№12-109/13-2022г.
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
29 июля 2022 года судья Промышленного районного суда г.Курска Шурова И.Н., рассмотрев жалобу Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области ФИО1 № от 25.03.2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области ФИО1 № от 25.03.2022г. Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб., за неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора - вступившего в законную силу решения суда о возложении на Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области обязанности предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>.
Считая данное постановление незаконным и необоснованным, Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области обратился в суд с жалобой, мотивируя требования тем, что свободных жилых помещений Комитет на территории Курской области не имеет. Жилые помещения приобретаются на основании государственных контрактов, срок исполнения 6-9 месяцев. Такой срок устанавливается поставщику с целью предоставления ему необходимого времени на приобретение земельного участка и строительства на нем приобретаемых впоследствии комитетом жилых помещений. В связи с возникшими трудностями по закупке жилых помещений для детей-сирот в некоторых муниципальных образованиях, в том числе на территории <адрес>, принято решение о наделении комитета строительства Курской области полномочиями по строительству жилья для этих категорий граждан (постановление Губернатора Курской области от 03.02.2021г. №27-пг «Об уполномоченном органе исполнительной власти Курской области»). Комитетом строительства <адрес> начата работа по строительству жилых помещений для граждан из числа детей-сирот. Согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-па осуществлены бюджетные инвестиции в строительство одного одноэтажного четырех квартирного жилого дома по адресу: <адрес>, который будет введен в эксплуатацию в 2022 году. По окончании строительства потребуется время для оформления жилого дома в собственность <адрес>, передачи в оперативное управление подведомственному комитету учреждению и отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду. Поскольку в действиях (бездействии) комитета вина отсутствует, то отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ. Просят постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представитель Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области, старший судебный пристав МОСП по ОИП УФССП России по Курской области ФИО1 в суд не явились, о дне, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, суд находит жалобу Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, решение суда о предоставлении жилого помещения ФИО2 вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. На основании исполнительного листа №№ от ДД.ММ.ГГГГ., выданного Промышленным районным судом г.Курска, судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России Курской области ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено Комитетом ДД.ММ.ГГГГ., должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП ФИО4 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП в комитет было направлено требование об исполнении решения суда и установлен срок для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. в отношении Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Постановлением № от 25.03.2022г. врио начальника отдела - старшим судебным приставом МОСП по ОИП УФССП России по Курской области ФИО3 Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб., за неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора - вступившего в законную силу решения суда о возложении на Комитет социального обеспечения Курской области обязанности предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>.
В соответствии с действующим законодательством орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список лиц указанной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области является органом исполнительной власти - уполномоченным органом, на который постановлением Губернатора Курской области от 18 ноября 2013 г. №506-пг «Вопросы предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» возложена обязанность по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениям специализированного жилищного фонда.
Порядок приобретения имущества для государственных и муниципальных нужд определен Федеральным законом от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Комитетом должны быть проведены определенные Федеральным закона процедуры с соблюдением установленных сроков. Минимальный срок, необходимый для исполнения всех процедур (проведение конкурентных способов закупки жилых помещений, по результатам которых заключается контракт, исполнение поставщиком заключенного контракта, приобретение жилых помещений, передача в их собственность Курской области, оформление данной собственности как специализированный жилищный фонд Курской области и заключение договора найма специализированного жилого помещения) составляет от 9 до 12 месяцев.
Как следует из доводов жалобы, комитетом строительства Курской области начата работа по строительству жилых помещений для граждан из числа детей-сирот. Согласно постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-па осуществлены бюджетные инвестиции в строительство одного одноэтажного четырех квартирного жилого дома по адресу: <адрес>, который будет введен в эксплуатацию в 2022 году. По окончании строительства потребуется время для оформления жилого дома в собственность <адрес>, передачи в оперативное управление подведомственному комитету учреждению и отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду.
Процесс приобретения и предоставления жилья носит объективно длительный характер и занимает по продолжительности значительный период времени и зависит не только от действий Комитета, но и от действий потенциальных поставщиков.
Комитетом принимаются все возможные и зависящие от Комитета меры по исполнению решения суда. Невозможность предоставления взыскателю жилого помещения в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, обусловлена объективными причинами, независящими от должника, - необходимостью проведения процедур, установленных действующим законодательством, и свидетельствует об отсутствии вины комитета в совершении вмененного административного правонарушения.
Кроме того, недостаточный срок, установленный судебным приставом-исполнителем на выполнение требований исполнительного документа, в том числе с учетом приведенных выше обстоятельств, также свидетельствует об отсутствии вины в действиях должника.
При таких обстоятельствах, нельзя согласиться с выводом врио начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области ФИО1, что Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области, являясь должником по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ, не исполняет исполнительный документ, то есть прямо отказывается исполнить или уклоняется от этого требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, при этом он нарушает срок исполнения, установленный судебным приставом-исполнителем.
Таким образом, поскольку врио начальника отдела – старшим судебным приставом МОСП по ОИП УФССП России по Курской области обстоятельства, свидетельствующие о виновности лица в совершении административного правонарушения, установлены не были, выводы о наличии вины Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, основаны на предположениях, что в силу ч.4 ст.1.5 КоАП РФ является недопустимым при разрешении вопроса о привлечении к административной ответственности в части установления и доказывания субъективной стороны правонарушения.
Кроме того, Закон Курской области от 25.07.2022г. №48-ЗКО «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на однократное приобретение в собственность благоустроенного жилого помещения (квартиры) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 25 лет, место жительство которых находится на территории Курской области», наряду с дополнительными гарантиями прав на жилое помещение, предусмотренными статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливает дополнительную меру социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты на однократное приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) за счет средств областного бюджета, право на получение которой удостоверяется сертификатом, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 25 лет, место жительства которых находится на территории Курской области, и имеющим судебные решения о предоставлении благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Курской области, вынесенные до 1 января 2022 года.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принимая во внимание вышеизложенное, постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области ФИО1 № от 25.03.2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Комитета социального обеспечения Курской области подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области удовлетворить.
Постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Курской области ФИО1 № от 25.03.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный районный суд г.Курска в течение 10 дней со дня получения копии настоящего решения.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья И.Н.Шурова