Дело №12-108/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Няндома 1 сентября 2020 г.
Судья Няндомского районного суда Архангельской области Воропаев Е.Н.,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - администрации Няндомского муниципального района Архангельской области Холматовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе администрации Няндомского муниципального района Архангельской области на постановление №25 о назначении административного наказания начальника отдела - старшего судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Няндомскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 от 17 июля 2020 года,
установил:
постановлением №25 начальника отдела - старшего судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Няндомскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 от 17 июля 2020 года администрация Няндомского муниципального района Архангельской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе администрация Няндомского муниципального района Архангельской области (далее - администрация) указала, что привлечение к административной ответственности считает неправомерным. Полагает, что администрацией были приняты все зависящие от нее меры по исполнению содержащихся в исполнительном документе требованиям. Решением Няндомского районного суда от 22 июля 2013 года удовлетворен иск прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образование «Няндомское» о возложении обязанности принять меры к соблюдению законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. На администрацию МО «Няндомское» возложены обязанности; провести лесоустройство в срок до 1 октября 2015 года; предоставить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель МО «Няндомское», на которых находятся леса, относящиеся к категории земель лесного фонда в срок до 1 октября 2015 года; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены городские леса в срок до 1 октября 2015 года; организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах в срок до 1 октября 2015 года. 6 сентября 2013 года судебным приставом-исполнителем возбуждены исполнительные производства: № с предметом исполнения – провести лесоустройство в срок до 1 октября 2015 года, указанное исполнительное производство окончено на основании постановления от 28.02.2018; № с предметом исполнения – предоставить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель МО «Няндомское», на которых находятся леса, относящиеся к категории земель лесного фонда в срок до 1 октября 2015 года; № с предметом исполнения – разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в срок до 1 октября 2015 года; № с предметом исполнения – организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах в срок до 1 октября 2015 года, указанное исполнительное производство окончено на основании постановления от 30.10.2017. По одному судебному решению должно быть возбуждено одно исполнительное производство, судебным приставом –исполнителем возбуждено несколько исполнительных производств. Привлечение к административной ответственности по каждому исполнительному производству в рамках одного судебного решения приводит к дополнительной финансовой нагрузке на орган местного самоуправления. 17 июля 2020 года в отношении администрации вынесено два постановления по одному судебному решению о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ (по исполнительным производствам № и №). Таким образом за неисполнение одного судебного решения администрация несет двойное наказание. Для исполнения требования о предоставлении в орган кадастрового учета документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель муниципальному образованию 20 февраля 2020 года заключен договор на выполнение кадастровых работ ООО «АрхЗемПроект», предметом договора является выполнение кадастровых работ по формированию земельных участков под городскими лесами (ориентировочной площадью 666,4 га), расположенным по адресу: Архангельская область, Няндомский район, МО «Няндомское», срок выполнения работ 120 дней с момента подписания договора. В настоящее время ведется работа по согласованию выполненных работ. Для исполнения требования разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов МО «Няндомское» администрацией установлены границы лесопарков МО «Няндомское» приказом Федерального агентства лесного хозяйства №549 от 23 апреля 2019 года. В мае 2020 года направлены материалы лесоустройства МО «Мошинское» и МО «Шалакушское» для установления границ лесов, расположенных на землях населенных пунктов, подготовлены проект договора с ФБГУ «Рослесинфорг» на выполнение работ по разработке лесохозяйственного регламента городских лесов Няндомского муниципального района. Указанные выше обстоятельства подтверждают уважительные причины у администрации для неисполнения в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также то, что администрацией принимаются все зависящие от нее меры по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Данные обстоятельства не были учтены должностным лицом при вынесении постановления. Составленный протокол не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, а именно при описании события административного правонарушения, совершение которого вменено администрации, судебный пристав-исполнитель ограничился указанием на неисполнение требований исполнительного документа. Просит постановление о наложении штрафа №25 от 17.07.2020, вынесенное начальником отдела - старшим судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Няндомскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ в отношении администрации Няндомского муниципального района Архангельской области которым назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей, отменить.
В судебном заседании защитник Холматова С.С. требования и доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав защитника, судья приходит к следующему.
Согласно статье 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 Кодекса.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет административную ответственность.
На основании статей 105, 113 указанного закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела решением Няндомского районного суда от 22.07.2013 на администрацию МО «Няндомское» возложены обязанности: провести лесоустройство в срок до 1 октября 2015 года; предоставить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель МО «Няндомское», на которых находятся леса, относящиеся к категории земель лесного фонда в срок до 1 октября 2015 года; разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены городские леса в срок до 1 октября 2015 года; организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах в срок до 1 октября 2015 года.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Законом - частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ установлено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Решение Няндомского районного суда Архангельской области от 22 июля 2013 года вступило в законную силу 23 августа 2013 года.
На основании исполнительного листа 2 сентября 2013 года было возбуждено исполнительное производство № с предметом исполнения – предоставить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель МО «Няндомское», на которых находятся леса, относящиеся к категории земель лесного фонда в срок до 1 октября 2015 года
Определением Няндомского районного суда Архангельской области от 16 апреля 2015 года был произведена замена должника по исполнительному производству с администрации муниципального образования «Няндомское» на администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» (в настоящее время администрация Няндомского муниципального района Архангельской области).
Администрация обязана соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы и неукоснительно исполнить вступившее в законную силу судебное решение, однако, как это следует из материалов дела администрация муниципального образования в установленный законом срок добровольно его не исполнила.
Статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" определено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
На основании статей 105, 113 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
24 сентября 2019 года в отношении должника судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, установлен новый срок до 24 декабря 2019 года для исполнения, однако содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, должником не исполнены.
За неисполнение в установленный судебным приставом-исполнителем срок содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера администрация муниципального образования "Няндомский муниципальный район" постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Няндомскому району ФИО1 №5 от 13 марта 2020 года привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 26 марта 2020 года должнику установлен новый срок для исполнения решения суда до 26 июня 2020 года.
8 июля 2020 года в отношении администрации Няндомского муниципального района Архангельской области составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, а 17 июля 2020 года вынесено оспариваемое постановление.
Администрация не исполнила в установленный судебным приставом-исполнителем срок содержащееся в исполнительном документе требование неимущественного характера, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Таким образом, администрация Няндомского муниципального района совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Материалами дела не подтвержден факт принятия администрацией исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, решение суда, вступившее в законную силу 23 августа 2013 года в части выполнения обязанности предоставить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель МО «Няндомское», на которых находятся леса, относящиеся к категории земель лесного фонда, до настоящего времени не исполнено.
Совершенное администрацией Няндомского муниципального района Архангельской области административное правонарушение посягает на институт судебной власти и в соответствии с позицией Европейского Суда по правам человека исполнение решения суда должно рассматриваться в качестве составной части "судебного разбирательства" (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 10.10.2001 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"), в связи с чем органы власти не могут ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.
В соответствии со статьей 429 ГПК РФ по каждому решению суда выдается один исполнительный лист. Однако если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, а также если исполнение должно быть произведено в различных местах, суд по просьбе взыскателя должен выдать несколько исполнительных листов с точным указанием места исполнения или той части решения, которая по данному листу подлежит исполнению.
Таким образом, вопреки доводам жалобы возбуждение нескольких исполнительных производств на основании исполнительных листов, выданных на основании одного решения от 22 июля 2013 года, направлено на исполнение судебного акта в установленные законом сроки.
Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении не соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку в нем не указаны обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, не могут быть приняты во внимание, поскольку являются ошибочными. В протоколе об административном правонарушении описано событие административного правонарушения, сроки, установленные для исполнения решения суда, дата вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, установленный новый срок для его исполнения, после истечения которого решения суда не было исполнено, дата вынесения постановления о наложении административного штрафа, срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Постановление о назначении административного наказания вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Принятие мер, направленных на исполнение решения суда не свидетельствует об отсутствии в действиях администрации Няндомского муниципального района Архангельской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, поскольку до настоящего времени решение суда не исполнено.
Административное наказание назначено администрации Няндомского муниципального района Архангельской области в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Няндомскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 N25 от 17 июля 2020 года оставить без изменения, жалобу администрации Няндомского муниципального района Архангельской области - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде непосредственно либо путем подачи жалобы через Няндомский районный суд Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.Н. Воропаев