№
Решение
Трусовский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – инженера по охране окружающей среды ООО «Альфа-порт» ФИО1 на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ
установил:
постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес>, ведущего специалиста-эксперта отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – инженер по охране окружающей среды ООО «Альфа-порт» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо – инженер по охране окружающей среды ООО «Альфа-порт» ФИО1 с указанным постановлением не согласился, обратился в суд с жалобой, в которой указывает на то, что государственная экологическая экспертиза проводится в отношении планируемой деятельности до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы, в то время как погрузочно-разгрузочные работы являются частью функционирования существующих морских портов, деятельность организации не является намечаемой, не учтен статус водного объекта в месте нахождения причала ООО «Альфа-порт», который является рекой и не относится к внутренним морским водам, в связи с чем на данное предприятие не распространяется действие законов о необходимости проведения государственной экологической экспертизы.
В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представитель ФИО3 доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО4 с доводами жалобы не согласилась, просила в ее удовлетворении отказать, полагая что постановление вынесено законно и обоснованно.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, представленный административный материал, суд приходит к следующему.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Административным правонарушением по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признается невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в противоправном действии или бездействии, связанных с нарушением ФЗ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" от ДД.ММ.ГГГГ и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов в области экологической безопасности.
В силу положений статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря. Государственной экологической экспертизе подлежат все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Как следует из материалов дела, ООО «Альфа-порт» осуществляет деятельность, связанную с погрузочно-разгрузочной работой, транспортной обработкой грузов, хранением и складированием грузов с использованием причала на акватории <адрес>.
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по <адрес> в отношении ООО «Альфа-порт» проведена внеплановая выездная проверка. Установлено следующее: пунктом 3.2 устава ООО «Альфа-порт» отражен основной вид деятельности, в том числе погрузочно-разгрузочные работы, основным видом деятельности являются погрузо-разгрузочные работы, транспортная обработка грузов. Данные виды деятельности отражены также в выписке из ЕРГЮЛ.
В постановлении указано, что в нарушение требований статьи 34 Закона N 155-ФЗ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы на виды осуществляемой деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.
Постановлением № государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес>, ведущего специалиста-эксперта отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – инженер по охране окружающей среды ООО «Альфа-порт» ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, основания для такой квалификации действий должностного лица – инженера по охране окружающей среды ООО «Альфа-порт» ФИО1отсутствуют.
Отношения в области экологической экспертизы регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". Данный закон направлен на реализацию права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Под экологической экспертизой понимается установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экологических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы (статья 1 Закона N 174-ФЗ).
Статья 30 названного Закона N 174-ФЗ определяет виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Пунктами 1, 6 названной статьи Закона к таким нарушениям отнесено непредставление документации на экологическую экспертизу, а также при реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы, является нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
На основании статьи 11 Закона, объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Общие положения, определяющие, в том числе объекты проводимой экологической экспертизы, определены в статье 34 Закона N 155-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона N 155-ФЗ государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
На положениях указанной статьи Закона Управление основывало свои выводы в постановлении, полагая, что проведение экологической экспертизы необходимо для соблюдения установленных экологических требований к осуществляемым видам деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 34 Закона N 155-ФЗ все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
П. 3 и п. 4 ст. 34 Закона N 155-ФЗ предусмотрено две категории (группы) объектов государственной экологической экспертизы: - проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море (пункт 3 статьи 34 Закона N 155-ФЗ); план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный статьей 16.1 Закона N 155-ФЗ (пункт 4 статьи 34 Закона N 155-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются в том числе объекты, указанные в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Статьей 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" установлено, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.
Организации, осуществляющие погрузочно-разгрузочную деятельность, не являются субъектами деятельности, перечисленной в статье 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Погрузочно-разгрузочные работы являются частью функционирования существующих морских портов. Экологическая оценка указанных работ осуществляется при проектировании, строительстве, реконструкции, расширении и техническом перевооружении морских портов. Согласно лицензионным требованиям к погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы не предусмотрено.
Учитывая, что императивное требование о проведении экологической экспертизы применительно к виду осуществляемой обществом деятельности законом не предусмотрено, доводы жалобы об отсутствии в действиях должностного лица - инженера по охране окружающей среды ООО «Альфа-порт» ФИО1 состава административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд находит обоснованным.
Кроме того, в силу статьи 3 ФЗ "Об экологической экспертизе" одним из основных принципов экологической экспертизы является обязательность ее проведения до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы, что нашло развитие в пункте 6 статьи 30 данного закона, устанавливающем, что нарушением законодательства об экологической экспертизе является реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно материалам дела, деятельность ООО «Альфа-порт» осуществлялась до 1990 года и ведется непрерывно.
Погрузочно - разгрузочные работы являются частью функционирования существующих морских портов. Экологическая оценка указанных работ осуществляется при проектировании, строительстве, реконструкции, расширении и техническом перевооружении морских портов.
Согласно лицензионным требованиям к погрузочно - разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы не предусмотрено (пункт 5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№).
Кроме этого, ООО «Альфа-порт» имеет лицензию серии№МР-4№ от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление погрузочно - разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах. В 2008 году ООО «Альфа-порт» также выдавалась аналогичная лицензия.
Установив данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что осуществляемая обществом деятельность не требует наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Таким образом, в силу вышеперечисленных нормоположений, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях должностного лица – инженера по охране окружающей среды ООО «Альфа-порт» ФИО1 состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, вывод должностного лица Управления Росприроднадзора по <адрес> о наличии в действиях должностного лица – инженера по охране окружающей среды ООО «Альфа-порт» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным, а потому постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес>, ведущего специалиста-эксперта отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр от ДД.ММ.ГГГГ№подлежит отмене.
Производство по данному делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу должностного лица инженера по охране окружающей среды ООО «Альфа-порт» ФИО1 на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по <адрес>, ведущего специалиста-эксперта отдела по надзору на море, за водными, земельными ресурсами, геологического надзора и охраны недр ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица инженера по охране окружающей среды ООО «Альфа-порт» ФИО1 отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья: ФИО5