Р Е Ш Е Н И Е по делу № 12-14/2016
14 апреля 2016 года г. Бокситогорск
Судья Бокситогорского городского суда Ленинградской области Пименова Арина Геннадиевна,
рассмотрев жалобу должностного лица – генерального директора ООО «Вожани» ФИО1 на постановление № 47-01-290-15 по делу об административном правонарушении от 07.12.2015, вынесенное начальником ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением по делу об административном правонарушении от 07.12.2015 должностное лицо – генеральный директор ООО «Вожани» ФИО1 был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В Постановлении указано, что 30 ноября 2015 г. в 11 часов 00 минут специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Бокситогорском районе установлено, что в ходе проведения планового контрольно-надзорного мероприятия в период с 02.11.2015 по 30.11.2015, проведенного основании распоряжения № 1151 от 15.10.2015, выданного руководителем Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области ФИО3 в отношении предприятий продовольственной торговли Общества с ограниченной ответственностью «Вожани» (расположенных по адресам: <адрес>), генеральный директор ФИО1 допустил нарушения требований законодательства РФ в сфере зашиты прав потребителей, несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями, а именно:
1. На момент проведения проверки в магазине «Продукты» (<адрес>) осуществлялась реализация табачной продукции. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доведена продавцом в соответствии до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции. На момент проведения проверки текст перечня выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. В нарушение п. 5 спи 19 Федерального закона от 23.02.2013 N15-03 (ред. от 31.12.2014) "Об охране здоровья граждан от воздействие окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" текст перечня табачной продукции составлен не в алфавитном порядке.
На момент проведения проверки осуществлялась реализация табачной продукции, информация о которой не включена в перечень:
Сигареты с фильтром «Союз Аполлон». Россия. МРЦ- 65 руб., от 10.15.
Сигареты с фильтром «Оптима RED» 25 шт. в пачке. Россия. МРЦ- 69 руб., от 09.15.
На момент проведения проверки информация о наименовании табачной продукции, указанная на упаковках изготовителей, не соответствует информации, размешенной в перечне табачной продукции:
Информация на упаковке изготовителя - «Bond street», информация в перечне - «Бонд»
Информация на упаковке изготовителя - «LМ», информация в перечне - «Л м»
Информация на упаковке изготовителя - «NEXT», информация в перечне - «Некст»
Информация на упаковке изготовителя - «Winston», информация в перечне - «Винстон»
Информация на упаковке изготовителя - «Петр I эталон», информация в перечне - «Петр эталон»
Информация на упаковке изготовителя - «Союз Аполлон», информация в перечне - «Союз легкий»
Информация на упаковке изготовителя - «Прима», информация в перечне - «Н прима обычная».
Таким образом, выявлены нарушения требований ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 21.12.2004) «О защите прав потребителей», п 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства М 55 от 19.01.1998 г., п. 5, cт. 19 Федерального закона от 23.02.2013 N15-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
Таким образом установлено, должностное лицо – генеральный директор ООО «Вожани» ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением должностное лицо – генеральный директор ООО «Вожани» ФИО1 подал на него жалобу.
В обоснование жалобы указано, что выездная проверка была проведена с грубыми нарушениями требований Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», что в силу ст. 20 вышеуказанного закона влечет недействительность ее результатов. В силу ч. 1 ст. 20 данного закона, нарушение ч. 12 ст. 9 закона в части срока уведомления о проведении проверки относится к грубым нарушениям. Копия распоряжения № 1151 от 19.10.2015 направлялась заказным письмом и была получена генеральным директором ФИО1 30.11.2015, а проверка назначалась 02.12.2015, то есть были нарушены сроки 3 рабочих дня до начала ее проведения (31.11.2015 и 01.11.2015 были выходными днями).
30.11.2015 в 11.00 часов ТО Роспотребнадзора был составлен акт проверки № 1151, а также составлены 4 протокола об административных правонарушениях в отношении ФИО1 Ознакомиться с материалами административного дела ему не дали, а также отказали в принятии ходатайства до составления акта проверки и протокола об административном правонарушении. Порядок составления протокола об административном правонарушении был нарушен, а именно ст. 28.2 КоАП РФ. 07.12.2015 были вынесены 4 постановления по делам об административных правонарушениях, однако рассмотрение дел происходило формально, так как не было никакой разницы во времени при составлении указанных документов, то есть был нарушен порядок рассмотрения дела об административных правонарушениях, регламентированный ст. 29.7 КоАП РФ. Не было разрешено ходатайство об ознакомлении с материалами дела и о юридической помощи, чем были нарушены его права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ. Полагает, что в протоколе об административном правонарушении не указано, что именно он привлекается к административной ответственности, так как год рождения привлекаемого лица указан 1642.
А потому полагает, что состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ не доказан, просит постановление отменить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Должностное лицо – генеральный директор ООО «Вожани» ФИО1 в ходе рассмотрения дела доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Исследовав представленные материалы, выслушав доводы участников процесса, прихожу к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 14.53. КоАП РФ несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Оценив материал дела об административном правонарушении, начальник ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области ФИО2 признала обоснованным привлечение должностного лица – генерального директора ООО «Вожани» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу статей 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в редакции, действовавшей на момент выявления административного правонарушения).Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными, в том числе на осуществление государственного контроля (надзора), права и обязанности указанных лиц при осуществлении соответствующего контроля (надзора) урегулированы Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ).
Пунктом 2 части 1 статьи 17 названного Федерального закона установлена обязанность проводивших проверку должностных лиц органа, осуществляющего контроль (надзор), принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
При этом соответствующие доказательства в подтверждение выявленных нарушений должны быть получены с соблюдением установленного законом порядка.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Согласно части 12 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ установлено, что доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований не могут являться результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.
Согласно пункту 1 части 2 указанной статьи к числу грубых нарушений относится нарушение требований, предусмотренных частью 12 статьи 9 (в части срока уведомления о проведении проверки) названного Федерального закона, которой предусмотрена обязанность уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении плановой выездной проверки органом государственного контроля (надзора) не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.
Часть 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускает использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, в том числе, собранные в рамках данной проверки документы, акт проверки, не могут рассматриваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями закона, и, следовательно, служить основанием для составления протокола об административном правонарушении.
Распоряжением Руководителя Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области ФИО3 № 1151 от 19.10.2015 в период с 02.11.2015 по 30.11.2015 специалистами ТО Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Бокситогорском районе было назначено проведение плановой выездной проверки ООО «Вожани».
Данное распоряжение о проведение проверки было направлено в ООО «Вожани» заказным письмом, согласно имеющемуся в материалах дела уведомлению получено генеральным директором 30.10.2015.
02.11.2015 началась проверка ООО «Вожани», по результатам проверки составлен Акт от 30.11.2015.
Таким образом, в нарушение положений части 12 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ юридическое лицо не было уведомлено органом государственного контроля (надзора) о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения: ООО «Вожани» уведомлено 30.10.2015, при этом 31.10.2015 и 01.11.2015 приходятся на выходные дни, 02.11.2015 началась плановая выездная проверка, что в силу пункта 1 части 2 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ относится к числу грубых нарушений закона, а в соответствии с частью 1 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований не могут являться результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.
Таким образом, Акт проверки от 30.11.2015 и, как следствие, составленный на основании него протокол об административном правонарушении от 30.11.2015 получены с нарушением закона, в связи с чем не могут использоваться в качестве доказательств нарушения юридическим лицом обязательных требований.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и вынесении постановления о привлечении генерального директора ООО «Вожани» к административной ответственности вышеуказанное не было учтено, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не всесторонне, неполно и необъективно исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для его правильного разрешения, собранным доказательствам в нарушение требований статьи 26.11 КоАП РФ надлежащая оценка не дана, что не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях, сформулированным в статье 24.1 КоАП РФ, в связи с чем вывод о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ, является незаконным и необоснованным.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, применительно к настоящему делу, по результатам рассмотрения жалобы при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене указанного постановления и о прекращении производства по делу.
В этой связи иные доводы жалобы, касающиеся соблюдения процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, рассмотрению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ
Решил:
Постановление № 47-01-290-15 по делу об административном правонарушении от 07.12.2015, вынесенное начальником ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области ФИО2 в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Вожани» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня его получения.
Судья: