Дело № 12 – 2/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Жирновск 26 декабря 2014 года
Судья Жирновского районного суда Волгоградской области Суппес Г.В., единолично, с участием:
представителя заявителя – ГБССУ СО ГПВИ «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Д.М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (далее – ГБССУ СО ГПВИ) «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» на постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес>М.Т.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Представитель ГБССУ СО ГПВИ «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» обратился в суд с вышеназванной жалобой, указав, что постановлением территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес> (далее – Управление) от ДД.ММ.ГГГГ№ Государственное бюджетное специализированное стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее – Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и учреждению назначено наказание в виде административного штрафа в размере 306,90 рублей (5 % суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению).
Учреждение обращалось в Арбитражный суд <адрес> с заявлением об обжаловании постановления ТУ Росфиннадзора в <адрес> о назначении административного наказания по ст. 15.14 КоАП РФ. Однако, определением Арбитражного суда <адрес>ДД.ММ.ГГГГ производства по делу № прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью указанного спора Арбитражному суду.
Указанное постановление считает незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-рп «О выделении средств из резервного фонда Президента Российской Федерации для учреждений социального обслуживания» Учреждение включено в список учреждений социального обслуживания, которому выделены средства в сумме 1 000 000 рублей по назначению - на приобретение оборудования для пищеблока, прачечной, пылесоса промышленного.
Согласно приказу Министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке реализации распоряжения Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-рп в 2013 году» утвержден Перечень товаров, приобретаемых в 2013 году Учреждением в рамках распоряжения Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-рп, на общую сумму 1 000 000 рублей, в том числе блендеры «Moulinex DD725130» 2 штуки. То есть бленднры приобретались в соответствии с перечнем.
Приобретенные блендеры были отнесены учреждением к прочему технологическому оборудованию для предприятий торговли и общественного питания код № Общероссийский классификатор основных фондов» (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№), так как объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. К подразделу "Машины и оборудование", к которому относятся устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию. К рабочим машинам и оборудованию относятся: машины, инструменты, аппараты и прочие виды оборудования, предназначенные для механического, термического и химического воздействия на предмет труда (обрабатываемый предмет), который может находиться в твердом, жидком или газообразном состоянии, с целью изменения его формы, свойств, состояния или положения. Утверждение о том, что Учреждением денежные средства были использованы не по целевому назначению не имеются, поскольку Учреждение выполняло указание вышестоящего органа, и было не вправе приобретать оборудование не указанное в перечне к приказу Министерства социальной защиты населения <адрес>.
Просит восстановить пропущенный срок для подачи жалобы на постановление ТУ Росфиннадзора в <адрес>, а также признать его незаконным и отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ГБССУ СО ГПВИ «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Д.М.А., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, просила отменить оспариваемое постановление и прекратить производство по делу.
Представитель территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес>, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте проведения слушания дела, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие, представил письменные возражения, в которой указал, что срок для обжалования постановления, Учреждением пропущен без уважительных причин.
С жалобой Учреждения не согласен, считает, что блендеры Moulinex DD 725130 приняты Учреждением к бухгалтерскому учету по счету № «Производственный и хозяйственный инвентарь» код ОКОФ 16 2930301 «Машины кухонные универсальные», который относится к группе № «Приборы бытовые», с инвентарными номерами №, что подтверждается Полной оборотной ведомостью по товарно-материальным ценностям с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Учреждения. В соответствии с техническим паспортом на блендеры Moulinex DD 725130, представленным Учреждением в ходе контрольного мероприятия, данные приборы предназначены только для бытового использования. Следовательно, блендеры Moulinex DD 725130 не относится к технологическому оборудованию - взбивальные машины, а является бытовым прибором и (или) изделием бытового назначения. Таким образом, средства, выделенные из резервного фонда Президента Российской Федерации на приобретение оборудования для пищеблока, направлены Учреждением на приобретение материальных ценностей (товаров), которые в соответствии ОКП и техническим паспортом, являются бытовыми приборами, изделиями бытового назначения, то есть использованы не по целевом назначению.
Суд, выслушав представителя ГБССУ СО ГПВИ «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов», проверив материалы дела и доводы жалобы, возражения на жалобу, приходит к выводу, что постановление управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес> подлежит отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
На основании ч.2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
По нормам ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ, виновность лица в совершении административного правонарушения подлежит обязательному выяснению и доказыванию.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Административная ответственность по ст. 15.14 КоАП РФ наступает за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной омегой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
В ст. 38 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) указано, что использование бюджетных средств основывается на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с ч. 3 ст. 82 БК РФ, использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента РФ осуществляется на основании указов и распоряжений Президента РФ.
Согласно ч. 1 ст. 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Судом установлено, что на основании обращения Главного федерального инспектора по <адрес> Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе от ДД.ММ.ГГГГ № № проведена выездная проверка целевого использования средств, выделенных в 2013 году <адрес> из резервного фонда Президента Российский Федерации в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-рп «О выделении средств из резервного фонда Президента Российской Федерации для учреждений социального обслуживания», в ГБССУ СО ГПВИ «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
По результатам проверки, проведенной в Учреждении территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес>, вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ГБССУ СО ГПВИ «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и учреждению назначено наказание в виде административного штрафа в размере 306,90 рублей (5 % суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению).
В данном постановлении Учреждению вменяется нецелевое использование бюджетных денежных средств ДД.ММ.ГГГГ с лицевого счета Учреждения, выделенных из резервного фонда Президента Российской Федерации, на сумму 6138 рублей, выразившиеся в том, что им приобретены 2 бытовых прибора (2 блендера Moulinex DD725130), не являющихся оборудованием для пищеблока.
Учреждение, не согласившись с данным постановлением обратилось в суд с жалобой об его отмене, одновременно ходатайствуя о восстановлении пропущенного срока для подачи данной жалобы.
Суд считает, что установленный законом срок на обжалование постановления об административном правонарушении пропущен Учреждением по уважительной причине, поскольку Учреждение не бездействовало, а в установленный законом срок предпринимало необходимые действия, направленные на обжалование данного постановления, а именно обращалось с жалобой по тем же основаниям в Арбитражный суд <адрес>, где дело было прекращено в связи с неподведомственностью спора. �������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????���������������?????????????��????
Изучив материалы дела об административном правонарушении, оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в действиях ГБССУ СО ГПВИ «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-рп «О выделении средств из резервного фонда Президента Российской Федерации для учреждений социального обслуживания» Учреждение включено в список учреждений социального обслуживания, которому выделены средства в сумме 1 000 000 рублей по назначению - на приобретение оборудования для пищеблока, прачечной, пылесоса промышленного.
Приказом Министерства социальной защиты населения <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке реализации Распоряжения Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ в 2013 году, утвержден перечень товаров, приобретаемых учреждением в 2013 году в рамках распоряжения Президента РФ т ДД.ММ.ГГГГ№-рп (приложение № к приказу Минсоцзащиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, приложение № к приказу от ДД.ММ.ГГГГ№), на общую сумму 1000000 рублей, в том числе блендеры Moulinex DD725130- 2 штуки.
На основании договора поставки от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного с ИП Ф.С.В., учреждением по товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ№ приобретены блендеры Moulinex DD725130 в количестве 2 шт. на сумму 6138,00 рублей.
По заявке на выплату средств от ДД.ММ.ГГГГ№ с лицевого счета Учреждения № платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ произведена оплата на сумму 6138 рублей.
Приобретенные блендеры были отнесены учреждением к прочему технологическому оборудованию для предприятий торговли и общественного питания код 14 2945119 «ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов» (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ№), так как объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. К подразделу "Машины и оборудование", к которому относятся устройства, преобразующие энергию, материалы и информацию. К рабочим машинам и оборудованию относятся: машины, инструменты, аппараты и прочие виды оборудования, предназначенные для механического, термического и химического воздействия на предмет труда (обрабатываемый предмет), который может находиться в твердом, жидком или газообразном состоянии, с целью изменения его формы, свойств, состояния или положения.
Из акта проверки и оспариваемого постановления следует, что 2 блендера Moulinex DD 725130, приобретенные Учреждением для пищеблока, не являются оборудованием, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК № (ОКП), утвержденным постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ№, в отдельную группу код ОКП № выделены «Машины и приборы бытовые с электродвигателем и работающие на основе физических эффектов», которые не являются оборудованием.
Суд соглашается с доводами, указанными в жалобе о том, что в данном классе продукции 51 0000 «Оборудование технологическое для легкой и пищевой промышленности и бытовые приборы» такой вид продукции, как блендер, вообще отсутствует, также отсутствуют электровзбивалки, миксеры, электросмесители, функции которых и содержит в себе блендер, и к виду которых его можно отнести.
Приобретенные учреждением блендеры могут быть отнесены к виду продукции № «Электровзбивалки, миксеры, электросмесители», который входит в группу №Изделия культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода электротехнические», входящую в свою очередь в класс продукции 34 0000 «Оборудование и материалы электротехнические»; соответственно, это позволяет отнести блендеры к классу «оборудование», ибо материалами они явно не являются.
Приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» даны рекомендации по оборудованию пищеблока и буфетных, в которых технологическое оборудование пищеблока разделяется на механическое, тепловое и холодильное, при этом, механическое оборудование применяется для первичной обработки продуктов, и к нему относятся, в том числе, машины для обработки круп, картофеля и овощей (крупорушка, картофелечистки, овощерезки, шинковальные машины, протирочные машины, соковыжималки), взбивальные машины для жидких смесей (пп. «а», «е»).
Таким образом, блендер можно отнести к механическому оборудованию пищеблока, и таким образом считать его оборудованием.
Как видно из вышеизложенного, по применяемому ОКП ОК № одну и ту же продукцию можно отнести к нескольким кодам ОКП, что свидетельствует о наличии ситуации, когда невозможно с однозначностью отнести продукцию к тому или иному коду, однако, в данном случае это не свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств.
Во вводной части ОКП ОК № указано, что «классификатор используется при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам; при сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП; для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях; для структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций».
Из этого можно сделать вывод, что сфера действия классификатора ограничена, и вряд ли может служить финансовым инструментом для осуществления контрольной функции. Технический паспорт, предоставленный поставщиками к приобретенным учреждениям двум блендерам, также не дает четкой принадлежности его к тому или иному виду продукции (оборудование, прибор или инвентарь).
Кроме того, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (ст. 306.4. Бюджетного кодекса РФ).
Как указывалось выше, бюджетные средства выделялись учреждению для приобретения оборудования для пищеблока и прачечной, пылесоса промышленного, т.е. на выделенные средства должно быть приобретено оборудование по: разделу (подразделу) 1002 «Социальное обслуживание населения»; целевой статье 0700200 «Резервный фонд Президента Российской Федерации»; виду расходов 612 «Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели»; коду Классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ) 310 «Увеличение стоимости основных средств».
Таким образом, средства, выделенные в 2013 году учреждению из резервного фонда Президента Российской Федерации в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-рп «О выделении средств из резервного фонда Президента Российской Федерации для учреждений социального обслуживания», фактически были использованы учреждением по целевому назначению.
Доводы представителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес> о том, что блендеры Moulinex DD 725130, не относится к технологическому оборудованию - взбивальные машины, а является бытовым прибором и (или) изделием бытового назначения, а потому средства, выделенные из резервного фонда Президента Российской Федерации на приобретение оборудования для пищеблока, Учреждением использованы не по целевом назначению, суд не принимает во внимание поскольку приобретенные учреждением блендеры установлены в пищеблоке Учреждения, и используются по назначению. Они применяются для первичной обработки продуктов, то есть, данные блендеры неразрывно связаны с процессом приготовления пищи в пищеблоке Учреждения, которое осуществляет ежедневное социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов.
Судом достоверно установлено, что расходование денежных средств в сумме 6138 рублей учреждением произведено именно по конкретному коду классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ) 310 «Увеличение стоимости основных средств» и на эту сумму бюджетных средств были приобретены два блендера, которые можно отнести по изложенным выше основаниям к оборудованию пищеблока.
Таким образом, учреждением не было допущено нецелевое использование бюджетных средств, поскольку расходы в сумме 6138 рублей на 2 блендера произведены, как и на другое оборудование общей стоимостью 1000000 миллион рублей, по коду КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», при этом, указанные блендеры можно отнести к оборудованию (вид продукции 34 6894 «Электровзбивалки, миксеры, электросмесители», который входит в группу № «Изделия культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода электротехнические», входящую в свою очередь в класс продукции № «Оборудование и материалы электротехнические».
Изложенное свидетельствует об отсутствии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ГБССУ СО ГПВИ «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Восстановить Государственному бюджетному специализированному стационарному учреждению социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» срок для подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Жалобу Государственного бюджетного специализированного стационарного учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов»– удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес>М.Т.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, которым ГБССУ СО ГПВИ «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 306 рублей 90 копеек, – отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
Копию решения суда направить ГБССУ СО ГПВИ «Жирновский дом-интернат для престарелых и инвалидов» его представителю по доверенности Д.М.А. и в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в <адрес> (400131, <адрес>).
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Г.В. Суппес