доступности отделов и пунктов полиции, в том числе для людей с инвалидностью, внутренней оснащенности отделений и пунктов полиции, условий работы сотрудников полиции). В конце обозначенного отчета даны рекомендации органам внутренних дел по организации отделений и пунктов полиции.

Аналогичная кампания «Гражданин и полиция» 2016 года, согласно сведениям, размещенным на интернет-сайте Организации (https://shrcenter.ru/v-sochi-zavershena-kampaniya-grazhdanin-i-politsiya-2016 goda/) проведена в <...> с 27 июля по <...>.

Учитывая изложенное, осуществляемая КРБОО ЮПЦ деятельность полностью подпадает под определение, закрепленное как в Постановлении КС РФ от <...><...>-П, которым было определено, что «формы участия в политической деятельности могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно, так и содержащееся в п.6 ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (в редакции от <...><...>- ФЗ).

Судья районного суда, установив факт нарушения КРБОО ЮПЦ требований Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», правомерно назначил данной организации административное наказание в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.

Судьей приняты во внимание обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ. Наказание назначено в минимальном размере, установленном ст. 19.34 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда

РЕШИЛ:

Постановление судьи Хостинского районного суда <...> Краснодарского края от <...> оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.

Судья: