ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-108/2017 от 29.06.2017 Лангепасского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Р Е Ш Е Н И Е

29 июня 2017 года г. Лангепас

Судья Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Сысуев А.П., с участием заявителя ФИО1, начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Лангепасу ФИО2, рассмотрев дело № 12-108/2017 по жалобе ФИО1 на постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Лангепасу ФИО2 от 27.04.2017 № 18810086130520087640, которым ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 6 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Лангепасу ФИО2 от 27.04.2017 № 18810086130520087640 ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 6 000 рублей. В вину ФИО1 констатировано то, что 28.02.2017 года в 02:05 на 128 км. автодороги Сургут-Нижневартовск в г. Лангепасе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, он, являясь должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств согласно должностной инструкции, допустил эксплуатацию автомашины КАМАЗ-44108, государственный регистрационный знак <...> без технического устройства тахографа.

Выражая свое несогласие с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, а производство по делу - прекратить. В обоснование своей жалобы ФИО1 указал, что тип данной автомашины - седельный тягач. Согласно договору от 10.11.2016 № Л-17/109 и техническому заданию данный автомобиль осуществлял работы по перевозке нефтепромыслового оборудования и инвентаря, необходимого для технологического процесса в ремонте скважин в бригады ББС-1 и ББС-3, находившиеся в тот момент на кустовых площадках <данные изъяты> месторождения к/п № 221 ЦДНГ-3 (ББС-1) и к/п № 52 ЦДНГ-11 <данные изъяты> месторождения (ББС-3) <адрес>. Эти данные подтверждены путевым листом от 27/28 февраля 2017 г. № 19452. Факт движения данного транспортного средства по маршруту подтверждается распечаткой маршрута движения, сделанного с помощью GPS/Глонасс (системы мониторинга автотранспорта «СКАУТ»). Согласно Приказу Минтранса Российской Федерации от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категории и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», тахограф не устанавливается на транспортные средства, участвующие в облуживании нефтяных и газовых скважин.

В судебном заседании ФИО1 доводы своей жалобы поддержал и пояснил, что на данном автомобиле - седельный тягач, и согласно договору № Л-17/109 от 10.11.2016 и техническому заданию данный автомобиль осуществлял работы по перевозке нефтепромыслового оборудования и инвентаря, необходимого для технологического процесса в ремонте скважин <данные изъяты> месторождений (кустовые площадки № 221 ЦДНГ-3 (ББС-1) и № 52 ЦДНГ-11 (ББС-3) <адрес> Следовательно, данное транспортное средство было занято в облуживании нефтяных скважин и является исключением из общего правила оборудования автомашины КАМАЗ-44108 тахографом, которое установлено приказом Минтранса от 13.02.2013 № 36. Никакой ссылки на Общероссийский классификатор продукции данный приказ не содержит. Кроме того, факт участия данного транспортного средства в облуживании нефтяных скважин подтверждается путевым листом.

Начальник ОГИБДД ОМВД России по г. Лангепасу ФИО2 с жалобой не согласился и пояснил, что Приложение № 2 к Приказу Минтранса Российской Федерации от 13.02.2013 № 36 действительно содержит исключение, согласно которому на транспортные средства, задействованные в облуживании нефтяных скважин, установка тахографа не требуется. Однако, в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дородного движения», транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Глава 2 Постановления Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 01.04.1998г. № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств» предусматривает порядок сертификации механических транспортных средств и прицепов, составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования. Установленный порядок включает в себя подачу и рассмотрение соответствующей заявки, испытания сертифицируемой продукции, проверку производства, выдачу и регистрацию сообщения, касающегося официального утверждения по типу конструкции транспортного средства, сертификата соответствия, или «одобрения типа транспортного средства» (ОТТС), осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией. Пунктом 2.6 данного Постановления установлена форма ОТТС, в которой указывается код VIN (без указательной части). Для транспортных средств, выпускаемых отечественными изготовителями, указывается шестизначный код по классификатору ОКП.

Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 (ред. от 11.11.2015) «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» установлена форма паспорта транспортного средства. Пункт 41 которого содержит требование о том, что в строке 17 «Одобрение типа транспортного средства» (далее по тексту ОТТС) указываются номер, под которым сведения об ОТТС или Свидетельства включены в реестр, предусмотренный Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, дата выдачи ОТТС или Свидетельства, и наименование органа по сертификации или испытательной лаборатории, оформивших указанные документы.

Общероссийский классификатор продукции (ОКП) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации и продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и другие.

В отношении автомашины КАМАЗ-44108 в сертификате ОТТС указан код ОКП - 45 1116 (Автомобили общего назначения (бортовые, шасси и фургоны) полной массой более 20 тонн), а для транспортных средств, предназначенных для обслуживания нефтяных и газовых скважин коды ОКП предусмотрены с 366600 до 366610, следовательно, по мнению должностного лица, для данного автомобиля установка тахографа обязательна.

Заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Согласно представленным в суд сведениям, заявитель ФИО1 получил почтовое отправление из ГИБДД с постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Лангепасу ФИО2 от 27.04.2017 № 18810086130520087640 только 15.06.2017, жалобу на него подал в суд 20.06.2017, т.е. в установленный десятидневный срок его обжалования.

Согласно части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. При таких обстоятельствах жалоба ФИО1 считается поданной в суд в установленном порядке и в установленный срок, поэтому подлежит принятию к производству и рассмотрению по существу, без разрешения вопроса о восстановлении срока обжалования.

Часть 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации).

Согласно Приложению № 2 к Приказу Минтранса Российской Федерации от 13.02.2013 № 36, транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория № 2), и транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория № 3), должны быть оборудованы тахографом.

Абзац пятый данного приложения содержит исключение, согласно которому на транспортные средства, задействованные в облуживании нефтяных скважин, установка тахографа не требуется.

Ссылка должностного лица ГИБДД на то, что в отношении автомашины КАМАЗ-44108 в сертификате ОТТС указан код ОКП - 451116 (Автомобили общего назначения (бортовые, шасси и фургоны) полной массой более 20 тонн), а в отношении оборудования для освоения и ремонта нефтяных скважин указаны коды 366600 - 366610, следовательно для данного автомобиля установка тахографа необходима, является ошибочной.

Ни в паспорте транспортного средства, ни в свидетельстве о реги­страции транспортного средства не предусмотрено размещение информации о виде транспортного средства в том значении, в каком это указано в Приложении № 2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36 для целей освобождения ответственных лиц от обязанности оснащения транспортных средств тахографами.

В соответствии с Приложением № 1 к Приказу МВД России, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономи­ческого развития и торговли Российской Федерации от 23.06.2005 № 496/192/134 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» (пункт 27) в строке «3. Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства указывается характеристика (тип) транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.

Классификация типов транспортных средств содержится в Таблице 4.5 При­ложения № 4 к Приказу МВД РФ и ФНС России от 31.10.2008 № 948/ММ-3-6/561 «Об утверждении Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы». Данная классификация устанавливает типы транспортных средств с учётом их конструкторских особенностей и назна­чения, однако не предусматривает определение видов транспортных средств с точки зрения их целевого предназначения, как это регламентировано в Прило­жении № 2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36.

Таким образом, в системе механизма правового регулирования отношений в сфере безопасности дорожного движения и учёта транспортных средств отсутст­вуют нормативные критерии, на основании которых то или иное транспортное средство можно отнести к транспортным средствам для обслуживания нефтяных и газовых скважин. Для отнесения конкретного транспортного средства к указанным транспортным средствам, которые в соответствии с Приложением № 2 к Приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36 не требуют оснащения тахографами, следует исходить из фактического функционального назначения данного транспортного средства и видов деятельности хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего это транспортное средство.

Приведённые же должностным лицом ГИБДД ссылки на Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 и коды ОКП неправомерны, так как указанные нормативный акт и классификатор ничего общего с вопросами пра­вового регулирования отношений в сфере безопасности дорожного движения не имеют, поскольку направлены на реализацию Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», ОКП предназначен для обеспечения достовер­ности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции, используется при решении задач её каталогизации, сертификации, статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономи­ческом, региональном и отраслевом уровнях, структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций (ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301) (в ред. от 22.10.2014) (коды 01 0000-51 7800).

Ввиду изложенного должностное лицо при вынесении постановления по делу об административном правонарушении не дало надлежащую оценку доводам ФИО1 и представленным им доказательствам о том, что выпу­щенное им на линию транспортное средство использовалось исключительно для обслуживания нефтяных скважин - согласно техническому заданию оно осуществляло перевозку нефтепромыслового оборудования и инвентаря, необходимого для технологического процесса в ремонте скважин в бригады ББС-1 и ББС-3, находившиеся на тот момент на кустовых площадках <данные изъяты> месторождения к/п № 221 ЦДНГ-3 (ББС-1) и к/п № 52 ЦДНГ-11 <данные изъяты> месторождения (ББС-3) <адрес>, что подтверждается путевым листом и сведениями системы мониторинга автотранспорта GPS/ГЛОНАСС. Данная неполнота не позволила всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При таких обстоятельствах обжалуемое постановление нельзя признать законными и обоснованными, вследствие чего оно подлежит отмене, в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а производство по делу - прекращению ввиду отсутствия состава правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Лангепасу ФИО2 от 27.04.2017 № 18810086130520087640, которым ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 6 000 рублей, отменить, и производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава правонарушения.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти суток со дня получения его копии.

Судья А.П. Сысуев