ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1096/16 от 12.12.2016 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело№12-1096/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении.

12 декабря 2016 года г. Чита

Судья Центрального районного суда г. Читы Павлова А.В., рассмотрев жалобу жилищного кооператива «Бест Вей» на постановление федеральной антимонопольной службы Управление по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.14.3 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Постановлением врио руководителя Забайкальского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ жилищный кооператив «Бест Вей» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.14.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа.

Не согласившись с постановлением, председателя правления жилищного кооператива «Бест Вей» ФИО1 в жалобе ссылается на то, что факт наличия разговора не подтверждает наличие рекламы, кооператив не давал согласие на публичное размещение информации, кооператив не является рекламодателем, организацией, оказывающей финансовые услуги, субъектом специальной правоспособности в рамках рекламных отношений, отсутствует факт распространения информации о преимуществах рекламируемого товара перед аналогами. Просит постановление признать незаконным, отменить.

ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился по неизвестной суду причине.

В соответствии со ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Представитель УФАС по Забайкальскому краю ФИО2, действующая на основании доверенности поддержала доводы постановления.

Выслушав представителя УФАС по Забайкальскому краю исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление врио руководителя Забайкальского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица Жилищного кооператива «Бест Вей» - председателя правления ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст.14.3 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 указанного Кодекса.

Положения указанной нормы являются отсылочной нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона «О рекламе» определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт и др.), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования в данном случае являются услуги ЖК «Бест Вей» - приобретение жилья через Жилищный кооператив.

Как следует из материалов дела, Жилищный кооператив зарегистрирован в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой №15 по Санкт-Петербургу за основным государственным регистрационным номером .

На основании части 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

В статье 3 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Как установлено Забайкальским УФАС, интернет-сайт информационного агентства «Чита.ру» рассчитан на неопределенный круг лиц, следовательно, указанная информация воспринимается не только членами Кооператива, но и иными лицами, которые, прочитав рекламу, возможно, пожелают стать членами Жилищного кооператива.

Информация об услугах Жилищного кооператива, размещенная на сайте информационного агентства «Чита.ру», по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – жилищным услугам, формирует и поддерживает интерес к рекламируемой информации и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.

Как следует из части 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламной статье Жилищный кооператив «Бест Вей» привлекает внимание потребителя рекламы к более низкими процентами на займы, по сравнению с процентами в коммерческих банках: «Первое и самое главное преимущество состоит в том, что это более дешевый и надежный способ приобретения жилья в сравнении ипотекой. Ведь в кооперативе проценты на займы составляет всего 1-6%, тогда как в коммерческих банках эта цифра составляет 12-19 %».

В соответствии с часть 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемой рекламе указываются лишь наиболее привлекательные условия для займа - проценты по займу, которые составляют 1-6%, что нарушает требования части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Забайкальское УФАС пришло к обоснованному выводу о том, что рекламная информация об услугах жилищного кооператива, размещенная на сайте, вводит потребителей рекламы в заблуждение относительного иных условий участия в Жилищном кооперативе. Рекламируя, услуги по предоставлению займов, и обозначив размер процентов по займам и срок предоставления займа, должен указывать иные условия участия в Жилищном кооперативе (размеры взносов в различные фонды, предусмотренных уставом Жилищного кооператива «Бест Вей»).

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о финансовой услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Таким образом, реклама услуг Жилищного кооператива «Бест Вей» нарушает требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе и является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Забайкальское УФАС пришло к обоснованному выводу о том, что реклама на информационном сайте «Чита.ру» размещалась в интересах Жилищного кооператива «Бест Вей», именно он является субъектом ответственности по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.

Согласно письменного пояснения от ДД.ММ.ГГГГ ЖК «Бест Вей» не заключал договор на размещение рекламной информации на интернет сайте информационного агентства «Чита.ру», не размещал публикации рекламного характера о своей деятельности. Договор на размещение рекламной информации был заключен между ИП БКА и МВА. М не обращался за разрешением в ЖК «Бест Вей» на публикацию какой-либо информации в СМИ о деятельности ЖК «Бест Вей».

Жилищный кооператив «Бест Вей» фактически осуществляет деятельность, заявленную в рекламе - заключает договоры с пайщиками Жилищного кооператива «Бест Вей». Кроме того, по данным Отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Банка России, обороты по счетам юридического лица имеются, в 4 квартале 2015 года отмечена тенденция вступления жителей Забайкальского края в Жилищный кооператив «Бест Вей».

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением, законодательства о рекламе» (далее - Информационное письмо N 37), информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама данного товара.

Оценив содержание рассматриваемой информации, размещенной на интернет-сайте «Чита.ру» с пометкой «на правах рекламы», антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу, что она адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания, в том числе к услугам, оказываемым Жилищным кооперативом «Бест Вей», формирует и поддерживает интерес потребителей к ним, следовательно, является рекламой услуг Жилищного кооператива, которое фактически оказывает заявленные в рекламе услуги - заключает договоры с членами Жилищного кооператива «Бест Вей».

Таким образом, объект рекламирования - услуги Жилищного кооператива «Бест Вей» определены ЖК «Бест Вей» и МВА., заключившим договор на оказание информационных услуг. Рекламодателем в том числе, является ЖК «Бест Вей».

С учетом изложенного доводы заявителя о том, что кооператив не размещал спорную рекламу, признаются судом несостоятельными.

Объектом рекламирования в указанной рекламе являются ЖК Best Way, а также услуги, оказываемым данным Кооперативом.

Таким образом, суд приходит к выводу что реклама ЖК «Бест Вей» содержит признаки нарушения ч.1 п.1 ч.3,7 ст. 5, ч.3 ст. 28 Закона «О рекламе» и данные действия должностным лицом УФАС квалифицированы по ст.14.3 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях верно.

ФИО1 согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц является председателем Правления ЖК «Бест Вей», а следовательно лицом, несущим ответственность за действия юридического лица в силу своих должностных обязанностей.

При изложенных выше обстоятельствах у суда не имеется оснований для отмены постановления, и, руководствуясь ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление врио руководителя Забайкальского УФАС России от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица Жилищного кооператива «Бест Вей» - председателя правления ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст.14.3 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его получения в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы в Центральный районный суд г.Читы.

Судья Павлова А.В.

<данные изъяты>

<данные изъяты>