ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-108/2022 от 17.02.2022 Псковского городского суда (Псковская область)

УИД 60RS0001-01-2022-000711-98

Дело № 12-108/2022

РЕШЕНИЕ

на постановление по делу об административном правонарушении

**.**.** 2022 года город Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Васильева И.В.,

при секретаре Алексеевой И.В.,

с участием представителя УМВД России по Псковской области П.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Пучинина Максима Евгеньевича на постановление <данные изъяты> УМВД России по Псковской области П.А. от **.**.** 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением <данные изъяты> УМВД России по Псковской области П.А. от **.**.** 2021 года Пучинин М.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.

Указанное наказание назначено за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств в установленный законодательством Российской Федерации срок, когда регистрация обязательна на основании договора купли-продажи автомобиля.

Не согласившись с указанным постановлением, Пучинин М.Е. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование указал, что транспортное средство было им приобретено **.**.** 2021 года. По месту его жительства в пос. Струги-Красные регистрационное подразделение ГИБДД отсутствует, ближайшее подразделение находится на значительном расстоянии в г. Пскове. Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ от 20 октября 2021 года № 595 на территории Российской Федерации были установлены нерабочие дни с **.**.** по **.**.** 2021 года включительно, в связи с чем в подразделение ГИБДД с целью регистрации приобретенного транспортного средства не обращался. С учетом периода нерабочих дней срок регистрации истекал **.**.** 2021 года, поэтому считает, что должностным лицом неверно исчислены сроки совершения регистрационных действий. Поскольку приказом МВД России от 21 декабря 2019 года № 950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств» предусмотрена возможность подачи заявлений, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг, **.**.** 2021 года подал соответствующее заявление в электронном виде, ближайшее время регистрации было предложено на **.**.** 2021 года.

С учетом того, что им были предприняты все необходимые меры для регистрации транспортного средства, полагает, что в его действиях состав правонарушения отсутствует. Кроме того, постановление по делу об административном правонарушении, вопреки требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, не содержит описания обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, поскольку не раскрывает, в чем состоит нарушение правил регистрации транспортных средств. Считает, что данное правонарушение не создало существенной угрозы общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, в связи с чем может быть признано малозначительным.

В дополнении к жалобе, поданной в суд **.**.** 2022 года, представил листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, согласно которому в период с **.**.** 2021 года находился на лечении.

Заявитель Пучинин М.Е. в суд не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом; в дополнении к жалобе от **.**.**2022 просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Должностное лицо, <данные изъяты> ГИБДД УМВД России по Псковской области П.А. в суд не явился.

Представитель УМВД России по Псковской области П.О. в суде просила в удовлетворении жалобы отказать, указав, что транспортное средство заявителем было приобретено **.**.** 2021 года, обратился с заявлением о регистрации в МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области **.**.**2021, то есть с нарушением установленного законом 10-дневного срока. Информация об изменении порядка предоставления государственных услуг в период с **.**.** 2021 года в соответствии с Указом Президента РФ от 20.10.2021 № 595, а также режиме работы МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области были опубликованы на Интернет-порталах, в социальных сетях, на официальном сайте ведомства. В указанный период подразделение МРЭО работало и предоставляло государственную услугу по регистрации транспортных средств посредством системы управления электронной очередью, что подтверждается предоставленными суду реестрами транспортных средств. Оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется, поскольку нарушение правил постановки транспортных средств на учет является грубым нарушением порядка учета транспортных средств.

Выслушав представителя УМВД России по Псковской области, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению в частности подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (за исключением строящихся судов, морских судов, судов смешанного (река - море) плавания, судов внутреннего плавания, включая маломерные суда), механизмов и установок в случае, если регистрация обязательна, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Административная процедура по регистрации транспортных средств осуществляется в порядке и по правилам, предусмотренным Приказом МВД России от 21 декабря 2019 года № 950 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств», а также по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 283-Ф3 «О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», и постановлением Правительства Российской Федерации № 1764 от 21 декабря 2019 года «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ».

В силу ст. 5 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 283-ФЗ) государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.

Согласно ч. 3 ст. 8 Закона № 283-ФЗ владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства.

На основании п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1990, механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.

Пунктом 53.1 приказа МВД РФ от 21 декабря 2019 года № 950 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств» (далее – Приказ № 950) предусмотрена возможность получения государственной услуги по экстерриториальному принципу путем подачи заявления в любом регистрационном подразделении по выбору заявителя.

Из материалов дела усматривается, что **.**.** 2021 года Пучинин М.Е. приобрел на основании договора купли-продажи транспортного средства от **.**.** 2021 года автомобиль марки «Н.», государственный регистрационный номер *, 2012 года выпуска. **.**.** 2021 года осуществил запись на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

На регистрацию данное транспортное средство в МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области было предъявлено **.**.** 2021 года, то есть с нарушением установленного нормами действующего законодательства десятидневного срока регистрации транспортных средства.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Пучинина М.Е. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ.

Факт совершения Пучининым М.Е. административного правонарушения подтвержден совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: сведениями с сайта «Госуслуги» /л.д. 7-11/, договором купли-продажи транспортного средства от **.**.** 2021 года /л.д. 12/.

Довод заявителя о том, что должностным лицом неправильно определена дата окончания течения 10-ти дневного срока постановки транспортного средства на регистрационный учет, поскольку из него должны исключаться выходные и нерабочие дни с **.**.** 2021 года, которые были установлены Указом Президента РФ № 595 от 20 октября 2021 года, основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Согласно ч. 2 ст. 4.8 КоАП РФ сроки, исчисляемые сутками, истекают в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.

Из указанной нормы следует, что при исчислении сроков, установленных сутками, месяцами и годами, не учитывается деление дней на рабочие, выходные и праздничные. Иными словами, течение сроков, установленных сутками, месяцами и годами, не прерывается.

В соответствии с п. 5 Указом Президента РФ от 20 октября 2021 года № 595 «Об установлении на территории РФ нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 года», органам публичной власти, иным органам и организациям определить численность служащих и работников, обеспечивающих в нерабочие дни, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящего Указа, функционирование этих органов и организаций.

Информация по вопросам предоставления государственной услуги размещается в федеральных государственных информационных системах «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) и «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), на официальном сайте МВД России и официальных сайтах территориальных органов МВД России на региональном уровне в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на располагаемых в доступных для ознакомления местах информационных стендах регистрационных подразделений, а также предоставляется сотрудниками органов внутренних дел РФ, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях по телефону либо на личном приеме (п. 3 Приказа № 950), что подтверждено имеющимися публикациями от **.**.** 2021 года об изменении порядка предоставления государственных услуг в период времени с **.**.** по **.**.** 2021 года, а также режим работы МРЭО ГИБДД на сайте Госавтоинспекция, ПЛН Автомир, УМВД России по Псковской области, в группе «ВКонтакте», в приложении «Telegram» /л.д. 30-34/.

В указанный период оказание государственных услуг по регистрации транспортных средств осуществлялось по предварительной записи посредством системы Единого портала государственных и муниципальных услуг и системы управления электронной очереди при соблюдении санитарно-эпидемиологических мер; был исключен прием граждан в порядке живой очереди и консультирование непосредственно в подразделениях Госавтоинспекции; согласно режиму работы МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области работало **.**.**2021 (с 8.30 до 12.00, с 14.00-17.00), **.**.**.20221 (с 8.30 по 12.30, с 14.00 до 18.15), **.**.**2021 (с 8.30 до 12.30), **.**.**2021 (с 8.30 до 12.30 и с 14.00 по 17.00) и осуществляло регистрационные действия, что подтверждается реестрами транспортных средств /л.д. 35-38/.

Таким образом факт подачи заявления **.**.** 2021 года на регистрацию автомобиля путем осуществления записи на Едином портале государственных и муниципальных услуг не свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, поскольку правила государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ устанавливают обязанность владельцев в установленном порядке зарегистрировать транспортное средство в течение 10 суток после его приобретения, для чего в силу закона он обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ, является формальным, заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что характер его заболевания в период временной нетрудоспособности с **.**.** 2021 года, то есть с даты приобретения транспортного средства, исключал совершение им регистрационных действий.

Вместе с тем, установлено, что освобождение Пучинина М.Е. от выполнения служебных обязанностей в период с **.**.**2021 по **.**.**2021 не препятствовало ему приобрести автомобиль в г. Липецке **.**.** 2021 года, о чем был составлен договор купли-продажи транспортного средства.

С учётом изложенного суд приходит к выводу, что доводы заявителя об уважительности причины нарушения правил регистрации транспортного средства, в связи с болезнью, а кроме того, в связи с большой удалённостью подразделения МРЭО ГИБДД, расположенного в г. Пскове от места его фактического проживания в пос. Струги Красные Псковской области, являются необоснованными, поскольку не исключают его вины и не свидетельствует об отсутствии у него объективной возможности обратиться непосредственно в подразделение ГИБДД для регистрации транспортного средства в установленный законом срок.

При установленных судом фактических обстоятельствах Пучинин М.Е. обоснованно привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ, каких-либо неустранимых сомнений в его виновности в совершении инкриминируемого ему правонарушения по делу не усматривается.

Ссылка заявителя на то, что в постановлении по делу об административном правонарушении не указаны конкретные пункты Правил дорожного движения основанием для отмены обжалуемого постановления не является.

Правила государственной регистрации транспортных средств устанавливаются не конкретными пунктами Правил дорожного движения, а Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1990, приказом МВД РФ от 21 декабря 2019 года № 950 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств».

Кроме того, в постановлении по делу об административном правонарушении событие совершенного Пучининым М.Е. административного правонарушения изложено должным образом, диспозиция ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ описана полностью.

Порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности соблюдены, принцип презумпции не нарушен.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Административное наказание в виде штрафа Пучинину МЕ. назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1 и ст. 4.1 КоАП РФ с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения, в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному.

Оценивая довод жалобы о малозначительности вмененного ему административного правонарушения, суд руководствуется следующим.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Нарушение же Пучининым М.Е. правил постановки транспортного средства на учет является грубым нарушением порядка учета транспортных средств, а потому его действия признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

С учетом изложенного, суд приходит к выводам, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении Пучинина М.Е. вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не усматривается, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление <данные изъяты> УМВД России по Псковской области П.А. от **.**.** 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Пучинина Максима Евгеньевича без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья И.В.Васильева