Дело № 12-108/2018 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Торжок 24 мая 2018года
Судья Торжокского городского суда Тверской области Голубева О.Ю. с участием защитника ОАО «Пожтехника» Чеканова Р.С., рассмотрев жалобу генерального директора открытого акционерного общества «Пожтехника» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора труда в Тверской области № 30/2018/6/11 от 13 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Пожтехника»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением главного государственного инспектора труда в Тверской области № 30/2018/6/11 от 13 апреля 2018 года ОАО «Пожтехника» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Из постановления следует, что согласно протоколу №30/2018/6/4 от 12 апреля 2018 года при проведении плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства об охране труда в отношении ОАО «Пожтехника» были установлены следующее нарушения:
- на момент проверки вновь принимаемые работники (электросварщик ФИО5 принят 19 января 2018 года и др.) не ознакамливаются под роспись с результатами проведения специальной оценки условий труда (нарушение требований части 4 пункта 2 статьи 4, пункта 5 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»);
- на момент проверки на некоторых рабочих местах (заводоуправление) специальная оценка условий труда не проведена (нарушение требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Действия ОАО «Пожтехника» квалифицированы по части 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ОАО «Пожтехника» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление и просит его отменить.
В основании жалобы указывает, что с момента проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) все вновь принимаемые работники (в том числе ФИО6 принятый 19 января 2018 года) знакомился с результатами проведения СОУТ, что фиксируется в трудовом договоре фразой «со специальной оценкой условий труда ознакомлен» и подписью лица, принимаемого на работу.
Специальная оценка условий труда на предприятии проводится в три этапа.
Первый этап - это работники основных и вспомогательных цехов, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда.
Второй этап - это работники вспомогательных цехов.
Третий этап - это ИТР (в том числе работники заводоуправления), что не противоречит пункту 6 статьи 27 Федерального Закона №426-ФЗ.
На момент проверки два этапа СОУТ проведены.
При этом в настоящий момент, в т.ч. в период проведения самой проверки, проходят подготовительные работы для проведения третьего этапа СОУТ.
В отношении третьего этапа проведения СОУТ действует пункт 4 Порядка аттестации, в частности аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах, а именно заводоуправление.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что согласно пункту 6 статьи 27 Федерального закона №426-ФЗ СОУТ должна быть завершена до 31 декабря 2018 года, считает, что состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствовал, и привлечение Общества к административной ответственности является незаконным и необоснованным.
Защитник ОАО «Пожтехника» Чеканов Р.С. в судебном заседании поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Должностное лицо Государственной инспекции труда в Тверской области, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилось, просило рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав защитника Чеканова Р.С., изучив доводы жалобы, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Часть первая статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены обязанности работодателя, и, в частности, работодатель обязан, наряду с прочим: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно части 4 пункта 2 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Из пункта 5 статьи 15 указанного Закона следует, что работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления следует, что Государственной инспекцией труда в Тверской области при проведении плановой проверки в отношении ОАО «Пожтехника» (<...>) 12 апреля 2018 года установлено, что в Обществе не соблюдаются требования об охране труда в нарушение части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно:
- вновь принимаемые работники (электросварщик ФИО7 принят 19 января 2018 года и др.) не ознакамливаются под роспись с результатами проведения специальной оценки условий труда;
- на некоторых рабочих местах (заводоуправление) специальная оценка условий труда не проведена.
Между тем такой вывод основан на неправильном толковании и применении норм материального права и не соответствует имеющимся в деле доказательствам.
Обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, является одним из принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац пятый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
По смыслу положений части 1 статьи 3, статей 8 - 14, статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда как единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года.
Так, по делу установлено, что Обществом не проведена специальная оценка условий труда только в одном подразделении предприятия – заводоуправлении, провести которую и завершить соответствующий комплекс мероприятий ОАО «Пожтехника» планировало не позднее 31 декабря 2018 года.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица о бездействии Общества, выразившемся в непроведении специальной оценки условий труда в заводоуправлении, является незаконным, так как с учетом последовательно совершаемых работодателем в рамках проведения специальной оценки условий труда мероприятий и сроков проведения этой оценки данный вывод не соответствует материалам дела.
Кроме того, противоречит фактическим обстоятельствам и вывод главного государственного инспектора труда в тверской области о том, что вновь принимаемые работники (электросварщик ФИО8 принятый на работу 19 января 2018 года и др.) не знакомятся под роспись с результатами проведения специальной оценки условий труда.
Так, из трудового договора с ФИО9 видно, что работодатель ознакомил его с СОУТ, что подтверждается собственноручной подписью работника.
При таких обстоятельствах следует признать, что состав инкриминируемого Обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствует.
Постановление главного государственного инспектора труда в Тверской области № 30/2018/6/11 от 13 апреля 2018 года в отношении ОАО «Пожтехника» подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях ОАО «Пожтехника» состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление главного государственного инспектора труда в Тверской области № 30/2018/6/11 от 13 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Пожтехника» отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья О.Ю. Голубева