ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1088/2021 от 15.12.2021 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

15 декабря 2021 года г.Астрахань

Судья Кировского районного суда г.Астрахани Кольцова В.В.

Рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4.2. ст. 7.30 КоАП РФ.

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с жалобой на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ о наложении штрафа по делу об административном правонарушении№ 030/04/7.30-1276/2021, в соответствии с которым она привлечена к административной ответственности по ч.4.2.ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указав, что оснований для привлечения ее к ответственности не имеется.

Конкурсная документация (номер извещения 0225100000121000085) утверждена в соответствии с положениями п. 8 части 1 статьи 54.3, частей 8 и 9 ст.32 Закона о контрактной системе. В конкурсной документации установлены критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие с учетом потребностей и интересов заказчика и соблюдением принципов добросовестной конкуренции. При этом региональным отделением соблюдены требования постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.20213 №1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Считает, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2.ст.7.30 КоАП РФ, в ее действиях отсутствует. Просила постановление отменить.

ФИО1ФИО2 по доверенности ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в жалобе, просила удовлетворить. Пояснила, что действующим законодательством не предусмотрен перечень документов, подтверждающих опыт участника, в связи с чем заказчик определил, что закупками сопоставимого характера являются закупки, предметом которых является выполнение работ по изготовлению изделий, проведенные в соответствии с Законом о контрактной системе. Участниками закупки в качестве подтверждения успешного опыта выполнения работ должны быть предоставлены исполненные контракты, при отсутствии применённых к их исполнителям штрафных санкций или пеней. Доказательством такого исполнения является запись в реестре контрактов, не содержащая информации о ненадлежащем исполнении контракта. В иных случаях заказчику не представляется возможным убедиться в успешном исполнении договоров, предоставленных участниками в подтверждение наличия опыта выполнения работ.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещены надлежащим образом.

Выслушав ФИО1ФИО2ФИО4, проверив материалы административного дела, судом установлено, что Постановлением о привлечении ФИО2 к ответственности установлено, что при размещении ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.rn извещения о проведении электронного конкурса на право заключить контракт на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов в 2021 году (номер извещения: ) (далее - электронный конкурс) и документация об этом конкурсе (далее также Конкурсная документация) установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, которыми, по показателю «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема», предусмотрено, что к оценке принимаются контракты, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе, предметом которых является выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей.

Административный орган полагает, что поскольку ни объем, ни характер работ, как категории, не могут быть определены в зависимости о того, в чьих интересах они выполняются - публичных или частных, установление в качестве критерия оценки наличия опыта выполнения работ по государственным или муниципальным контрактам ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных или муниципальных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.

При таких обстоятельствах, действия Заказчика в части установления в Конкурсной документации положений о том, что участником закупки в подтверждение опыта работ могут быть представлены контракты на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей, заключенные исключительно в рамках Закона о контрактной системе, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3, части 8 и 9 статьи 32 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем, из представленных материалов дела следует, что 11.05.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного конкурса на право заключить контракт на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов в 2021 году (номер извещения:0) и документация об этом конкурсе. В закупке регионального отделения, установлены следующие критерии оценки заявок: стоимостной критерий оценки: «Цена контракта»; нестоимостной критерий оценки: «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»: «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема».

В силу п. 9 ч. 1 ст. 50, п.8 с.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила №1085).

В соответствии с п. 27 Правил № 1085 показателем нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки» в числе прочих может быть «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

В документации установлено, что сведения о наличии опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, подтверждаются копиями государственных контрактов, заключенных в соответствии с положениями закона о контрактной системе, исполненных в полном объеме, без штрафных санкций, заключенных за последние три года до даты подачи заявки на участие в Конкурсе. Информация о заключенных контрактах по результатам их проведения содержится в реестре государственных контрактов на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, который содержит достоверные сведения о нарушениях сроков и иных условий контракта по вине участника, а также сведения об объеме и стоимости выполненных работ.

При этом в конкурсной документации содержится указание на то, что не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.

Поскольку нормами Закона о контрактной системе и Правилами № 1085 не регламентирован порядок подтверждения опыта выполнения работ, заказчик самостоятельно в конкурсной документации устанавливает содержание такого показателя «опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера», определяет его вес в системе оценки заявок, исходя из собственных потребностей, самостоятельно определяет перечень документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, исходя из своих потребностей в заключении контракта с лицом, максимально соответствующим критериям, установленным в документации.

Установление в конкурсной документации требований к опыту выполнения работ в форме предоставления государственных контрактов из реестра контрактов, исполненных без нарушения сроков и иных условий по вине участника, является правомерным, поскольку позволяет дать объективную и достоверную оценку реальной способности соответствующего участника исполнить государственный контракт с соблюдением качества и сроков.

В соответствии с ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ в реестр контрактов включается информация об исполнении контракта, в том числе об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней в связи с ненадлежащим исполнением обязательств стороной контракта. Напротив, реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, регламентированный Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 №1132, не содержит информации о начисленных неустойках по договорам вследствие ненадлежащего исполнения исполнителями договорных обязательств, в связи с чем не представляется возможным подтвердить успешный опыт выполнения работ по изготовлению протезов нижних конечностей путём предоставления участником закупки договора.

Закон №223-ФЗ определяет порядок закупки товаров, работ, услуг для нужд потребителей самих юридических лиц, указанных в ч.2 ст.1 вышеназванного федерального закона. Соответственно, потребностей по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема для своих нужд, у юридических лиц, перечисленных в п.1 ст.1 Закона №223-ФЗ быть не может, поскольку услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями в силу наделения их соответствующими полномочиями предоставляет только Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы, являясь государственным заказчиком.

Установление оценочного критерия, связанного с наличием у участника опыта работ по исполнению государственных контрактов, не направлено на ограничение количества участников закупки, а является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.

С учетом того, что предметом закупки являются услуги социально значимого характера, установление заказчиком такого критерия, как опыт работы (сопоставимый объем выполненных работ), связанного с предметом закупки, объективно направлено, прежде всего, на возможность реального исполнения участником закупки сопоставимого объема работ, в установленные сроки и качественного обеспечения потребности инвалидов, что само по себе (в отсутствие подтвержденных фактов ограничения конкуренции, проведения торгов в пользу определенного лица) не может быть обоснованием того, что такие критерии заведомо установлены с целью ограничения количества участников.

В настоящее время законодательством установлены специальные условия и порядок обеспечения инвалидов протезно-ортопедическими изделиями, выходящие за пределы обычного гражданского оборота – обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии со ст.11.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при соблюдении условий и требований, предусмотренных Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240.

Участники с иным опытом работы, в свою очередь, также могли участвовать в закупке, так как значения показателя нестоимостного критерия не препятствуют такому участию, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, поскольку предусматривают возможность участникам конкурса конкурировать по всем критериям, установленным заказчиком, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика привыполнении работ по предмету закупки.

Установленные региональным отделением критерии обоснованы и разумны, если учитывать, что конечными получателями выполненных работ по контрактам являются граждане льготной категории, инвалиды, для которых важно, что работы по изготовлению протезов осуществляет квалифицированный исполнитель, обладающий соответствующим опытом.

Выполнение работ по изготовлению изделий для обеспечения инвалидов имеет социально значимый характер для получателя изделия. Учитывая это, а также необходимость эффективного расходования бюджетных средств, заказчику необходимо быть уверенным в том, что выполнение данного вида работ будет осуществлять наиболее квалифицированный участник закупки, имеющий опыт работы.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Установление предельных необходимых максимальных значений показателей необходимо только для расчета баллов по показателям и не приводит к занижению количества присваиваемых баллов участникам, имеющим небольшой опыт, а также не ограничивает конкуренцию, поскольку предельное максимальное количество поставленных протезов (суммарная стоимость объема выполненных работ) по всем контрактам за три года при оценке участников будет ограничиваться верхним пределом, указанным в критериях оценки заявок. Это, в свою очередь, позволяет исключить предоставление неограниченного количества контрактов крупными компаниями и повысить конкуренцию для остальных участников товарного рынка.

Предусмотренные в документации критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса – лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ по объекту закупки.

Учитывая указанные обстоятельства, суд находит доводы ФИО2 обоснованными, в связи с чем постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области следует отменить и производство по делу прекратить.

Суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2. ст.7.30. КоАП РФ.

Конкурсная документация, утвержденная отделением Фонда, в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона № 44-ФЗ, а именно: в ней описаны критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие с учетом потребностей и интересов заказчика и соблюдением принципов добросовестной конкуренции. Заказчиком в конкурсной документации установлены критерии и порядок оценки заявок с учетом требований Правил №1085 и исходя из специфики деятельности заказчика.

Частью 1 ст.2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена административная ответственность.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.24.5, 30.6, 60.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 08 ноября 2021 года по делу №030/04/7.30-1276/2021 в отношении ФИО5 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4.2. ст.7.30. КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании п.п.2 п.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения.

Решение может быть обжаловано в порядке ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья В.В.Кольцова