Дело № 12-108/2021
РЕШЕНИЕ
г. Новый Уренгой 02 сентября 2021 года
Судья Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кузьмина Н.А.,
рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалист-эксперта отдела государственного экологического надзора в г. Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 № 03/4-318/2021 от 30.06.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя директора по эксплуатации АО «Уренгойгорводоканал» ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалист-эксперта отдела государственного экологического надзора в г. Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 № 03/4-318/2021 от 30.06.2021 года заместитель директора по эксплуатации АО «Уренгойгорводоканал» ФИО2 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования по ст. 8.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился в Новоуренгойский городской суд ЯНАО с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, либо применить наказание в виде устного замечания.
В судебное заседание ФИО2, представитель Росприроднадзора не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы и представленные материалы в совокупности, прихожу к следующему.
В соответствии с ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.5 КоАП РФ, является формальным и не предполагает наступления каких-либо неблагоприятных материально-правовых последствий, либо вреда.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, выражается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется умышленной виной.
Согласно п. 2 Приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" программа производственного экологического контроля (далее Программа) должна содержать, в том числе, раздел «сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников».
В силу положений п. 5 указанного Приказа Минприроды России, раздел "Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников" должен содержать, в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения.
Указанные требования также закреплены в ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п. 9 ст. 67 вышеуказанного Федерального закона, на объектах I категории стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.
Программой создания системы автоматического контроля определяются стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации.
Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля утверждаются Правительством Российской Федерации.
Срок создания системы автоматического контроля не может превышать четыре года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения. В случае, если программой повышения экологической эффективности предусмотрены мероприятия, связанные с реконструкцией стационарных источников, подлежащих оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки оснащения таких стационарных источников определяются с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 13.03.2019 N 262 "Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ", программа разрабатывается и утверждается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте I категории.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяют дело об административном правонарушении в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, АО «Уренгойгорводоканал» эксплуатирует канализационные очистные сооружения (КОС) г. Новый Уренгой, предназначенные для очистки и обеззараживания производственных и хозбытовых сточных вод города перед сбросом их в реку Ево-Яха на основании договора аренды имущества системы водоснабжения и водоотведения № 57 от 01.12.2007 г.
Основанием для привлечения заместителя директора по эксплуатации АО «Уренгойгорводоканал» ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ, послужили выявленные в ходе проведенной в период с 29.03.2021 г. по 23.04.2021 г. должностным лицом Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора плановой выездной проверки АО «Уренгойгорводоканал», обстоятельства того, что Обществом, в нарушение вышеприведенных требований Федерального закона и нормативно-правовых актов, не представлены данные анализа работы очистных сооружений за 2018 год и сведения о схемах водоотведения, сокрыты сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности на территории Объекта № 2 Цех очистных сооружений канализации (ЦОСК) при составлении программы производственного экологического контроля; также в указанной программе отсутствуют сведения о разработанной и утвержденной программе создания системы автоматического контроля и сведения об автоматических средствах измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, АО «Уренгойгорводоканал» скрыло полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов при подаче декларации и суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду (ила стабилизированного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод; меди; марганца).
Оснований, влекущих недействительность результатов плановой выездной проверки, равно как и обстоятельств, свидетельствующих о том, что уполномоченными должностными лицами со стороны сотрудников Северо-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования допущены грубые нарушения положений и норм действующего законодательства, не установлено.
В соответствии с приказом АО «Уренгойгорводоканал» № 4-к от 18.01.2021 г. ФИО2 принят на работу на должность заместителя директора по производству.
Согласно приказу АО «Уренгойгорводоканал» № 15-к от 27.01.2021 г. ФИО2 с 28.01.2021 г. переведен с должности заместителя директора по производству на должность заместителя директора по эксплуатации.
В соответствии с должностной инструкцией АО «Уренгойгорводоканал», утвержденной генеральным директором Управляющей организации ФИО1 и с которой ФИО2 был ознакомлен, в обязанности заместителя директора по эксплуатации входит в том числе:
- п. 2.1 Должностной инструкции - обеспечение организации деятельности предприятия в области охраны окружающей среды: производственный экологический контроль на предприятии; техническое руководство природоохранной деятельностью на предприятии и структурных подразделениях; проведение работ по разработке, планированию и исполнению природоохранных мероприятий; внедрение наилучших доступных технологий (НДТ); контроль за выбросами и сбросами загрязняющих веществ и отходами производства и потребления, а также соблюдения установленных для предприятия нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС) и лимитов на размещение отходов; контроль за выполнением предписаний уполномоченных органов экологического контроля и приказов Генерального директора Управляющей организации по охране окружающей среды, рациональному использованию природных и энергетических ресурсов;
- п. 2.3. Должностной инструкции – обеспечение разработки мероприятий по реконструкции и модернизации объектов предприятия, предотвращению вредного воздействия производства на окружающую среду, бережному использованию природных ресурсов, созданию безопасных условий труда и повышению технической культуры производства и контролирование их исполнение;
- п. 2.4. Должностной инструкции – организует и контролирует получение комплексного экологического заключения на объекты I категории, а также организовывает внедрение программ повышения экологической эффективности и снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Факт совершения должностным лицом административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом № 03/4-318/2021 об административном правонарушении от 16.06.2021 г.; актом проверки № 91 от 30.04.2021 г.; к. письма АО «Уренгойгорводоканал» № 1239-юр от 11.06.2021 г.; к. должностной инструкции заместителя директора по эксплуатации АО «Уренгойгорводоканал»; к. приказа № 4-к от 18.01.2021 г.; к. приказа № 15-к от 27.01.2021 г.; к. программы производственного экологического контроля для АО «Уренгойгорводоканал» объект 2 цех очистных сооружений канализации «ЦОСК»; к. заявления для актуализации НВОС № 4527774 от 02.03.2021 г.; к. разрешения № 06/1-3 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; к. журнала данных учета в области обращения с отходами АО «Уренгойгорводоканал»; к. протокола отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 30.03.2021 г. с фототаблицей к нему; к. карты-схемы мест накопления отходов ЦОСК; к. акта обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 30.03.2021 г. с фототаблицей к нему; выпиской из ЕГРЮЛ.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вопреки доводам жалобы, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено, поскольку требования законодательства в области охраны окружающей среды, экологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления направлены на охрану и защиту окружающей среды и граждан, создание условий для их безопасной жизнедеятельности и сохранение природных ресурсов, и являются обязательными для исполнения, в связи с чем, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется.
Государственным инспектором РФ в области окружающей среды, при вынесении постановления всесторонне, полно и объективно исследованы все обстоятельства дела, что говорит об обоснованности принятого им решения.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение привлекаемого лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1).
В материалах дела, смягчающих и отягчающих административную ответственность должностного лица обстоятельств не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления должностного лица, в порядке пересмотра не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалист-эксперта отдела государственного экологического надзора в г. Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 № 03/4-318/2021 от 30.06.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя директора по эксплуатации АО «Уренгойгорводоканал» ФИО2 оставить без изменения, а жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.А. Кузьмина