ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1090/18 от 18.09.2018 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

<данные изъяты> №12-1090/2018

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург 18 сентября 2018 года

Судья Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Белых А.С., рассмотрев жалобы директора ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова» Рыбакова Е. А. на постановления начальника ОВМ ОП №5 УМВД России по г.Екатеринбургу Бубович Е.А. №1918000505/805, №1918000511/811 от 12.07.2018 по ч.1 ст.18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Рыбаков Е.В., являясь директором ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова», допустил неуведомление образовательной организацией территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о прекращении обучения иностранных гражданин в образовательной организации, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Так в ходе проверки ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова», <данные изъяты> на предмет соблюдения миграционного законодательства, проведенной в период с 01.03.2018 по 01.04.2018 года, установлено, что образовательным учреждением организованы курсы русского языка для иностранных граждан. При этом, 06.03.2017 между ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова» и иностранным гражданином Х. заключен договор на оказание платных образовательных услуг для обучения по программе «Русский язык». Кроме того, аналогичный договор заключен 23.01.2017 между образовательным учреждением и иностранным гражданином Д.

В дальнейшем, на основании приказа директора ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова» Рыбакова Е.А. № 01-06-380 от 21.12.2017 иностранные граждане Х., Д. отчислены с курсов русского языка с 21.12.2017 года, как прекратившие обучение, с расторжением договоров. При этом уведомление о завершении обучения указанных иностранных граждан направлено из образовательного учреждения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции лишь 21.06.2018 года. То есть с нарушением трехдневного срока, установленного миграционным законодательством.

Указанные обстоятельства являются нарушением ст.5, 17 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» №115-ФЗ от 25.07.2002 года. За указанные нарушения начальником ОВМ ОП №5 УМВД России по г.Екатеринбургу Бубович Е.А. в отношении директора ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова» Рыбакова Е.А. вынесены постановления о назначении административного наказания №1918000505/805, №1918000511/811 от 12.07.2018 по ч.1 ст.18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по каждому из вышеперечисленных иностранных граждан.

Не согласившись с указанными постановлениями, Рыбаков Е.А. обжаловал их в суд. В обосновании жалоб указал на процессуальные нарушения при производстве по делам об административных правонарушениях. В частности полагал, что постановления о возбуждении дела об административных правонарушениях вынесены не уполномоченным должностным лицом. Также указал на нарушение процедуры разъяснения порядка обжалования вынесенных постановлений. Кроме того полагал, что курсы русского языка не являются основной образовательной программой в связи с чем у образовательного учреждения не имелось обязанности по уведомления об окончании обучения иностранных граждан.

В судебное заседание Рыбаков Е.А. не явился, направил своих защитников. Просил судебное заседание отложить в связи с занятостью при решении иных вопросов, связанны с деятельностью образовательного учреждения. Учитывая своевременное извещение лица, привлекаемого к административной ответственности о дате судебного заседания, а также фактическую явку его защитников, ходатайство об отложении судебного заседания удовлетворению не подлежит.

В судебном заседании, действующие в интересах Рыбакова Е.А., Коровяченко Е.Ф., Дынько А.Ю., доводы жалобы поддержали в полном объеме. Дополнительно пояснили, что в образовательном учреждении имеется паспортист, ответственный за соблюдением миграционного законодательства. Также полагали, что правонарушение является единым в отношении всех иностранных граждан.

Должностное лицо, вынесшее постановление в суд не явилось.

Помощник прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга Ленотьев П.Б. полагал, что Рыбаков Е.А. является лицом, ответственным за общую деятельность образовательного учреждения, в том числе за соблюдением миграционного законодательства. Указал, что паспортист согласно должностной инструкции является лишь техническим работником и не является должностным лицом, в том понимании, которым его наделяет административное законодательство. Указал, что иностранные граждане, поименованный в постановлениях о возбуждении дел об административных правонарушениях, прибыли в Российскую Федерацию на основании визы для обучения в Российской Федерации.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы суд приходит к следующим выводам.

На основании ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за допустил неуведомление образовательной организацией территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о прекращении обучения иностранных гражданин в образовательной организации либо, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, либо нарушение образовательной организацией установленного порядка подачи такого уведомления.

В силу ст.5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» №115-ФЗ от 25.07.2002 года срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом,

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда подано ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

Образовательная организация, в которой обучается иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором, третьем или пятом настоящего пункта, обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления.

Согласно ст. 17 Закона приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях обучения в образовательной организации выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по ходатайству данной образовательной организации. Образовательная организация гарантирует иностранному гражданину возможность получения образования в данной образовательной организации, обеспечивает его своевременную постановку на миграционный учет по месту пребывания, обращение с ходатайством о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации на период обучения, а также обеспечивает его выезд из Российской Федерации по завершении или прекращении обучения.

В течение трех рабочих дней со дня установления факта самовольного убытия иностранного гражданина из данной образовательной организации направляет информацию об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности.

Из постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, вынесенных заместителем прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга следует, что в ходе проверки ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова», <данные изъяты> на предмет соблюдения миграционного законодательства, проведенной в период с 01.03.2018 по 01.04.2018 года, установлено, что образовательным учреждением организованы курсы русского языка для иностранных граждан. При этом, 06.03.2017 между ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова» и иностранным гражданином Х, заключен договор на оказание платных образовательных услуг для обучения по программе «Русский язык». Кроме того, аналогичный договор заключен 23.01.2017 между образовательным учреждением и иностранным гражданином Д..

В дальнейшем, на основании приказа директора ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова» Рыбакова Е.А. № 01-06-380 от 21.12.2017 иностранные граждане Х,, Д. отчислены с курсов русского языка с 21.12.2017 года, как прекратившие обучение, с расторжением договоров. При этом уведомление о завершении обучения указанных иностранных граждан направлено из образовательного учреждения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции лишь 21.06.2018 года. То есть с нарушением трехдневного срока, установленного миграционным законодательством. Постановления вынесены при наличии надлежавшего извещения лица, привлекаемого к административном ответственности, что также не оспорено в судебном заседании.

Согласно договорам на оказание платных образовательных услуг от 06.03.2017, 23.01.2017 года, между ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова» и иностранными гражданами Х., Д. заключен договор на оказание платных образовательных услуг для обучения по программе «Русский язык».

В дальнейшем, приказом директора ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова» Рыбакова Е.А. №01-06-380 от 21.12.2017 года иностранные граждане Х., Д. отчислены с курсов русского языка с 21.12.2017 года, как прекратившие обучение, с расторжением договоров.

Согласно ответу начальника ОВМ ОП №5 УМВД России по г.Екатеринбургу уведомление о завершении обучения указанных иностранных граждан направлены в ОВМ лишь 21.06.2018 года.

Согласно представленным материалам директором ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова», то есть лицом, ответственным за организацию деятельности и соблюдения образовательной организацией законодательства Российской Федерации, является Рыбакова Е.А.

В силу должностной инструкции паспортиста ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова» указанная должность относится к категории технических исполнителей.

В соответствии с положениями ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. К таким полномочиям в частности отнесены полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием). полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии). К должностным обязанностям паспортиста директора ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова» указанные полномочия не отнесены, в связи с чем паспортист не является субъектом правонарушения по ч.1 ст.18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные доказательства получены в ходе проведения проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района г.Екатеринбурга на основании письма УФСБ России по Свердловской области о наличии признаков незаконного канала миграции иностранных граждан на территорию Российской Федерации.

Постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях вынесены заместителем прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга, который в силу ст.28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской.

Вышеприведенными доказательствами, полученными в соответствии с требованиями норм административного законодательства, подтверждается, что директор ГБПОУ СО «Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова» Рыбаков Е.А. допустил неуведомление образовательной организацией территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о прекращении обучения иностранных гражданин в образовательной организации, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом. Согласно миграционным документам, указанные иностранные граждане въезжали на территорию Российской Федерации с целью обучения. В связи с чем у образовательной организации возникала обязанность уведомления уполномоченного органа о прекращении обучения указанных иностранных граждан. Правом обжалования вынесенных постановления Рыбаков Е.А. воспользовался без каких-либо ограничений.

Действия директора Рыбакова Е.А. правильно квалифицированы по ч.1 ст.18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание назначено Рыбакову Е.А. в минимальных размерах. Указанные нарушения миграционного законодательства затрудняют уполномоченным органам учет иностранных граждан на территории Российской Федерации, в связи оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.

Существенных нарушений административного законодательства, влекущих прекращение производства по делу об административном правонарушении, не установлено.

Вместе с тем из материалов дела усматривается, что указанные нарушения выявлены в ходе одной проверки, иностранные граждане Хоанг Куок Хюи, Дао Суан Кхуе отчислены на основании одного и того же приказа от 21.12.2017 года №01-06-380. Таким образом, в результате одного бездействия привлекаемого должностного лица были допущены нарушения сроков уведомления уполномоченного органа в сфере миграции при отчислении указанных студентов. Правонарушения имеют единый родовой объект посягательства. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам указанной проверки в отношении Рыбакова Е.А. подведомственно одному должностному лицу, которым и вынесены постановления о привлечении Рыбакова Е.А. к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, с учетом разъяснений, изложенных в абз. 9 п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» суд считает необходимым применить в отношени Рыбакова Е.А. положения ч.2 ст.4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласно которым при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Таким образом, неуведомленные уполномченного органа в сфере миграции об отчислении с обучения иностранных граждан Х., Д., следовало квалифицировать как одно правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление начальника ОВМ ОП №5 УМВД России по г.Екатеринбургу Бубович Е.А., №1918000511/811 от 12.07.2018 по делу №12-1096/2018 подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,

РЕШИЛ:

Жалобу Рыбакова Е. А. удовлетворить частично.

Постановление начальника ОВМ ОП №5 УМВД России по г.Екатеринбургу Бубович Е.А., №1918000511/811 от 12.07.2018 по делу №12-1096/2018 о привлечении Рыбакова Е.А. по ч.1 ст.18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 35000 рублей, отменить

В удовлетворении требований об отмене постановления начальника ОВМ ОП №5 УМВД России по г.Екатеринбургу Бубович Е.А., №1918000505/805 от 12.07.2018 о привлечении Рыбакова Е. А. по ч.1 ст.18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 35000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья А.С. Белых

<данные изъяты>

<данные изъяты>