ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-109/17 от 05.02.2018 Беловского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 12-6/2018

РЕШЕНИЕ

г. Белово 05 февраля 2018 года

Судья Беловского районного суда Кемеровской области Луцык И.А.,

при секретаре Судаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области №А-753-в от 13.06.2017 г.,

УСТАНОВИЛА:

13 июня 2017 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области ФИО1 вынесено постановление № А-753-в о привлечении ООО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» к административной ответственности по ч.2 ст.8.21 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», назначен административный штраф в размере 80000 рублей.

На данное постановление ООО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» подана жалоба, общество считает, что указанное постановление принято в отсутствие достаточных доказательств.

При ведении горных работ Общество размещает вскрышную породу на отвалы, в т.ч. и на отвал Южный, который формируется двумя способами: автотранспортом (источник № 6284 «Отвал ЦПТ») и конвейером (источник № 6038 «Южный конвейерный породный отвал»). Для отвала источника № 6038) Разрешением на выбросы вредных веществ от 08.11.2012г. установлен норматив ПДВ (предельно-допустимого выброса) по пыли неорганической с содержанием оксида кремния ниже 20% - 0,582 г/с.

Для отвала источника № 6284, транспортирование породы на который предусмотрено автомобильным транспортом, разрешением от 08.11.2012г. установлен норматив ПДВ по пыли неорганической с содержанием оксида кремния ниже 20% - 1.103 г/с. Имеется также источник № 6249 (технологическая дорога, часть которой расположена на отвале), для которого также разрешением от 08.11.2012г. установлен норматив ПДВ - 1,017 г/с.

Административный орган сделал выводы о превышении ПДВ за апрель 2017г., при этом расчет Общества Административный орган не проверял. Общество поясняет, что его расчет содержит некоторые технические неточности, а именно:

·Для расчета принята по каждому из источников на отвале (№6284 и №6038) принята общая площадь поверхности отвала - т.е. произведен двойной учет одних и тех же выбросов в каждом из этих источников.

·Принят неверный коэффициент удельного выделения твёрдых частиц с 1 тонны перемещаемого бульдозером материала(1,3 вместо 0,93 по проекту ПДВ).

·Принято неверное максимальное количество максимально разгружаемого материала, с учетом разделения по разным источникам (№6038 и №6284) согласно проекту ПДВ, а также с учетом ремонтных работ на конвейере.

Допущенные неточности в расчете привели к завышению расчетных показателей максимально разовых выбросов.

В настоящее время Обществом произведен перерасчет с учетом выявленных неточностей, по итогам которого превышения ПДВ для каждого из источников не установлено: Источник №6038 - по расчету 0,286 г/с при ПДВ - 0,582 г/с.; Источник №6284 - по расчету 1,102 г/с при ПДВ -1, 103 г/с.; Источник №6249 - по расчету 0,247 г/с при ПДВ - 1,017 г/с.

Кроме этого, административный орган для установки превышения ПДВ применил следующий расчетный метод: сложил ПДВ от двух источников (№6284 и №6249) и сравнил полученную сумму с ПДВ, установленного для одного, совершенного другого источника - №6038 - «Южный конвейерный отвал»). Данный метод не установлен действующим законодательством РФ. Если Разрешениями на выброс установлен ПДВ для каждого источника, то необходимо устанавливать данные выброса от каждого источника и сравнивать с ПДВ установленным в Разрешении для каждого этого источника. ПДВ для каждого источника - разные, тем более, что нормативы ПДВ установлены данным Административным органом Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области. Помимо этого, по тексту постановления административным органом неверно идентифицированы источники выбросов №6038, №6284, №6248.

Транспортировка вскрышной породы конвейером в апреле 2017г. осуществлялась в ограниченном объеме ввиду проведения ремонтных работ. Это подтверждается справками главного маркшейдера о количестве перегружаемой породы и площади поверхности отвала, отсыпаемой с применением конвейера, а также справкой о простоях оборудования.

Согласно разделу 2.1 Методического пособия по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" целью нормирования выбросов загрязняющих веществ от объекта, от которого они поступают в атмосферу, является обеспечение соблюдения критериев качества атмосферного воздуха, регламентирующих предельно допустимое содержание в нем вредных (загрязняющих) веществ для здоровья населения и основных составляющих экологической системы», а также по своей сути «нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) для каждого, загрязняющего вещества (ЗВ), поступающего в атмосферу от объекта, устанавливаются исходя из требования не превышения концентраций, этого ЗВ, создаваемых выбросами рассматриваемого объекта в атмосферном воздухе...». Выполнение условия не превышения предельно допустимых концентраций согласно вышеуказанной методике проверяется для участков на границе экозащитных зон (санитарно-защитных зон) и за ее пределами (в жилой зоне). В настоящее время предельно допустимые концентрации ЗВ регламентированы ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест». Таким образом, контроль выбросов с неорганизованных источников на филиале «Бачатский угольный разрез» ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» помимо прочего ведется посредством исследований атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны.

Доказательством отсутствия у ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» (филиал «Бачатский угольный разрез») превышения ПДВ, установленного Разрешением №6/атмБелр, являются результаты производственного контроля атмосферного воздуха на границе СЗЗ и на территории жилых массивов. По результатам исследований за спорный период (2017г., апрель), а также предшествующие периоды (2016-2017) превышение ПДК на границе СЗЗ не выявлено, что подтверждается протоколами исследований. Данный факт также косвенно подтверждает сам административный орган в Акте проверки № А-753-в от 30.05.2017г. по рассматриваемому административному делу. В Акте (стр. 3) указано, что 17.05.2017г. ЦЛАТИ по Кемеровской области в присутствии представителей Общества проведен отбор проб атмосферного воздуха на границе <адрес> и <адрес> на пыль. Превышение ПДК в пробах не установлено. Таким образом, можно сделать вывод, что факт превышения нормативов ПДВ установленных Разрешением на выбросы вредных веществ в атмосферу от 08.11.2012г. № 6/атм Белр сроком действия по 09.09.2017г. не подтверждается.

Считает, что имеющиеся в деле об административном правонарушении расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду не могут служить доказательством превышения нормативов предельно допустимых выбросов; Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области не доказаны факты превышения установленных в разрешении на выброс нормативов ПДВ загрязняющих веществ; уровень содержания вредных веществ в выбросах согласно расчету Обществу, приложенному к настоящей жалобе, не превышает нормативов, установленных разрешением на выброс.

Просит признать незаконным и отменить постановление Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от 13.06.2017 г. №А-753-в, выданное в отношении ОАО «УК «Кузбассразрезуголь».

Представители ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей, доводы жалобы поддержали, просят отменить постановление, производство по делу прекратить.

Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд, выслушав представителей юридического лица, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу ч.3 ст. 30.6 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу и во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух. Наступления последствий не требуется.

В судебном заседании установлено, что по результатам проведения внеплановой выездной проверки 30 мая 2017 года в действиях ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», осуществляющего производственную деятельность на территории Беловского района (филиал «Бачатский угольный разрез» установлено нарушение требований ч.1 ст.14, ч.1 ст.15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ч.4 ст.23 ФЗ «Об охране окружающей среды», что выразилось в осуществлении в апреле 2017 года выбросов пыли неорганической с содержанием оксида кремния ниже 20% от Южного породного отвала (№ 6038) с превышением норматива предельно-допустимого выброса, установленного Разрешением на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от 08.11.2012 года № 6/атмБелр.

Согласно данному Разрешению норматив ПДВ пыли неорганической с содержанием оксида кремния ниже 20% Южного породного отвала составляет 0,582г/сек.

Из расчётов выбросов пыли неорганической с содержанием оксида кремния ниже 20% от Южного породного отвала за апрель 2017 года, выполненного специалистом филиала «Бачатский угольный разрез», максимальный фактический выброс пыли неорганической с содержанием оксида кремния ниже 20% от указанного источника составил 2,001г/сек, что в 3,4 раза выше установленного норматива ПДВ.

ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ за совершение административного правонарушения в области окружающей среды по ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Статьей 1 Федерального закона от N 96-ФЗ установлено, что под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. При этом вредное (загрязняющее) вещество представляет собой химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона РФ N 96-ФЗ от 04.05.99 "Об охране атмосферного воздуха", предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии с ч. 1, 4 ст. 23 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» является добыча, переработка и реализация угля, а также других природных ресурсов.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» осуществляются на основании разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №6\атмБелр от 08.11.2012г. на период с 08.11.2012г. по 09.09.2017г. Согласно данному разрешению нормативный выброс твердых загрязняющих веществ в целом по предприятия составляет 0,582 г/сек.

В судебном заседании установлено, что при ведении горных работ Общество размещает вскрышную породу на отвалы, в том числе на отвал Южный (зарегистрирован в ГРОРО № 42-00054-3-00479-010814). Отвал Южный формируется двумя способами: автотранспортом (источник № 6284 «Отвал ЦПТ») и конвейером (источник № 6038 «Южный конвейерный породный отвал»).

Для отвала источника «Южный конвейерный породный отвал» (источник № 6038) Разрешением на выбросы вредных веществ от 08.11.2012г. №6/атмБелр сроком действия по 09.09.2017г. установлен норматив ПДВ (предельно-допустимого выброса) по пыли неорганической с содержанием оксида кремния ниже 20% - 0,582 г/с.

Для отвала источника «отвал ЦПТ» (источник № 6284), транспортирование породы на который предусмотрено автомобильным транспортом, разрешением от 08.11.2012г. №6/атмБелр сроком действия по 09.09.2017г., установлен норматив ПДВ по пыли неорганической с содержанием оксида кремния ниже 20% - 1,103 г/с.

Имеется также источник № 6249 (технологическая дорога, часть которой расположена на отвале), для которого также разрешением от 08.11.2012г. №7атм/Бел сроком действия по 09.09.2017г., установлен норматив ПДВ -1,017 г/с.

В постановлении об административном правонарушении №А-753-в от 13.06.2017г. должностное лицо указывает, что из расчета выбросов пыли неорганической от Южного породного отвала за апрель 2017г., выполненного специалистом филиала «Бачатский угольный разрез» и представленного Обществом, максимальный фактический выброс пыли неорганической с содержанием оксида кремния ниже 20% от указанного источника составил 2,001 г\сек, что в 3,4 раза выше установленного норматива ПДВ.

Таким образом, административный орган сделал выводы о превышении ПДВ, установленного Разрешением № 6, на основании расчета выбросов пыли неорганической за апрель 2017г., выполненного Обществом.

При этом в судебном заседании установлено и административным органом не опровергнуто, что расчет Общества Административный орган не проверял.

Судом установлено, что указанный расчет был выполнен неверно:

1.Для расчета по каждому из источников на отвале (№6284 и №6038) принята общая площадь поверхности отвала, т.е. произведен двойной учет одних и тех же выбросов в каждом из этих источников.

2.Принят неверный коэффициент удельного выделения твёрдых частиц с 1 тонны перемещаемого бульдозером материала (1,3 вместо 0,93 по проекту ПДВ).

3.Принято неверное максимальное количество максимально разгружаемого материала, с учетом разделения по разным источникам (№6038 и №6284) согласно проекту ПДВ, а также с учетом ремонтных работ на конвейере.

Допущенные неточности в расчете привели к завышению расчетных показателей максимально разовых выбросов.

Фактически в апреле 2017г. максимальная масса размещенной вскрыши составила не 7536 тн/час (как неправильно указало Общество в суммарном виде от источников №6038 и №6284), а 2426 тн/час по источнику №6038 и 7427 тн/час - по источнику №6284, что отражено в представленных Обществом расчётах. Источник № 6038 в спорный период работал ограниченно (максимальное количество отгружаемой породы на данном источнике - 2426 тн/час). Данная информация подтверждается документально и была доведена до сведения Административного органа. Норматив по данному источнику составляет 0,582 г/сек. По сведениям, имеющимся в материалах дела и рассмотренных административным органом, число часов простоя конвейера в апреле 2017г составило 571 час из 576 нормативных часов работы в среднем по месяцам. Кроме того, в рассматриваемом проекте ПДВ максимальное размещение вскрышной породы на автоотвал Южный (источник №6284) составляет 5220 тн/час. 3040 тн/час - проектная величина в расчете источника №6038 (конвейерный отвал).

Выброс от источника (в случае с вменяемым нарушением - автоотвала №6284) является суммой выбросов от разгрузки породы автосамосвалами, пыления при работе бульдозера - в результате работ по планировке поверхности, а также сдувания с части поверхности отвала. Т.е. при уменьшении выброса от одной составляющей образуется запас, который позволяет осуществлять выброс от других составляющих в большем количестве без превышения ПДВ по источнику в целом. В частности, это относится к меньшей рабочей поверхности отвала, а также меньшего количества сдвинутой бульдозером горной массы. Однако, это не относится к вменяемому нарушению - административный орган наложил наказание за превышение ПДВ на совершенно ином, практически не функционировавшем в рассматриваемый месяц источнике - №6038.

В настоящее время Обществом произведён перерасчёт с учётом выявленных неточностей, по итогам которого превышения ПДВ для каждого из источников не установлено.

Источник №6038 - по расчету 0,286 г/с при ПДВ - 0,582 г/с.

Источник №6284 - по расчету 1,102 г/с при ПДВ -1, 103 г/с.

Источник №6249 - по расчету 0,247 г/с при ПДВ - 1,017 г/с.

Кроме этого, Административный орган для установки превышения ПДВ применил следующий расчетный метод: сложил ПДВ от двух источников (№6284 и №6249) и сравнил полученную сумму с ПДВ, установленного для одного, совершенного другого источника (№6038 -«Южный конвейерный отвал»). Данный метод не установлен действующим законодательством РФ.

Если Разрешениями на выброс установлен ПДВ для каждого источника, то необходимо устанавливать данные выброса от каждого источника и сравнивать с ПДВ установленным в Разрешении для каждого этого источника. ПДВ для каждого источника - разные, тем более, что нормативы ПДВ уста­новлены данным Административным органом (Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области).

Согласно разделу 2.1 Методического пособия по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" (ОАО "НИИ Атмосфера" г.С- Пб, 2012 г.) «целью нормирования выбросов загрязняющих веществ от объекта, от которого они поступают в атмосферу, является обеспечение соблюдения критериев качества атмосферного воздуха, регламентирующих предельно допустимое содержание в нем вредных (загрязняющих) веществ для здоровья населения и основных составляющих экологической системы», а также по своей сути «нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) для каждого, загрязняющего вещества (ЗВ), поступающего в атмосферу от объекта, устанавливаются исходя из требования не превышения концентраций, этого ЗВ, создаваемых выбросами рассматриваемого объекта в атмосферном воздухе...». Выполнение условия не превышения предельно допустимых концентраций согласно вышеуказанной методике проверяется для участков на границе экозащитных зон (санитарно-защитных зон) и за ее пределами (в жилой зоне). В настоящее время предельно допустимые концентрации ЗВ регламентированы ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

Таким образом, контроль выбросов с неорганизованных источников на филиале «Бачатский угольный разрез» ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» помимо прочего ведется посредством исследований атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны.

В свою очередь, доказательством отсутствия у ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» (филиал «Бачатский угольный разрез») превышения ПДВ, установленного Разрешением №6/атмБелр являются результаты производственного контроля атмосферного воздуха на границе СЗЗ и на территории жилых массивов. По результатам исследований за спорный период (2017г., апрель), а также предшествующие периоды (2016-2017) превышение ПДК на границе СЗЗ не выявлено, о чем указано в Акте проверки № А-753-в от 30.05.2017года.

Статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предполагает возможность произвольной оценки судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, представленных доказательств; их оценка должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, по результатам которого выносится мотивированное решение; при этом законодательство об административных правонарушениях не устанавливает какого-либо приоритета одних доказательств перед другими.

При проведении проверки должностным лицом не были самостоятельно произведены замеры, расчеты ПДВ, представленный Обществом расчет проверен не был.

Свидетель Ф.И.О.1 – ведущий инженер по охране окружающей среды пояснила, что расчёты всегда проводились в тн/час, а не в г/сек – по интенсивности выбросов, в г/сек расчёт был произведён впервые, в связи с этим при расчёте в г/с и были допущены неточности, однако фактически превышения ПДВ не было в апреле 2017 года.

При указанных обстоятельствах, протокол об административном правонарушении, в основу которого был положен расчет выбросов пыли неорганической отвала Южный в апреле 2017г., произведенный ведущим инженером по ООС ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» Ф.И.О.1., не может быть оценен судом как допустимое доказательство вины ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что факт превышения нормативов ПДВ, установленных Разрешением на выбросы вредных веществ в атмосферу, не нашёл своего подтверждения.

Согласно п.1 ст. 24.5. Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

При указанных обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить жалобу ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», вынести решение об отмене постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области №А-753-в от 13.06.2017 г. в связи с отсутствием события правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1.-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» удовлетворить.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области №А-753-в от 13.06.2017 г. отменить, производство по делу прекратить по ч.1 ст.24.5. Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» в связи с отсутствием события правонарушения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: И.А. Луцык