ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-109/17 от 23.05.2017 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

ДЕЛО№12-109/2017

РЕШЕНИЕ

по административному делу

23 мая 2017 года г.Надым

Судья Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Антонова В.А. при секретаре Казминой О.П. с участием представителя департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Реском-Тюмень» ФИО2 на постановление*№ обезличен* начальника отдела Надымского лесничество управления лесных отношений, старшего государственного лесного инспектора автономного округа,, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ФИО1 от *дата*,

установил:

Генеральный директор ООО «Реском-Тюмень» ФИО2 обратилась в Надымский городской суд ЯНАО с заявлением о признании незаконным и отмене постановления*№ обезличен* начальника отдела Надымского лесничество управления лесных отношений, старшего государственного лесного инспектора автономного округа,, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ФИО1 от *дата* о привлечении его как должностного лица к административной ответственности по ст.7.9 КоАП РФ.

Указал, что данным постановлением, его как генерального директора ООО «Реском-Тюмень» признали виновным в совершении административного правонарушения в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере * руб.

В своей жалобе генеральный директор ООО «Реском-Тюмень» ФИО2, ссылается на нарушение инспектором норм материального и процессуального права, просит отменить постановление *№ обезличен* от *дата*. Также ссылается, что их предприятие является только подрядчиками, на которого возложены обязанности по устройству и обслуживанию автодороги «Салехард-Надым»,то есть не являются субъектом ответственности по ст.7.9 КоАП РФ в связи с тем, что на них не лежит обязанность по оформлению права на используемый лесной участок под строительство дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения ЯНАО. Считает, что дорожная деятельность в том числе устройство автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, связана с реализацией полномочий органов государственной власти. Автомобильная дорога «Салехард-Наджым» включена в Перечень зимних автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения ЯНАО в связи с чем обязанность по оформлению прав на участок лесного фонда, используемого для устройства зимних автомобильных дорог, возложена на ГКУ «<данные изъяты>». Таким образом в силу закона и правового статуса ООО «Реском-Тюмень» не могло быть привалено по ст.7.9 КоАП РФ. В случае установления вины, просят признать данное правонарушение малозначительным.

В судебное заседание генеральный директор ООО «Реском-Тюмень» ФИО2 не явился согласно телефонограммы от юриста ООО «Реском-Тюмень» ФИО3 о дате слушанья жалобы на постановление, генеральный директор ФИО2 уведомлен и просит рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав представителя Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО ФИО1 который пояснил, что постановление *№ обезличен* по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица генерального директора ООО «Реском-Тюмень» от *дата*, вынесено законно и обоснованно в связи с тем, что фактическим устройством зимней дороги занималось ООО «Реском-Тюмень», где генеральным директором является ФИО2 и соответственно он должен был оформить права на лесной участок согласно ст.9 Лесного кодекса РФ на праве аренды либо постоянного бессрочного пользования. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. На лицензионных участках проводятся работы, по геологическому изучению недр согласно ст. 43-45 Лесного кодекса РФ, но при размещении месторождения права на лесной участок оформляется договором аренды. ГКУ «<данные изъяты>» также как ООО «Реском-Тюмень» имели права оформить постоянное (бессрочное) пользование лесными участками либо аренду.

Постановление *№ обезличен* по делу об административном правонарушении вынесено в отношении должностного лица, а именно генерального директора ООО «Реском-Тюмень» ФИО2 в связи с тем, что фактическим устройством автомобильной зимней дороги проходящей через участки лесного фонда занимались ООО «Реском-Тюмень», кроме того данная дорога проходит в границах двух лесничеств Надымского и Ямальского и Ямальским лесничеством вынесено постановлении *№ обезличен* от *дата* в отношении ООО «Реском-Тюмень» по аналогичному правонарушению, данное постановление не обжаловалось ООО «Реском-Тюмень» и административный штраф был оплачен и изучив материалы административного дела, суд установил :

*дата*, на основании Лесного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства ЯНАО от 29.04.2013 г, Ш 297-П «О департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО», приказа Департамента природно-ресурсного регулирования и развития нефтегазового комплекса ЯНАО № 11 от 14.03,2017 г, при проведении планового (рейдового) осмотра автомобильного зимника дороги «Салехард-Надым», расположенного на территории Надымского района, было выявлен факт, использование зимника без правоустанавливающих документов на право пользования участками земель лесного фонда.;

*дата* по результатам планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесных участков) установлено, что ООО «Реском-Тюмень» (далее также - Общество) самовольно заняли лесные участки в квартале *№ обезличен*;

в квартале *№ обезличен*;

в квартале *№ обезличен* Надымского участкового лесничества Надымского лесничества с целью обустройства зимней: автодороги.

На момент осмотра *дата* на вышеперечисленных лесных участках Надымского лесничества производятся работы по устройству зимней автодороги «Салехард-Надым», полотно зимника расчищено по дороге передвигаются транспортные средства. Средняя ширина зимника около 9 метров.

В соответствии с пунктами 7,10 и 7.20 государственного контракта *№ обезличен* на выполнение работ по устройству и содержанию зимней автомобильной дороги Салехард - Надым от *дата* на ООО «Реском-Тюмень» возложена обязанность по выполнению мероприятий по технике безопасности, пожарной безопасности и других: норм безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды- зеленых насаждений и земли, с проведением необходимых согласований, а в случае нарушения земельного кодекса, кодекса внутреннего водного транспорта, лесного кодекса Подрядчик оплачивает причиненные при этом потери и убытки за свой счет в порядке и размерах, установленных действующим законодательством Российской Федерации,

Часть 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находиться в федеральной собственности.

Из Статьи 71, 72 Лесного кодекса РФ следует, что лесные участки, находящиеся в государственной собственности передаются юридическим лицам на праве аренды, постоянного бессрочного пользования или безвозмездного пользования,

В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право Ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

В нарушение указанных требований федерального законодательства лесные участки в квартале *№ обезличен*;

в квартале №*№ обезличен* Надымского участкового лесничества Надымского используются ООО «Реском-Тюмень» в отсутствие правоустанавливающих документов.

Площадь самовольно используемых лесных участков в пределах территорий Надымского участкового лесничества Надымского лесничества при устройстве зимней автомобильной дороги Салехард-Надым составляет ** га.

Согласно ч.3 ст.2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение физическое лицо.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечаниями к ст.2.4 КоАП РФ -под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие.

Таким образом, генеральный директор ООО «Реском-Тюмень» ФИО2 назначенный в соответствии с протоколом*№ обезличен* внеочередного общего собрания участников от *дата*, Приказом *№ обезличен* от *дата* (о чем внесена запись в ЕГРПЮР) является должностным лицом подлежащим административной ответственности по ст.7.9 КоАП РФ.

В результате бездействия должностного лица- генерального директора ООО «Реском-Тюмень» ФИО2 выразившегося в отсутствии надлежащего контроля за соблюдением требований законодательства РФ в области лесных отношений, обществом допущено самовольное занятие лесного участка и действия должностного лица –генерального директора ООО «Реском-Тюмень» ФИО2 квалифицированы по ст.7.9 КоАП РФ- самовольное занятие лесных участков, о чем был *дата* составлен административный протокол,о чем был составлен административный протокол *№ обезличен* от *дата* в котором отражено, что на участках выдуться работы по устройству зимней автодороги «Салехард-Надым».

Протокол и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного Начальником Надымского лесничества в отношении генерального директора ООО «Реском-Тюмень» ФИО2 были рассмотрены *дата* и постановлением *№ обезличен* начальника отдела Надымского лесничество управления лесных отношений, старшего государственного лесного инспектора автономного округа,, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ФИО1, генеральный директор ООО «Реском-Тюмень» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере * руб.

Согласно статье 8 ЛК РФ лесные участки в составе лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Права пользования участками лесного фонда в силу статьи 23 ЛК РФ возникают из актов государственных органов, из договоров, из судебных решений, иным основаниям, допускаемым названным Кодексом.

Статьей 45 ЛК РФ, пунктом 3 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (утв. приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223) установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются юридическим лицам для строительства линейных объектов в соответствии со статьей 9 названного Кодекса.

В соответствии со статьей 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально - частном партнерстве и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 71 ЛК РФ лесные (земельные) участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии с частью 9 статьи 74 ЛК РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.

Согласно статьи 93 ЛК РФ вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии со статьей 7.9. КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Начальником отела Надымского лесничества ФИО1 по материалам дела установлено, что на территории Надымского района предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование отнесено к полномочиям Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развитию нефтегазового комплекса ЯНАО на основании Постановления Правительства ЯНАО от 29 апреля 2013 г. N 297-П

Таким образом, наличие разрешительных документов на проведение строительных работ (на основании государственного контаркта*№ обезличен* от *дата*, заключенного ГКУ «<данные изъяты>» с ООО "Реском-Тюмень» в лице генерального директора ФИО2 ), не освобождает генерального директора ООО «Реском-Тюмень» ФИО2 от обязанности заключить договор аренды лесного участка с уполномоченным органом государственной власти - Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развитию нефтегазового комплекса ЯНАО и не дает право лицу использовать лесной участок из состава земель лесного фонда для устройства зимней автомобильной дороги «Салехард-Надым» без оформления правоустанавливающих документов, что согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 301-АД17-4383

Исследуемый участок земель лесного фонда находится в собственности Российской Федерации (л.д.50) и расположен на лицензионном участке ООО «<данные изъяты>» в связи с чем ООО «Реском-Тюмень» также необходимо было с ними согласовать размещения объектов по данному проекту устройства и содержания зимней автодороги «Салехард-Надым».

Как следует из пункта 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, на лесных участках, предоставленных в указанных целях, использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

Согласно части 1 статьи 88 и части 1 статьи 89 ЛК РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу части 1 и части 2 статьи 26 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду ежегодно подают в органы государственной власти лесную декларацию - заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.

Таким образо м, в соответствии с требованиями лесного законодательства освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов являются законными при наличии соответствующего договора аренды лесного участка, заключенного с уполномоченным органом государственной власти (<данные изъяты>), проекта освоения лесов, с последующим представлением лесопользователем в заявительном порядке лесной декларации по установленной форме и утвержденному федеральным органом исполнительной власти порядку.

На момент выявления административного правонарушения *дата*, а также составления протокола административного правонарушения (*дата*), правоустанавливающие документы, оформленные в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.10.2015 N 445 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", на исследуемом участке земель лесного фонда ООО «Реском-Тюмень» оформлены не были.

Таким образом, являясь генеральным директором ООО «Реском-Тюмень» ФИО2, который является подрядчиком по государственному контракту*№ обезличен* от *дата*, заключенного с ГКУ «<данные изъяты>», не имел права в отношении используемого лесного участка производить работы по устройству зимней автодороги «Салехард-Надым» до оформления соответствующих правоустанавливающих документов в установленном порядке.

Следовательно, правонарушение в отношении генерального директора ООО «Реском-Тюмень» ФИО2 правомерно квалифицировано административным органом по статье 7.9 КоАП РФ.

Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие признаков правонарушения.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При рассмотрении дела и вынесения постановления о признании генерального директора ООО «Реском-Тюмень» ФИО2, Начальник отдела Надымского лесничества ФИО1 установил, что доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины генерального директора ООО «Реском-Тюмень» ФИО2 во вмененном ему правонарушении, в соответствии со ст.2.4 ч.1 КоАП РФ.

При вынесении постановления о наложении взыскания должностное лицо исследовал в совокупности все доказательства по делу и учел, что генеральным директором ООО «Реском-Тюмень» ФИО2 были нарушены требования, предусмотренные ст.7.9 КоАП РФ.

Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены должностным лицом при вынесении постановления о привлечении генерального директора ООО «Реском-Тюмень» ФИО2 на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, правовых оснований для отмены постановление начальника отдела Надымского лесничество управления лесных отношений, старшего государственного лесного инспектора автономного округа, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ФИО1 от *дата* о привлечении генерального директора ООО «Реском-Тюмень» ФИО2 по ст.7.9 КоАП РФ не имеется.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Срок давности привлечения к ответственности на момент вынесения постановления не истек.

Размер административного штрафа, назначенного административным органом, проверен судом и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, в пределах санкции инкриминируемой статьи.

По мнению суда, назначенное генеральному директору ООО «Реском Тюмень» ФИО2 наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля генерального директора ООО «Реском-Тюмень» ФИО2 препятствующих надлежащим образом выполнить требования законодательства, в материалы дела не представлены. Размер штрафа соответствует санкции статьи 7.9 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для отмены законного и обоснованного постановления*№ обезличен* от *дата*, вынесенное в отношении генерального ООО «Реском-Тюмень» ФИО2 по ст.7.9 КоАП РФ, так как факта совершения генеральным директором ООО «Реском-Тюмень» ФИО2 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ доказан в полном объеме.

Руководствуясь ст.30.1-30. 7.Кодекса об административных правонарушениях в РФ

РЕШИЛ:

Жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственность «Реском-Тюмень» ФИО2 на постановление *№ обезличен* от *дата* о привлечении по ст.7.9 КоАП РФ –оставить без удовлетворения.

Постановление *№ обезличен* начальника отдела Надымского лесничество управления лесных отношений, старшего государственного лесного инспектора автономного округа,, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ФИО1 от *дата* о привлечении генерального директора ООО «Реском-Тюмень» ФИО2 по ст.7.9 КоАП РФ –оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в течении 10 дней с момента получения копии решения в суд ЯНАО с подачей жалобы через Надымский городской суд.

Судья:подпись

Копия верна:судья: Антонова В.А.

Секретарь суда____________

Решение не вступило в законную силу:23.05.2017 год.