ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-109/19-7-10К от 28.01.2020 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Шабарина О.В. Дело №12-109/2019–7-10К

Р Е Ш Е Н И Е

28 января 2020 года судья Новгородского областного суда (Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55, стр. 1) ФИО1,

при секретаре Сизовой Ю.Б.,

с участием защитника ООО «У...» <...>,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра жалобу ООО «У...» на решение судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 21 ноября 2019 года, которым оставлено без изменения постановление <...> заместителя председателя комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области <...> от 30 августа 2019 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «У...» о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей,

у с т а н о в и л:

19 августа 2019 года государственным жилищным инспектором надзорно-правового отдела комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (далее – Комитет) <...> в отношении юридического лица – ООО «У...» (далее – общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Постановлением заместителя председателя комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области <...> от 30 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 21 ноября 2019 года, ООО «У...» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

В поданной в порядке пересмотра в Новгородский областной суд жалобе общество выражает несогласие с принятыми по делу постановлением должностного лица комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области и решением судьи Боровичского районного суда Новгородской области, указывая, что размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома установлен решением общего собрания собственником многоквартирного дома, которое в судебном порядке не оспорено. Кроме того, Комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области при проведении проверки, определённой как мероприятие по лицензионному контролю по вопросу исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в части установления размеры платы за содержание жилого помещения по договору управления многоквартирным домом, - фактически в нарушение пункта 7 статьи 20 ЖК РФ осуществил жилищный надзор. Фактические и правовые основания для проведения внеплановой проверки отсутствовали, что влечет признание её результатов недействительными. Просит отменить вынесенные в отношении общества постановление и решение и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление и в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.

Срок обжалования судебного решения соблюден.

Представитель комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области в судебное заседание не явился, судьей дело рассмотрено в его отсутствие.

Защитник ООО «У...» в судебном заседании поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.

Проверив материалы дела в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав защитника ООО «У...» <...>, судья приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, 24 июня 2019 года в комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области от собственников квартир в многоквартирном доме по адресу: г. <...>, ул. <...>, д. <...>, поступило обращение о нарушении порядка расчета и внесения платы по содержанию и обслуживанию общего имущества (л.д. 52).

С целью проверки изложенных в обращении жильцов дома по указанному адресу фактов, касающихся правомерности установления платы за содержание жилого помещения, Комитетом государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области на основании приказа от 25 июня 2019 года <...> (л.д. 56-58) проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО «У...» обязательных требований к управлению многоквартирным домом, а именно в части организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, коммунальные услуги, а также по начислению обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

По результатам внеплановой документарной проверки должностным лицом Комитета составлен акт <...> от 10 июля 2019 (л.д. 103-105), в котором отражены выявленные нарушения части 7 статьи 156 ЖК РФ, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), а также подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2015 № 416 (далее - Правила № 416), части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее - Закон № 458-ФЗ).

Выявленные нарушения послужили основанием для составления должностным лицом комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением должностного лица указанного органа от 30 августа 2019 года за совершение перечисленных нарушений общество привлечено к административной ответственности, установленной данной нормой.

Судья Боровичского районного суда Новгородской области с выводами должностного лица и принятым постановлением обоснованно согласился.

Фактические обстоятельства совершения обществом нарушений правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 114-116), распоряжением о проведении проверки (л.д. 56-58), актом проверки (л.д. 103-105) и другими доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела свидетельствуют о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.

Юридическому лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 75 000 рублей, что соответствует половине минимального размера административного штрафа, установленного в санкции части 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ.

Приведенные в жалобе доводы подлежат отклонению.

ООО «У...» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии <...> от 22.04.2015 (л.д. 80-81).

В соответствии с договором управления от <...> от 01 декабря 2017 года общество является управляющей организацией по отношению к многоквартирному дому №<...> по ул. <...> в г. <...> Новгородской области (л.д. 66-74).

Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с частями 1 и 7 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно пункту 31 Правил №491 при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Из содержания приведенных норм следует, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества и размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации на срок не менее чем один год.

Возможность изменения указанной платы в течение года после ее установления законом не устанавливается и договором управления многоквартирного дома №<...> по ул. <...> в г. <...> Новгородской области не предусмотрена.

В соответствий с протоколом от 12 сентября 2017 года собственниками помещений принято решение (л.д. 62-65) о заключении договора управления с обществом и об утверждении платы за содержание жилого помещения в размере 22,21 руб. за 1 кв.м. (1,50 руб. – управление, содержание и текущие обслуживание – 17,15 руб., АДС – 1,35 руб., вывоз ТБО – 2,00 руб., обслуживание ВДГО – 0,21 руб.).

Кроме того, в пункте 4.2 договора управления <...> от 01 декабря 2017 года установлено, что размер платы за содержание жилого помещения составляет 22,21 руб. за 1 кв.м. в месяц с 01 декабря 2017 года по 31 июля 2018 года.

24 мая 2018 года на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома № <...> по ул. <...> в г. <...> Новгородской области (далее – МКД) собственниками принято решение об утверждении с 01 августа 2018 года по 31 июля 2019 года платы за содержание жилого помещения в размере 21,18 руб. за 1 кв.м. (л.д. 75-77).

Между тем, утверждение с 01 августа 2018 года иного размера платы за содержание жилого помещения нарушает приведенные выше требования части 7 статьи 156 ЖК РФ и пункта 31 Правил № 491, поскольку такое решение принято до истечения года со дня утверждения предыдущего размера платы (12 сентября 2017 года).

Применяя положения части 1 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеуказанное решение от 24 мая 2018 года в части утверждения размера платы за содержание жилого помещения с 01 августа 2018 года в размере 21,18 руб. признается ничтожным, ввиду того, что противоречит нормам действующего законодательства, общее собрание собственников не имело законом установленных полномочий для изменения размера платы за содержание жилого помещения с 01 августа 2018 года. Такое решение не могло учитываться обществом, а само по себе наличие такого решения не может изменить приведенные выше положения законодательства.

Вопреки доводам жалобы об отсутствии у комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области полномочий по оценке действительности принятого общим собранием собственников решения и протокола общего собрания, в данном деле должностным лицом Комитета не сделаны выводы о действительности либо недействительности решения общего собрания от 24 мая 2018 года, поскольку существлялась проверка решения на соответствие нормам действующего законодательства.

При исследовании квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с декабря 2017 года по май 2019 года установлено, что с августа 2018 года по май 2019 года собственнику жилого помещения многоквартирного дома № <...> по ул. <...> в г. <...> Новгородской области начислялась плата за содержание жилого помещения в нарушение части 7 статьи 156 ЖК РФ и пункта 31 Правил № 491, подпункта «ж» пункта 4 Правил № 416, части 8.1 статьи 23 ФЗ № 458, части 2 статьи 162 ЖК РФ, а именно в размере, превышающем законно установленную плату (22,81 руб. за 1 кв.м. вместо 20,21 руб. за 1 кв.м.).

Доводы жалобы относительно нарушения порядка проведения внеплановой проверки административным органом были проверены судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящей жалобы в Новгородском областном суде.

Ссылки привлекаемого к ответственности лица на недопустимость использования доказательств, полученных в ходе внеплановой проверки, основаны на неверном толковании положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и не могут свидетельствовать о незаконности обжалуемых постановления административного органа и решения судьи Боровичского районного суда Новгородской области.

Порядок организации и осуществления лицензионного контроля определен в статье 196 ЖК РФ.

В части первой статьи 196 ЖК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.

Из содержания части 3 статьи 196 ЖК РФ следует, что внеплановая проверка в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

Из материалов дела следует, что проверка назначена комитетом на основании поступившего обращения жителей дома №<...> по ул. <...> в г. <...> Новгородской области от 24 июня 2019 года, содержавшего информацию о фактах нарушения обществом лицензионных требований, поскольку к лицензионным требованиям (подп. «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) относится исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственники помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В целях реализации статьи 162 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги.

Таким образом, соблюдение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю.

В силу части 2 статьи 196 ЖК РФ должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 ЖК РФ.

На основании Положения о Комитете государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 17.11.2016 № 406, Комитет является уполномоченным органом исполнительной власти Новгородской области, реализующим полномочия в сфере регионального государственного жилищного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и осуществления лицензионного контроля.

Проведение внеплановой документарной проверки в отношении общества направлено на полное и всестороннее исследование обстоятельств и установление всех фактических обстоятельств по вопросу, поставленному в обращении, и имеет своей целью недопущение нарушения прав и законных интересов граждан - собственников помещений указанного МКД.

Обращение жителей дома №<...> по ул. <...> в г. <...> Новгородской области от 24 июня 2019 года зарегистрировано Комитетом, не является анонимным, позволяет идентифицировать отправителя, содержит сведения об отправителе – Б.Н.Ф. (л.д. 55).

То, что обращение не является анонимным, также следует из представленных заявителем по запросу Комитета копий извещений – квитанций о начисленных к оплате суммах за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги Б.Н.Ф., проживающей в квартире №<...> вышеуказанного дома (л.д. 82-98).

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Закрытый перечень грубых нарушений при проведении проверок установлен частью 2 статьи 20 указанного закона N 294-ФЗ.

Довод общества о том, что при проведении проверки допущены грубые нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в части основания проведения внеплановой выездной проверки (пункт 1 часть 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ), не соответствует действительности, поскольку выездная проверка в отношении ООО «У...» не проводилась.

Как правильно указал суд первой инстанции, при проведении внеплановой документальной проверки были соблюдены требования ЖК РФ и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», оснований для признания результатов проверки недействительными не установлено.

Оснований для признания недопустимыми доказательств, положенных в основу оспариваемых постановлений, не имеется.

Доводы жалобы являлись предметом исследования и проверки суда и им в решении дана надлежащая правовая оценка.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения постановления комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области и решения судьи, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6-30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление <...> заместителя председателя комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области <...> от 30 августа 2019 года и решение судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 21 ноября 2019 года, вынесенные в отношении ООО «У...» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – оставить без изменения, а жалобу ООО «У...» – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья Новгородского

областного суда ФИО1