Дело № 12-108/26-2016
РЕШЕНИЕ
10 февраля 2016 года г. Курск
Судья Ленинского районного суда г. Курска Скрипкина Е.Ю., рассмотрев жалобу АО «Курский завод «Маяк» на постановление мирового судьи судебного участка № судебного района ЦО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении АО «Курский завод «Маяк»,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ заместителем военного прокурора 56 военной прокуратуры (гарнизона) ФИО1 по результатам рассмотрения материалов проверки исполнения юридическим лицом АО «Курский завод «Маяк» - законодательства о противодействии коррупции в отношении АО «Курский завод «Маяк» было вынесено постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в связи с выявлением факта привлечения к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного служащего ФИО5, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273 «О противодействии коррупции», а именно, АО «Курский завод «Маяк» письменно не сообщило в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ АО «Курский завод «Маяк» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в сумме 100000 руб.
Считая данное постановление необоснованным, АО «Курский завод «Маяк» обратилось с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления, указывая, что в момент приема ФИО5 на работу в ФГУП «Курский завод «Маяк» ДД.ММ.ГГГГ должность «начальник военного представительства» не была включена в соответствующий перечень; такая должность включена в соответствующий перечень в 2014 году; мировой судья неправомерно приравнял должность начальника военного представительства к должности «начальник иного органа военного управления»; военные представительства в силу возложенных на них задач функций по контролю качества и приемке военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях не являются органами военного управления; к органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; военные представительства не принадлежат ни к одному из перечисленных видов органов военного управления; руководство деятельностью и организация деятельности военных представительств осуществляется через такие органы управления: ранее – через заказывающие управления Министерства обороны Российской Федерации, в настоящее время – через уполномоченные им органы
военного управления - Управление военных представительств; должности военных представительств включены в перечень, утвержденный приказом №, отдельно от должностей военного управления.
В ходе судебного разбирательства представители АО «Курский завод «Маяк» ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, и ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
В ходе судебного разбирательства старший помощник военного прокурора 56 военной прокуратуры (гарнизона) ФИО4 возражал против удовлетворения жалобы АО «Курский завод «Маяк».
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей служб
В силу ч. 4 той же статьи работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом начальника вооружения Вооруженных Сил РФ – заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 44) начальник 933 военного представительства Министерства обороны РФ ФИО5 уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и с ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника 104 службы – уполномоченного начальника вооружения Вооруженных Сил от 09 сентября 2010 года № 102 (л.д. 40-42) начальник 933 военного представительства Министерства обороны РФ исключен из списков личного состава 933 военного представительства Министерства обороны РФ.
Приказом заместителя генерального директора ФГУП «Курский завод Маяк» от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО5 принят на работу в данное предприятие на должность заместителя руководителя службы качества; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО5 в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ в том же предприятии принят на работу на должность руководителя службы качества.
Из трудовой книжки ФИО5 АТ-III № что ФИО5ДД.ММ.ГГГГ принят в 933 военное представительство Министерства обороны Российской Федера-
ции на должность специалиста 1 категории и ДД.ММ.ГГГГ уволен по сокращению штата работников организации.
Согласно п. 3 раздела II Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, в Министерстве обороны Российской Федерации (Минобороны России) в него включены:
а) заместители Министра обороны Российской Федерации;
б) руководители (начальники):
служб Минобороны России и им равных подразделений, их структурных подразделений;
центральных органов военного управления, не входящих в службы и им равные подразделения, и иных подразделений, их структурных подразделений;
органов военного управления военных округов, их структурных подразделений;
иных органов военного управления;
территориальных органов Минобороны России (военных комиссариатов);
в) командующие объединениями, командиры соединений и воинских частей;
г) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта.
Из постановления мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что мировой судья пришел к выводу о том, что занимаемая ФИО5 должность начальника 933 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации была включена в Перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, поскольку относилась к начальникам иного органа военного управления Министерства обороны Российской Федерации.
Однако данный вывод мирового судьи не мотивирован.
Военное управление — комплекс мероприятий предпринимаемых государством по созданию вооружённых сил, их поддержанию на должном уровне, отвечающем требованиям обороноспособности и принятой военной доктрины и непосредственно само руководство вооружёнными силами.
Общее управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Минобороны России и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Это следует из анализа Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082.
В соответствии со ст. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации в структуру Минобороны России входят центральные органы военного управления и иные подразделения, подчиненные соответствующим заместителям согласно определенным им участкам ответственности.
Минобороны России возглавляет и объединяет систему органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, которая создается примени-
тельно к основным звеньям организационной структуры Вооруженных Сил. Эту систему составляют:
а) центральные органы военного управления, входящие в Минобороны России;
б) органы военного управления видами Вооруженных Сил;
в) органы военного управления родами войск Вооруженных Сил;
г) органы военного управления военных округов;
д) органы военного управления соединениями и воинскими частями;
е) местные органы военного управления (военные комиссариаты).
Сектор военного управления, определяющий деятельность командиров (начальников), штабов, служб и других органов управления по поддержанию постоянной боевой готовности войск (сил), подготовке к боевым действиям и руководству войсками (силами) по выполнению поставленных задач именуется Управлением войсками (силами).
В данное определение входит:
· постоянный сбор сведений об обстановке и их анализ;
· принятие решения на боевые действия (операция, рейд, бой и так далее);
· доведение задач подчинённым войскам (силам);
· планирование боевых действий;
· организация взаимодействия разных формирований;
· подготовка подчинённых войск (сил) и штабов к боевым действиям и руководство ими в ходе боевых действий;
· организация контроля и помощи подчинённым войскам.
Управление войсками выполняется командирами (командующими) лично и через штаб, а также через заместителей, начальников родов войск и специальных войск, начальников служб в соответствии с полученными актами военного управления от выше стоящего начальства.
Военные представительства — воинские подразделения Минобороны РФ, создаваемые для контроля качества и приёмки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчинённости и форм собственности, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию продукции военного назначения, как непосредственно, так и в порядке кооперации.
Деятельность военных представительств и органов их контроля регламентируется Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 г. N 804, другими актами законодательства РФ, воинскими уставами, приказами и директивами Министра обороны РФ. Руководство деятельностью военных представительств осуществляется Минобороны РФ через его заказывающие управления.
Таким образом, военное представительство не является самостоятельным органом военного управления.
Это же подтверждает приказ Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». В указанный Перечень должности военного представите-
льства включены отдельно (п.4) от должностей органов военного управления (п. 1).
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что вина АО «Курский завод «Маяк» в неисполнении обязанности при заключении трудового с ФИО5 в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора представителю работодателю ФИО5 по последнему месту его службы отсутствует, поскольку определения органов военного управления законодательно дано не было, и имелась правовая неопределенность в том, следует ли военные представительства относить к органам военного управления.
Довод старшего помощника военного прокурора 56 военной прокуратуры (гарнизона) ФИО4 о том, что приказом Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№дсп должность начальника военного представительства Минобороны России отнесена к конкретным должностям федеральной государственной службы в соответствующих государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не свидетельствует об обязанности АО «Курский завод «Маяк» сообщать о заключении трудового договора представителю работодателя ФИО5, поскольку указанный приказ является документом «для служебного пользования», доступа к которому АО «Курский завод «Маяк» не имело.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценив имеющиеся доказательства в их совокупности с учетом относимости и допустимости, судья не находит в действиях АО «Курский завод «Маяк» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, а потому в силу ст.30.7 КоАП РФ с учетом положений ст.24.5 КоАП РФ постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а производство по делу в отношении АО «Курский завод «Маяк» - прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7. КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
Постановление мирового судьи судебного участка № судебного района ЦО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении АО «Курский завод «Маяк» отменить, а производство по данному делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья: Е.Ю. Скрипкина