ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-108/20 от 02.07.2020 Киселевского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 12-108/2020

УИД 42RS0009-01-2020-000657-60

Р Е Ш Е Н И Е

город Киселевск 02 июля 2020 года

Судья Киселевского городского суда Кемеровской области Дадонова Т.А.,

с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, - ООО «Участок Коксовый» Пироженко И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя юридического лица – управляющего директора ООО «Участок «Коксовый» ФИО1, на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Кемеровской области ФИО2 от 25 декабря 2019 года ООО «Участок «Коксовый» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 400 000 рублей.

ООО «Участок «Коксовый» признано виновным в том, что несвоевременно выполнено мероприятие по рекультивации нарушенных земель на участке рекультивации № 1 (Северный) общей площадью 6,6 га (Лицензия КЕМ 00943 ПП с целевым назначением и видами работ строительство подземных сооружений с целью ликвидации (консервации) основного поля шахты им. Вахрушева, на участке недр расположенном в г. Киселевск Кемеровской области.

В нарушении требований ч.6 ст. 13, абз. 4 ст. 42 Земельного Кодекса РФ, ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 5, п. 6, п. 8, п. 9, п. 30 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800 на участке рекультивации № 1 (Северный) общей площадью 6,6 га допустило невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, расположенных на участке недр, расположенном в г. Киселевске Кемеровской области, так как не выполнены работы в соответствии с утвержденным проектом: планировка грунта не соответствует проектной документации и рекультивированный участок площадью 7 га не пригоден для использования лесохозяйственного назначения, процент приживаемости хвойных и древесных пород при обследовании участка ориентировочно составил 20% (акт приемки - передачи рекультивированных земель от 04.10.2019 г., утвержденный председателем Постоянной комиссий по вопросам рекультивации земель на территории Киселевского городского округа А,).

В силу ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» земля является компонентом природной среды, природным ресурсом.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий для обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 74 Земельного кодекса РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

При этом ч. 2 ст. 74 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что привлечение лица, виновного в совершений земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

ООО «Участок «Коксовый», расположенное по адресу: 652700, <...>, являясь юридическим лицом, осуществляет основную производственную деятельность с нарушением требований земельного законодательства в части рекультивации нарушенных земель, расположенных на территории г. Киселевска Кемеровской области, выразившихся в невыполнении обязанностей по рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, в сроки, установленные проектной документацией, согласованной и утвержденной в установленном законом порядке, в том числе до настоящего времени.

Вопросы рекультивации в 2018 г. рассмотрены в проектной документации «Дополнение к «техническому перевооружению ООО «Участок «Коксовый» в части применяемого горного и вспомогательного оборудования» (раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», книга 1, 89-2016/П-Г-ООС, том 8.1), 2016 г.

Данный проект имеет положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (Приказ департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от 11.11.2016г. . Срок действия до 01.01.2020 г.).

Согласно календарному плану проведения рекультивации на участке рекультивации № 1 (Северный) биологический этап рекультивации предусматривался в 2018 г. на площади 6,6 га (Лицензия с целевым назначением и видами работ строительство подземных сооружений с целью ликвидации (консервации) основного поля шахты им. Вахрушева, на участке недр, расположенном в г. Киселевске Кемеровской области. Срок действия до 31.12.2020 г.).

Рекультивация нарушенных земель должна быть выполнена по лесохозяйственному направлению.

Биологический этап рекультивации участка № 1 (Северный) выполнен ООО «ЭкоКем» в период с 23.09.2018 г. по 01.10.2018 г. на основании договора подряда на выполнение биологической рекультивации земель на площади 8,9 га от 2018 г. и акт приема - передачи от 19.12.2018 г. № 1 оказанных услуг по договору возмездного оказания услуг от 10.10.2018 г. на площади 7 га.

При приемке рекультивированных земель комиссией по вопросам рекультивации земель на территории Киселевского городского округа установлено, что работа не выполнены в соответствии с утвержденными проектными материалами, планировка грунта не соответствует проектной документации и рекультивированный участок площадью 7 га не пригоден для использования лесохозяйственного назначения, так как процент приживаемости хвойных и древесных пород при обследовании участка ориентировочно составил 20% (акт приемки- передачи рекультивированных земель Участок рекультивации «Северный» ООО «Участок Коксовый», утвержденный председателем Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель на территории Киселевского городского округа А, от 29.07.2019 г.

Рабочая комиссия решила приемку рекультивированных земель перенести на 2020 г., в связи с малым процентом приживаемости древесных и хвойных пород, а также досадкой (заменой) 40% саженцев сосны обыкновенной в июне 2019 г., необходимо провести ремонтные работы (дополнительная посадка древестных пород, а именно береза повислая) на рекультивируемом участке.

Таким образом, установлено, что ООО «Участок Коксовый» не выполнены обязанности по рекультивации земель на участке рекультивации (Северный) на площади 6,6 га, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, установленные вышеуказанной проектной документацией, согласованной и утвержденной в установленном законом порядке.

Несоблюдение ООО «Участок «Коксовый» установленных вышеназванными законами обязанностей является основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель.

ООО «Участок «Коксовый» не выполнило обязанность по рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых. ООО «Участок Коксовый» не были приняты все необходимые и достаточные для этого меры.

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, является длящимся.

В соответствии с требованиями, установленными ст. 4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения данного правонарушения.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Вышеуказанное действие является нарушением ст. 14, 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч. 4 ст. 23, ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и квалифицируется по ч. 2 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не согласившись с постановлением ООО «Участок «Коксовый» обратилось с жалобой в Киселёвский городской суд, полагает, что наложение административного штрафа в установленных пределах санкцией ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ в размере 400 000 рублей не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Биологический этап рекультивации участка № 1 (Северный) выполнен ООО «ЭкоКем» в период с 23.09.2018 г. по 01.10.2018 г. на основании договора подряда на выполнение биологической рекультивации земель на площади 8,9 га от 2018 г. и акт приема - передачи от 19.12.2018 г. № 1 оказанных услуг по договору возмездного оказания услуг № 24 от 10.10.2018 г. на площади 7 га.

При приемке рекультивированных земель комиссией по вопросам рекультивации земель на территории Киселевского городского округа установлено, что работы не выполнены в соответствии с утвержденными проектными материалами, планировка грунта не соответствует проектной документации и рекультивированный участок площадью 7 га не пригоден для использования лесохозяйственного назначения, так как процент приживаемости хвойных и древесных пород при обследовании участка ориентировочно составил 20% (акт приемки-передачи рекультивированных земель от 04.10.2019).

Рабочая комиссия решила приемку рекультивированных земель перенести на 2020г., в связи с малым процентом приживаемости древесных и хвойных пород, а также досадкой (заменой) 40% саженцев сосны обыкновенной в июне 2019 г., и необходимостью проведения ремонтных работ (дополнительная посадка древесных пород, а именно береза повислая) на рекультивируемом участке.

На основании данных акта приемки-передачи рекультивированных земель от 04.10.2019, административный орган установил, что ООО «Участок Коксовый» не выполнены обязанности по рекультивации земель на участке рекультивации № 1 (Северный) на площади - 6,6 га, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, установленные вышеуказанной проектной документацией, согласованной и утвержденной в установленном законом порядке.

Заявитель жалобы считает, что должностным лицом Росприроднадзора не учтено, что работы по рекультивации земель фактически выполнены, с недостатками, указанными в акте комиссии от 04.10.2019, так как в результате природных явлений произошла деградация земель.

В случаях, когда работы по рекультивации, консервации земель выполнены с отступлением от утвержденного проекта рекультивации, проекта консервации земель или с иными недостатками, в результате которых не обеспечено соответствие качества земель требованиям, установленным п. 5 Правил, лицо, выполнившее такие работы, обязано безвозмездно устранить имеющиеся недостатки (п. 33 Правил).

Так же считает, что административным органом не доказано наличие в действиях заявителя объективной стороны правонарушения, поскольку должностное лицо Росприроднадзора не указало, какие именно требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв не были выполнены заявителем.

Кроме этого заявитель жалобы указал, что при вынесении постановления от 25.12.2019, не учтено, что обществом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований земельного законодательства, документы (договор подряда на выполнение биологической рекультивации земель на площади 8,9 га от 2018 г., акт приема - передачи от 19.12.2018 г. № 1 оказанных услуг по договору возмездного оказания услуг № 24 от 10.10.2018, акт комиссии приема- передачи рекультивированных земель от 04.10.2019), в соответствии с которым техническая и биологическая рекультивация на участке выполнены.

Доводы административного органа объективно опровергаются вышеуказанными документами подписанными сторонами без разногласий.

Помимо Акта приемки-передачи рекультивированных земель от 04.10.2019, утвержденного председателем Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель на территории Киселевского городского округа на момент проведения проверки в 2019г., каких- либо доказательств события правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.7. КоАП РФ на момент завершения этапов рекультивации, а также вины Общества в совершении указанного правонарушения административным органом не представлено.

Факт проведения всех этапов рекультивации надлежащим образом в установленный срок на спорном земельном участке подтверждается соответствующими документами и не оспаривается административным органом.

Далее заявитель указывает на то, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельств, отягчающие административную ответственность. При этом, исходя из содержания статьи 4.2 КоАП РФ, перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, является открытым.

Именно с учетом этого в статье 9.5 КоАП РФ установлен дифференцированный по размеру штраф с определением его минимального и максимального пределов, что позволяет правоприменителю назначать меру наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положение правонарушителя, а также обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административнук ответственность (статьи 4.1 и 4.2 КоАП РФ).

Просит отменить постановление о назначении административного наказания от 25 декабря 2019 года, ограничившись вынесением предписания об устранении имеющихся недостатков, либо снизить административный штраф ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.1 ст. 8.7 КРФобАП.

Законный представителю юридического лица ООО «Участок Коксовый» в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – управляющий директор ФИО1, будучи надлежащим образом извещённым о месте и времени судебного заседания по жалобе на постановление должностного лица, в судебное заседание не явился, уважительных причин своего отсутствия не представил, направив в судебное заседание защитника Пироженко И.П., действующую на основании доверенности.

Таким образом, судья считает возможным рассмотреть жалобу на постановление должностного лица от 25 декабря 2019 года в отсутствие законного представителя юридического лица ФИО1, в отношении которого ведется производство по делу и должностного лица административного органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – ФИО2 надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась, представила возражения на жалобу.

Согласно возражениям считает, что постановление от 25.12.2019 о назначении административного наказания законным и обоснованным, а жалобу Общества – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч. 6 ст. 13 Земельного кодекса РФ порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно абз. 4 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

Часть 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила Проведения рекультивации и консервации земель.

В соответствии с ч. 5, 6 указанных Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий.

Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Частями 8, 9 Правил предусмотрено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земел негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий. Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы. Рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления :: рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ.

Частью 30 Правил предусмотрено, что завершение работ по рекультивации земель, подтверждается актом о рекультивации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившим проведение рекультивации. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» земля является компонентом, природной среды, природным ресурсом.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий для обеспечения благоприятной окружающей среды й экологической безопасности, а также презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно календарному плану проектной документации «Дополнение к «техническому перевооружению ООО «Участок «Коксовый» в части применяемого горного и вспомогательного оборудования» (раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», книга 1, 89-2016/П- Г-00С, том 8.1), 2016 г. проведения рекультивации на участке рекультивации № 1 (Северный) биологический этап рекультивации предусматривался в 2018 г. на площади 6,6 га (Лицензия КЕМ 00943 ПП с целевым назначением и видами работ строительство подземных сооружений с целью ликвидации (консервации) основного поля шахты им. Вахрушева, на участке недр расположенном в г. Киселевске Кемеровской области. Срок действия до 31.12.2020)

Рекультивация нарушенных земель должна быть выполнена по

лесохозяйственному направлению.

Биологический этап рекультивации участка № 1 (Северный) выполнен 000 «ЭкоКем» в период с 23.09.2018 по 01.10.2018 на основании договора подряда на выполнение биологической рекультивации земель на площади 8,9 га от 2018 и акт приема - передачи от 19.12.2018; № 1 оказанных услуг по договору возмездного оказания услуг № 24 от 10.10.2018 на площади 7 га.

При приемке рекультивированных земель комиссией по вопросам рекультивации земель на территории Киселевского городского округа установлено, что работа не выполнена в соответствии с утвержденными проектными материалами, планировка грунта не соответствует проектной документации и рекультивированный участок, площадью 7 га не пригоден для использования лесохозяйственного назначения, так как процент приживаемости хвойных и древесных пород, при обследовании участка, ориентировочно составил 20% (акт приемки-передачи рекультивированных земель Участок рекультивации «Северный» ООО «Участок Коксовый», утвержденный председателем Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель на территории Киселевского городского округа А, от 29.07.2019 г. ).

ООО «Участок «Коксовый» в нарушение вышеназванных требований законодательства на участке рекультивации № 1 (Северный) общей площадью 6,6 га допустило несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, расположенных на участке недр расположенном в г. Киселевске Кемеровской области.

Несоблюдение ООО «Участок Коксовый» установленных вышеназванными законами обязанностей является основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель.

Относительно снижения административною штрафа указали, что основания для этого отсутствуют в связи со следующим.

Часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за 1 данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного, административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в, виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Снижение размера, назначенного административным органом, является правом суда либо должностного лица.

В любом случае Общество должно обосновать необходимость снижения размера штрафа, представить доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, а также доказательства того, что оплата штрафа существенно ухудшит материальное положение и этих доказательств в совокупности должно быть достаточно для принятия решения о снижении размера штрафа.

Обществом же не обоснована необходимость снижения размера штрафа, не представлены доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, а также доказательства того, что оплата штрафа существенно ухудшит материальное положение.

В данном случае Обществу назначен минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ (400 тысяч рублей).

Следовательно, оснований для снижения размера административного штрафа не имеется.

Таким образом, постановление о назначении административного 25.12.2019 считает законным, не нарушает права ООО «Участок «Коксовы»

В судебном заседании защитник законного представителя юридического лица, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении – Пироженко И.П. жалобу поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в ней доводам.

В судебном заседании установлено, что ООО «Участок «Коксовый» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях - за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Согласно части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от невыполнения обязанностей по рекультивации земель.

Объективную сторону данного правонарушения составляют действия или бездействие, состоящие в невыполнении обязанностей по рекультивации земель. Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по землепользованию, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований земельного законодательства.

Согласно ч. 6 ст. 13 Земельного Кодекса РФ Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу абз. 4 ст. 42 Земельного Кодекса РФ осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

В соответствии с указанными Правилами (пп. 5, 6) рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Пунктами 8, 9 Правил предусмотрено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий. Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы. Рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ.

Пунктом 30 Правил предусмотрено, что завершение работ по рекультивации земель, подтверждается актом о рекультивации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил.

В силу ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» земля является компонентом природной среды, природным ресурсом.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий для обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Как следует из представленных в деле об административном правонарушении материалов должностным лицом - государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Кемеровской области ФИО2 выявлено нарушение требований действующего природоохранного законодательства в части несвоевременного выполнения мероприятий по рекультивации нарушенных земель на участке рекультивации № 1 (Северный) общей площадью 6,6 га (Лицензия с целевым назначением и видами работ строительство подземных сооружений с целью ликвидации (консервации) основного поля шахты им. Вахрушева, на участке недр расположенном в г. Киселевске Кемеровской области.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами:

Приказ от 22.11.2019 г. , Уведомление о проведении внеплановой документарной проверки, Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, Выписка из ЕГРЮЛ от19.11.2019 г., Акт приема - передачи № 1, Договор подряда на выполнение биологической рекультивации, Акт приемки-передачи рекультивированных земель от 04.10.2019 г, Приказ об утверждении заключения комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации от 11.11.2016г., Выкопировка проектной документации «Дополнение к «техническому перевооружению ООО «Участок «Коксовый» в части применяемого горного и вспомогательного оборудования»., Уведомление о времени и месте подписания акта проверки от 03.12.2019 г. , Акт проверки от 10.12.2019 г. , Предписание от 10.12.2019 г. , Уведомление о времени и месте составления протокола от 10.12.2019 г. -в, Протокол от 11.12.2019 г. , Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 11.12.2019 г. с отчетом об отправке., Постановление о назначении административного наказания от 25.12.2019 г.

По итогам рассмотрения дела должностным лицом административного органа вынесено постановление о привлечении юридического лица ООО «Участок «Коксовый» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

При вынесении названного постановления должностным лицом дана надлежащая оценка вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного их исследования с соблюдением положений ст. 26.11 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях и сделан верный вывод о наличии состава вышеуказанного административного правонарушения в действиях ООО «Участок «Коксовый».

Таким образом, должностным лицом обоснованно сделан вывод о виновности юридического лица – ООО «Участок «Коксовый» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании объективного и непосредственного исследования собранных по делу доказательств, установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, положения ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях соблюдены.

При установленных обстоятельствах обжалуемое постановление № З-302-в о назначении административного наказания от 25 декабря 2019 года является законным, обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Суд не усматривает оснований также для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела санкции ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Кемеровской области ФИО2 от 25декабря 2019 года о назначении административного наказания, которым юридическое лицо ООО «Участок «Коксовый» было признано виновным в совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей оставить без изменения, жалобу ООО «Участок «Коксовый» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Т.А. Дадонова