Дело № 12-15/2022
66RS0003-02-2021-001886-34
РЕШЕНИЕ
25 января 2022 года город Екатеринбург
Судья Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области Гейгер Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 02 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 02 сентября 2021 года № начальник отдела продажи арестованного, конфискованного и иного государственного имущества Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление с прекращением производства по делу, указывая на малозначительность совершенного административного правонарушения, поскольку допущенные нарушения были устранены добровольно и в минимальные сроки, не повлекли нарушения прав участников аукциона.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив представленные материалы дела, заслушав ФИО1, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации о проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Под приватизацией государственного имущества в силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Одним из способов приватизации муниципального имущества в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 13 Закона о приватизации является продажа государственного имущества на аукционе.
Продажа государственного имущества способами, установленными статьей 18 Закона о приватизации, осуществляется в электронной форме (пункт 1 статьи 32.1 Закона о приватизации).
Порядок организации и проведения продажи в электронной форме в силу пункта 14 статьи 32.1 Закона о приватизации устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года № 860, которым утверждено Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме.
Как следует из материалов дела, ТУ Росимущества в Свердловской области принято распоряжение от 04 сентября 2020 № «Об условиях приватизации земельного участка площадью 212 кв.м, кадастровый номер №, с расположенным на нем объектом недвижимого имущества - нежилым зданием площадью 62,7 кв.м, кадастровый номер №, находящихся по адресу: <адрес>».
Согласно информационному сообщению о проведении аукциона по продаже земельного участка площадью 212 кв.м, кадастровый номер №, с расположенным на нем объектом недвижимого имущества - нежилым зданием площадью 62,7 кв.м, кадастровый номер №, находящихся по адресу: <адрес>, в электронной форме (далее по тексту Информационное сообщение), в качестве продавца выступает ТУ Росимущества в Свердловской области.
О проведении аукциона объявлено 11 сентября 2020 года на официальном сайте торгов в информационно-телекоммуникационной сети «ИнтернетЙ» (<адрес>) (извещение №), а также на электронной торговой площадке <адрес>
Заявки на участие в торгах принимались с 14 сентября 2020 года 08:00 по 08 октября 2020 года 14:00. Дата и время проведения торгов – 16 октября 2020 года 09:00.
Пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Согласно пункту 3.6.1 Информационного сообщения наименование выставляемого на продажу имущества (лота): земельный участок площадью 212 кв.м, кадастровый номер №, нежилое здание общей площадью 62,7 кв.м, кадастровый номер №, адрес: <адрес>.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества (часть 6 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости).
Пунктом 61 Порядка ведения ЕГРН (утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года № 943) установлено, что в записи об ограничении (обременении) указывается вид зарегистрированного ограничения права и обременения недвижимого имущества - аренда, безвозмездное пользование, ипотека, сервитут, доверительное управление, наем жилого помещения, установленные уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации арест и иные запрещения совершать определенные действия с недвижимым имуществом, запрещение органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, залог, избранный в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, иные ограничения права и обременения недвижимого имущества, если такие ограничения права и обременения недвижимого имущества подлежат государственной регистрации, а именно, слова: «аренда», «безвозмездное пользование», «ипотека», «сервитут», «доверительное управление», «наем жилого помещения», «арест», «запрещение регистрации», «залог в качестве меры пресечения», «прочие ограничения прав и обременения объекта недвижимости» соответственно.
Согласно части 1 и части 3 статьи 69 Закона о регистрации недвижимости права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в ЕГРН обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданском кодексе Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.
Пунктом 1.1 договора от 30 сентября 1996 года на передачу нежилых зданий на правах владения и пользования Свердловский областной комитет по управлению государственным имуществом передает (в качестве оплаты принадлежащих ему акций <иные данные> а <иные данные> принимает на правах владения и пользования нежилые здания, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>. Нежилые здания передаются для использования в соответствии с уставными видами деятельности <иные данные> Нежилые здания на правах владения и пользования передаются на срок до 01 января 2056 года.
Вместе с тем, организатором торгов в нарушение пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктов 2 пункта 3 статьи 15 Закона о приватизации в информационном сообщении в отношении здания теплопункта не указаны сведения о правах владения и пользования <иные данные>.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом согласно пункту 5.4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432) организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже.
Извещением от 11 сентября 2020 года (№) о проведении торгов установлено, что продавцом является ТУ Росимущества в Свердловской области.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 01 февраля 2021 года, составленным в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения; приказом от 10 марта 2025 года № о возложении на ФИО1 обязанностей начальника отдела продажи арестованного, конфискованного и иного государственного имущества Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, решением комиссии УФАС России по Свердловской области от 30 августа 2021 года №, решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 сентября 2021 года по делу № А60-15216/2021.
Кроме того, факт совершения правонарушения не оспаривается ФИО1
На основании вышеизложенного, органом антимонопольной службы сделан верный вывод о наличии в действиях ФИО1 события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Управление в ходе рассмотрения административного дела не сочло возможным квалифицировать совершенное обществом правонарушение как малозначительное.
Вместе с тем, оценив фактические обстоятельства дела и проанализировав характер совершенного правонарушения, суд считает возможным применить положения статьи 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей правило, в соответствии с которым при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного носит оценочный характер и производится судом на основании личной оценки обстоятельств конкретного.
Оценив конкретные обстоятельства дела, степень вины правонарушителя, учитывая отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, суд признает совершенное правонарушение малозначительным и считает необходимым применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При данных обстоятельствах, постановление о привлечении ФИО1 подлежит отмене, ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 02 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника отдела продажи арестованного, конфискованного и иного государственного имущества Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объявив устное замечание.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области.
Судья Е.Ф. Гейгер