ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-108/2017 от 03.05.2017 Саяногорского городского суда (Республика Хакасия)

Мировой судья Зинченко А.А. Дело №12-108/2017 (№5-1-143/2017)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Саяногорск 03 мая 2017 года

Судья Саяногорского городского суда Республики Хакасия Емельянов А.А.

при секретаре Потайчук Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспек­тора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Хакасия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Саяногорска Республики Хакасия от ДАТА по делу об адми­нистративном пра­вона­руше­нии, предусмотрен­ном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Саяногорска от ДАТА прекращено производство по делу об адми­нистративном пра­вона­руше­нии, преду­смот­рен­ном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО3 в связи с отсут­ст­вием в его действиях состава правонарушения.

Старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Респуб­лике Хакасия (далее также - Управление) ФИО1 на осно­вании ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ подана жалоба, в которой она выражает несогласие с поста­новлением, указывает, что вывод судьи о неполучении АО «РУСАЛ САЯНАЛ» (далее также - Общество) в уста­новленные сроки лицензии на осуществление деятельности по утилизации отходов III класса по причине нарушения Управлением сроков, предусмотренных Приказом Минпри­роды России от 05.12.2014 №541, неверен, в письме от ДАТА Управ­лением Обще­ству было указано на необходимость оформления и предъявления паспортов на указанные виды отходов, однако последнее представило их лишь ДАТА, о чём ФИО3 в суде первой инстанции умолчал, сославшись на переписку между Управлением и Обществом; никаких доказательств утраты Управлением документов не представлено, судья необоснованно сделал такой вывод; имелись все основания для привлечения должно­стного лица - специалиста отдела охраны труда, промышленной безопасности и экологии АО «РУСАЛ САЯНАЛ» - ФИО2 к административ­ной ответственности, посколь­ку материалами дела подтверждается и Обществом не оспари­вается факт осуществ­ления деятельности по утилизации отходов III класса опас­ности без соответствующей лицен­зии, то есть административным органом доказано нали­чие в дейст­виях (бездействии) ФИО2 объективной стороны правонарушения, предусмот­ренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ; решением Арбитражного суда Республики Хака­сия от ДАТА по делу АО «РУСАЛ САЯНАЛ» привлечено к адми­нистра­тивной ответственности по ч. 2 ст. 14.1. КоАП РФ, при этом согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение администра­тивного наказания юридическому лицу не освобождает от админи­стративной ответственно­сти за данное правонарушение виновное физическое лицо. Просила постановление миро­вого судьи отменить, прекратить производство по делу в связи с истечением срока давно­сти привлечения ФИО2 к административной ответственности.

Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте его прове­дения извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела с учётом доводов жалобы, проверив оспариваемое постанов­ле­ние, выслушав представителей Управления Росприроднадзора по Респуб­лике Хакасия ФИО4, ФИО5, поддержавших жалобу, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ административным правонарушением при­зна­ется осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Статьей 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена необходимость лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах произ­водства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обра­ботке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуще­ствляется в соответствии с Федеральным законом от ДАТА №99-ФЗ «О лицензирова­нии отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

В силу ч. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении измене­ний в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законода­тельные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законода­тельных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транс­портированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до ДАТА. После ДАТА осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДАТА, специалист отдела охра­ны труда, промышленной безопасности и экологии АО «РУСАЛ САЯНАЛ» <>ФИО3 ненадлежащим образом испол­нил свои должностные обязанности, нарушив требования ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», что выразилось в осущест­влении АО «РУСАЛ САЯНАЛ» в период с ДАТА (дата, когда должна была быть получена лицензия) по ДАТА (дата окончания проверки) деятельности по утили­зации отходов III класса без лицензии.

Согласно должностной инструкции ФИО3 как специалист по охране труда, промышленной безопасности и экологии АО «РУСАЛ САЯНАЛ» осуществляет контроль исполнения требований законодательства по вопросам охраны окружающей среды (п. 3.4), проводит работу, связанную с получением лицензий, разрешений на природопользование (п. 3.10).

По смыслу ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, к административной ответственности может быть привлечён субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий её без специаль­ного, являющегося обязательным разрешения (лицензии), его руководитель или иное лицо, наделённое полномочиями определять его деятельность.

Как следует из материалов дела, в частности приказа врио руководителя Управления Росприроднадзора по Респуб­лике Хакасия о проведении проверки от ДАТА, акта проверки от ДАТА и протокола об административном правонарушении от ДАТА, подлежащая лицензированию деятельность осуществлялась АО «РУСАЛ САЯНАЛ», проверка проводилась в отношении данного юридического лица (хозяйствующего субъ­екта), в его действиях и установлены нарушения вышеприве­дённых требований законода­тельства, выразившиеся в осущест­влении деятель­ности по утили­зации отходов III класса без лицензии, что подтверждается также вступившим в закон­ную силу решением Арбит­ражного суда Республики Хака­сия от ДАТА о привлечении Общества за это к адми­нистра­тивной ответственности по ч. 2 ст. 14.1. КоАП РФ.

ФИО3 как работник АО «РУСАЛ САЯНАЛ», ведущий работу Общества, связанную с получением лицензий, разрешений на природопользование, в силу занимаемой должности и выполняемых трудовых обязанностей несёт персональную ответственность перед работодателем, не наделён полномочиями по прекращению или приостановлению деятельности Общества (в том числе по причине отсутствия лицензии), не является субъек­том предпринимательской деятельности и должностным лицом в смысле ст. 2.4 КоАП РФ, а, следовательно, и субъектом вменяемого ему правонарушения.

Данное обстоятельство не было учтено мировым судьёй. Тем не менее, проанализиро­вав представленные административным органом и лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, доказательства, мировой судья обоснованно пришёл к выводу о том, что лицензия на осуществление вышеуказанной деятельности АО «РУСАЛ САЯНАЛ» не была своевременно получена по независящим от ФИО3 причинам. Доводы апелляционной жалобы и приобщённые Управле­нием документы данный вывод не опровергают.

Изложенное свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО3 состава правона­рушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, на что верно указано в оспари­ваемом судебном постановлении.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи отмене либо изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Саяногорска Республики Хакасия от ДАТА по делу об адми­нистративном пра­вона­руше­нии, предусмот­рен­ном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении ФИО3 оставить без измене­ния, жалобу старшего государственного инспек­тора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Хакасия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднад­зора) по Республике Хака­сия ФИО1 - без удовлетво­рения.

Судья А.А. Емельянов