ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-109/20 от 13.07.2020 Нижнесергинского районного суда (Свердловская область)

<данные изъяты>

Дело № 12-109/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нижние Серги 13 июля 2020г.

Судья Нижнесергинского районного суда Свердловской области Шторх Ю.Г.,

при секретаре судебного заседания Олейник А.Н., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, защитников Фаизовой Г.М., Михеева Ю.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Нижнесергинского муниципального района ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Нижнесергинского судебного района Свердловской области ФИО2 от 16.05.2020 по делу об административном правонарушении в отношении главы Нижнесергинского муниципального района ФИО1, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.37-1 Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Мировым судьей глава Нижнесергинского муниципального района ФИО1 признан виновным в невыполнении распоряжения Губернатора Свердловской области от 04.06.2019 № 123-РГ «О реализации решений антитеррористической комиссии Свердловской области по вопросам организации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по участию в профилактике терроризма», а именно: нормативные правовые акты и организационно-распорядительные документы, регламентирующие деятельность антитеррористической комиссии в Нижнесергинском муниципальном районе, не приведены в соответствие с требованиями решения председателя антитеррористической комиссии Свердловской области от 20.09.2018 № 1 «О формировании антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области»; в срок до 14.06.2019 муниципальным правовым актом не определен (скорректирован) порядок и периодичность проведения инструктажей, занятий, тренировок и учений по действиям муниципальных служащих и работников подведомственных учреждений (организаций) при угрозе совершения или совершении террористического акта, в том числе, при обнаружении посторонних лиц и подозрительных предметов, по безопасной и своевременной эвакуации.

В жалобе глава Нижнесергинского муниципального района ФИО1 просит постановление мирового судьи отменить, указывая, что Решение от 20.09.2018 № 1 поступило в администрацию Нижнесергинского муниципального района с использованием электронного документооборота Правительства Свердловской области 21.09.2018, с которым глава МО ФИО1 ознакомлен 24.09.2018. Постановлением администрации Нижнесергинского муниципального района от 30.10.2018 № 401 такой персональный состав утвержден. Постановлением администрации Нижнесергинского муниципального района от 30.10.2018 № 402 утверждены положение и регламент работы антитеррористической комиссии Нижнесергинского муниципального района. Указанные нормативные правовые акты приняты с целью реализации решения № 1 от 20.09.2018, что отражено в текстах постановлений, полностью соответствуют и не противоречат требованиям председателя антитеррористической комиссии Свердловской области от 20.09.2018 № 1. В настоящее время постановления администрации Нижнесергинского муниципального района от 30.10.2018 № 401 и № 402 отменены. Постановлением администрации Нижнесергинского муниципального района от 27.02.2020 № 85 утвержден на основании решения антитеррористической комиссии Свердловской области от 14.01.2020 № 2 персональный состав антитеррористической комиссии в Нижнесергинском муниципальном районе. Включение в состав указанной комиссии военного комиссара военного комиссариата по р. Ревда, Артинского и Нижнесергинского района ФИО3 не противоречит требованиям решения № 1 от 20.09.2018 и не является основанием считать указанное решение не исполненным. Каких-либо дополнительных ограничений для должностей и представителей органов власти, организаций и учреждений, иных лиц включаемых в состав антитеррористической комиссии в Нижнесергинском муниципальном районе, в администрацию Нижнесергинского муниципального района не поступало. Постановление администрации Нижнесергинского муниципального района от 27.02.2020 № 85 «Об утверждении персонального состава антитеррористической комиссии в Нижнесергинском муниципальном районе Свердловской области» с изменениями от 18.03.2020 не предусматривает включение в составе антитеррористической комиссии военного ФИО3 Согласно п.11-12 Положения об антитеррористической комиссии в муниципальном образовании, расположенном на территории Свердловской области, утвержденного решением председателя антитеррористической комиссии в Свердловской области от 20.09.2018, определены должности Председателя Комиссии и лица, осуществляющего полномочия председателя Комиссии в его отсутствие. Согласно п.13 указанного Положения, определена должность Руководителя аппарата Комиссии (секретаря) и его обязанности, но не определено лицо, осуществляющее полномочия Руководителя аппарата Комиссии (секретаря комиссии) в его отсутствие. В тексте Положения нет прямых или косвенных запретов или указаний на то, что в комиссии не могут быть одновременно и руководитель аппарата и секретарь, а возможно только одно лицо, организующее работу комиссии. На основании п. 4 Состава антитеррористической комиссии в муниципальном образовании, расположенном на территории Свердловской области, утвержденного решением председателя антитеррористической комиссии в Свердловской области от 20 сентября 2018 № 1, руководитель структурного подразделения, заведующий отделом по ГО и ЧС, мобилизационной работе, секретному делопроизводству и экологии администрации Нижнесергинского муниципального района П.Т.В. назначена руководителем аппарата антитеррористической комиссии в Нижнесергинском муниципальном районе Свердловской области. Секретарем комиссии назначен главный специалист отдела по ГО и ЧС, мобилизационной работе, секретному делопроизводству и экологии администрации Нижнесергинского муниципального района М.Ю.Л. Данное решение является единственно возможным для осуществления непрерывной организации деятельности антитеррористической комиссии, не противоречит требованиям Решения № 1 от 20.09.2018, текст исходного документа использован практически дословно. Назначение руководителем аппарата руководителя структурного подразделения, а секретарем комиссии специалиста не является основанием считать Решение № 1 от 20.09.2018 не исполненным. В Нижнесергинском муниципальном районе разработан, согласован в ГУ МЧС России по Свердловской области и реализован План основных мероприятий Нижнесергинского муниципального района в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2019 год, утвержденный постановлением администрации Нижнесергинского муниципального района № 501-р от 28.12.2018, включает в себя тренировки и учения РСЧС муниципального уровня, в том числе в сфере противодействия терроризму и его последствий. В данный план включены все проводящиеся на территории муниципального района тренировки РСЧС муниципального уровня, в том числе и при угрозе террористического акта, а также последствий террористического акта, что отражено в графе: «Тема, уровень функционирования». Данный план-график доводится заблаговременно до всех участников и подведомственных учреждений оформляется приказом соответствующего учреждения. Иных планов, предусматривающих какие-либо тренировки и учения РСЧС муниципального уровня, в том числе в сфере противодействия терроризму и его последствий (за исключением внеплановых), действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено. Тренировки, запланированные в плане-графике проведения учений, тренировок по подготовке населения Нижнесергинского муниципального района в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2019 год, имеющие антитеррористическую направленность, отдельно от остальных учений (тренировок) включены в План работы антитеррористической комиссии в Нижнесергинском муниципальном районе на 2019 год (раздел 2 «Основная часть, п. 6 «Мероприятия, в том числе касающиеся антитеррористических учений (тренировок)». Каких-либо распоряжений о подготовке отдельного плана тренировок (учений) в сфере противодействия терроризму от Министерства общественной безопасности Свердловской области (Аппарата антитеррористической комиссии Свердловской области) в администрацию Нижнесергинского муниципального района не поступало. Аналогично проводится инструктаж по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в администрации Нижнесергинского муниципального района (в том числе при угрозе террористического акта), согласно распоряжению администрации Нижнесергинского муниципального района от 30.08.2017 № 338-р, со всеми лицами, вновь принимаемыми на работу, а также командированными в организацию работниками и работниками сторонних организаций, выполняющими работу в администрации Нижнесергинского муниципального района, обучающимися образовательных учреждений, проходящими в администрации Нижнесергинского муниципального района производственную практику, и другими лицами, участвующими в производственной деятельности администрации Нижнесергинского муниципального района в течение первого месяца их работы. В настоящее время распоряжение является актуальным документом. Подведомственные администрации Нижнесергинского муниципального района учреждения порядок, периодичность инструктажей, определяют самостоятельно. Нормативные правовые акты, требующие каких-либо дополнительных инструктажей, отсутствуют, при внеплановых учениях (тренировках), если это предусмотрено распоряжением о проведении учений (тренировок) проводится внеплановый инструктаж. Структурное подразделение администрации, ответственное за организационное и материально-техническое обеспечение деятельности муниципальной антитеррористической комиссии определено, согласно п. 3.5. Положения об отделе по ГО и ЧС, мобилизационной работе, секретному делопроизводству и экологии администрации Нижнесергинского муниципального района, организация работы комиссий: по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Нижнесергинского муниципального района; по повышению устойчивого функционирования объектов экономики Нижнесергинского муниципального района в мирное и военное время; эвакоприемной комиссии Нижнесергинского муниципального района; антитеррористической комиссии Нижнесергинского муниципального района; противопаводковой подкомиссии комиссии Нижнесергинского муниципального района по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; по организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей средь: администрации Нижнесергинского муниципального района и контроль за выполнением принятых решений на заседаниях комиссий возложена на структурное подразделение администрации - отдел по ГО и ЧС, мобилизационной работе, секретному делопроизводству и экологии администрации Нижнесергинского муниципального района. Данное положение не противоречит п. 3 Решения от 20.09.2018 № 1, п.9 Положения об антитеррористической комиссии в муниципальном образовании расположенном на территории Свердловской области, утвержденного Решением № 1, и четко устанавливает структурное подразделение, ответственное за организационное и материально-техническое обеспечение деятельности муниципальной антитеррористической комиссии. С целью совершенствования мер по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в Нижнесергинском муниципальном районе, распределения обязанностей в данной сфере между профильными структурными подразделениями, внесены изменения в должностные инструкции специалистов отделов администрации Нижнесергинского муниципального района по экономическому развитию, кадровой работы, по управлению муниципальным имуществом, юридического отдела, по развитию и содержанию муниципальной инфраструктуры, информационных технологий и защиты информации. П.16. Положения об антитеррористической комиссии в муниципальном образовании, расположенном на территории Свердловской области, утвержденного Решением № 1, не нарушен. Бланк антитеррористической комиссии в Нижнесергинском муниципальном районе разработан и действует с 2016 года, форма бланка соответствует требованиям, включает в себя наименование комиссии и символику Нижнесергинского муниципального района (герб), постоянно используется в деятельности антитеррористической комиссии при составлении протоколов заседаний комиссии, переписке с органами власти, иной деятельности, необходимость заново разрабатывать и утверждать бланк антитеррористической комиссии в Нижнесергинском муниципальном районе отсутствует. При назначении административного наказания мировой судья не учел степень общественной опасности данного правонарушения, обстоятельства его совершения, а также иные обстоятельства, влияющие на назначение наказания. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не устанавливались, поскольку это не отражено в судебном решении. Судом также не рассматривался вопрос о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным и возможности применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности н ограничиться устным замечанием. Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» также предусмотрено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

В судебном заседании лицо, привлеченное к административной ответственности, ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме. Считал, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Защитник Михеев Ю.Л. также поддержал доводы, изложенные в жалобе в полном объеме.

Защитник Фаизова Г.М. также поддержала доводы жалобы. Считала, что состав административного правонарушения непонятен, протокол об административном правонарушении был составлен спустя два с половиной месяца после проверки, что является существенным нарушением. Требования ст.37.1 Закона Свердловской области, который вменяется, были выполнены и следовало также учесть малозначительность.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статья 37-1 Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» предусматривает административную ответственность за неисполнение требований правового акта Губернатора Свердловской области, принятого для реализации решения антитеррористической комиссии в Свердловской области, и
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч.4.1 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для организации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений и (или) для реализации решений органов, сформированных в соответствии с настоящей частью, могут издаваться акты (совместные акты) этих органов и формироваться коллегиальные органы по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Такие коллегиальные органы формируются по решению руководителя органа, сформированного в соответствии с настоящей частью, который утверждает положение о коллегиальном органе и его состав. Решения органов, сформированных в соответствии с настоящей частью, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации. Неисполнение или нарушение указанных решений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.

В силу ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений. Разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно- пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Решением председателя антитеррористической комиссии Свердловской области от № 1 «О формировании антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области» определено сформировать антитеррористические комиссии в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области; утвердить положение об антитеррористической комиссии в муниципальном образовании, расположенном на территории Свердловской области, типовой Регламент, антитеррористической комиссии, состав антитеррористической комиссии по должностям.

Распоряжением Губернатора Свердловской области от 04.06.2019 № 123-РГ главам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в том числе главе Нижнесергинского муниципального района ФИО1, были даны поручения в срок до 14.06.2019 привести нормативные правовые акты и организационно-распорядительные документы, регламентирующие деятельность антитеррористических комиссий муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с требованиями Решения от 20.09.2018 № 1 и муниципальным правовым актом определить порядок и периодичность проведения инструктажей, занятий, тренировок и учений по действиям муниципальных служащих и работников подведомственных учреждений (организаций) при угрозе совершения или совершении террористического акта, в том числе при обнаружении посторонних лиц и подозрительных предметов, по безопасной и своевременной эвакуации.

Как следует из материалов дела, 09.04.2020 в отношении главы Нижнесергинского муниципального района Свердловской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.37-1 Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», за невыполнение распоряжения Губернатора Свердловской области от 04.06.2019 № 123-РГ «О реализации решений антитеррористической комиссии Свердловской области по вопросам организации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по участию в профилактике терроризма», а именно не исполнение пунктов 1 и 4 пункта 1 указанного Распоряжения.

Согласно п.п.1п.1 распоряжения Губернатора Свердловской области от 04.06.2019 № 123-РГ «О реализации решений антитеррористической комиссии Свердловской области по вопросам организации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по участию в профилактике терроризма» главам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, председателям антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях в срок до 14 июня 2019 г привести нормативно-правовые акты и организационно-распорядительные документы, регламентирующие деятельность АТК в муниципальных образованиях, в соответствии с требованиями решения председателя антитеррористической комиссии в Свердловской области от 20.09.2018 г №1 «О формировании антитеррористических комиссий в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области».

Согласно п.п.4 п.1 вышеуказанного Распоряжения в срок до 14.06.2019 муниципальным правовым определить порядок и периодичность проведения инструктажей, занятий, тренировок и учений по действиям муниципальным служащих и работников подведомственных учреждений при угрозе совершения или совершении террористического акта, в том числе при обнаружении посторонних лиц и подозрительных предметов, а также безопасной и своевременной эвакуации и утвердить графики проведения в 2019 году указанных мероприятий.

Как следует из протокола об административном правонарушении, в установленный срок администрацией Нижнесергинского муниципального района исчерпывающие меры по обеспечению выполнения распоряжения Губернатора Свердловской области для реализации решений антитеррористической комиссии в Свердловской области не приняты.

Между тем, мировым судьей при рассмотрении дела не учтено, что требования вышеуказанных пунктов Распоряжения должны быть выполнены в срок до 14.06.2019.

Из положений ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.37-1 Закона Свердловской области «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», составляет три месяца со дня его совершения.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за вменяемое правонарушение подлежит исчислению со дня окончания срока выполнения соответствующих требований, то есть с 15.06.2019. Правонарушение не является длящимся.

Соответственно, на момент вынесения мировым судьей постановления по делу об административном правонарушении 16.05.2020 года срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности по ст. 37-1 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» истек.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, выводы о виновности должностного лица в совершении правонарушения после истечения срока давности мировым судьей не могли быть сделаны, соответственно постановление мирового судьи не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Нижнесергинского судебного района Свердловской области ФИО2 от 16.05.2020 по делу об административном правонарушении в отношении главы Нижнесергинского муниципального образования ФИО1, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.37-1 Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей - отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение вступает в законную силу со дня принятия

Судья

Ю.Г. Шторх