Дело № 12-109/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Можга 17 сентября 2020 года
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Ходыревой Н.В.,
с участием:
лица, привлекаемого к административной ответственности, генерального директора ООО «Исток» ФИО1,
помощника Можгинского межрайонного прокурора Удмуртской Республики Малюгановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Исток» ФИО1, привлеченного к административной ответственности по ч.1 ст.15.37 КоАП РФ, на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
22 июня 2020 года постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Б.№*** генеральный директор ООО «Исток» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.37 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. 00 коп.
ФИО1 с данным постановлением не согласился и обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.
Жалоба мотивирована тем, что административным органом не доказан состав и событие административного правонарушения при рассмотрении административного дела по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ.
Согласно п.16 ч.2 ст.8 ФЗ «О государственном оборонном заказе» исполнитель ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и представляет государственному заказчику информацию об исполнении каждого контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской" Федерации.
Согласно п.4 ст. 3 ФЗ «О государственном оборонном заказе» исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
Согласно п.п.1 п.4 ст. 3 ФЗ «О государственном оборонном заказе» кооперация головного исполнителя (далее - кооперация) - совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.
В соответствии с Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово - хозяйственной деятельности», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №47 (далее — Правила), организация, выполняющая - государственный заказ за счет средств федерального бюджета, осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу.
09.01.2019 ООО «Исток» (Поставщик) заключило с ООО «<данные изъяты>) договор поставки продукции № 1/1.
Согласно п. 1.1 Дополнительного соглашения к договору поставки № 1/1 от 09.01.2019 Поставщик исполняет свои обязательства по договору поставки №*** от 04.02.2020, заключенного между <данные изъяты> ФСИН России (Головной исполнитель) в рамках исполнения государственного оборонного заказа ИГК №***.
Денежные средства на расчетный счет ООО «Истоки» за поставленный товар по договору № 1/1 от 09.01.2019 на поставку продукции, поступили от <данные изъяты>» до поступления бюджетных денежных средств на лицевой счет, открытый <данные изъяты> в УФК в исполнении государственного контракта, соответственно не за счет бюджетных средств, а из собственных денежных средств <данные изъяты>
На момент исполнения государственного контракта Исполнитель <данные изъяты>» являлся собственником товара, приобретенного у ООО «Истоки» (основание - поставка товара подтверждается товарной накладной №*** от 26.02.2020 к расчетно-платежному документу №*** от 19.02.2020 г.)
Таким образом, ООО «Истоки» не входит в кооперацию головного исполнителя по государственному контракту №*** -юр от 31.10.2019, где Государственным заказчиком является ФСИН России по <***>, Головным исполнителем - <данные изъяты> ФСИН России и Исполнителем - <данные изъяты>». Кооперация головного исполнителя заканчивается на Исполнителе - <данные изъяты>», как собственнике продукции, направленной на исполнение государственного контракта №***-юр от дд.мм.гггг.
Во-вторых, были допущены существенные процессуальные нарушения при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.
ООО «Истоки» в соответствии с учетной политикой используется «попроцессный» метод учета затрат. Вся бухгалтерия ведется автоматизировано с использованием программы 1C.8. «Попроцессный» метод учета затрат - затраты следуют за продуктом по технологической цепочке, то есть по завершении любой операции накапливаются затрату, объем которых можно соотнести с их средним стандартным или нормативным размером.
Следовательно, так как денежные средства за поставленный товар перечисляются на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства, у ООО «Исток» отсутствовала обязанность по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном Правилами.
У ООО «Исток» отсутствовали основания для открытия лицевого счета в органах Федерального казначейства и ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном Правилами, в виду того, что бюджетные денежные средства в ООО «Исток» не поступали, исполнителем государственного контракта являлось ООО «ШабердинскоеБИФ», которое являлось конечным кооператором.
ФИО1 считает, что в действиях ООО «Исток» и в его действиях, как генерального директора организации, отсутствуют состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО1 доводы, указанные в жалобе, поддержал и попросил постановление отменить.
Помощник Можгинского межрайонного прокурора Удмуртской Республики Малюганова Е.Н. пояснила, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, данное правонарушение не может быть признано малозначительным, просит постановление оставить без изменения, жалобу, - без удовлетворения.
Заслушав лицо, привлекаемое к административно ответственности, прокурора, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1 ст. 15.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Событие правонарушения, согласно постановлению от 22 июня 2020 года, заключается в том, что на момент проведения Можгинской межрайонной прокуратурой проверки по соблюдению законодательства в сфере размещения и исполнения государственного оборонного заказа 22 июня 2020 года должностное лицо – генеральный директор ООО «Исток» ФИО1 раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по государственному контракту, в рамках исполнения государственного оборонного заказа, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», не осуществлял.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее по тексту – Федеральный закон №275-ФЗ), настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (далее также - продукция) по государственному оборонному заказу.
Государственный оборонный заказ – это установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель) - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу (п.1 ст.3 указанного Федерального закона).
В соответствии с п.п.1,10,11,12,14,15 ч.1 ст.8 Федерального закона №275-ФЗ головной исполнитель, помимо иных обязанностей:
- определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции (в целом и по отдельным этапам),
- обеспечивает исполнение предусмотренной настоящим Федеральным законом обязанности по предоставлению информации, необходимой для осуществления контроля распоряжений,
- принимает при заключении контрактов с исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа,
- обеспечивает поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта,
- обеспечивает соответствие продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом,
- обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиями государственного контракта.
В силу п. 18 ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона №275-ФЗ государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется посредством осуществления головным исполнителем раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, контракту в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 Правил ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №47(далее по тексту – Правила), организация, выполняющая государственный оборонный заказ (головной исполнитель), а также организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации) (далее - организация), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. (далее - ресурсы) отдельно по каждому государственному контракту, контракту (далее - контракт). Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта.
Настоящие Правила обязательны для применения всеми организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (п.5).
Согласно п.1 Правил заполнения отчета об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №47, отчет об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ (далее соответственно - отчет, контракт, организация) составляется по каждому контракту. Отчетным периодом является период с даты заключения контракта по дату составления отчета, устанавливаемую государственным заказчиком.
В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.8 Федерального закона от 06 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономической субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
Приказом Минфина России от 06 октября 2008 года №106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)»), предусмотрена возможность изменения учетной политики предприятия в любое время в течение года путем издания соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведенной в Можгинским межрайонным прокурором проверки исполнения СПК-колхоз «Заря» законодательства о государственном оборонном заказе, установлено, что 09.01.2019 ООО «Исток» (далее - Поставщик) заключило с <данные изъяты> договор № 1/1 (далее - Договор) на поставку продукции в рамках исполнения государственного оборонного заказа.
Установлено, что на момент проведении проверки Можгинской межрайонной прокуратуры раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по вышеуказанному договору в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», не осуществлялся.
В ходе рассмотрения дела ФИО2 были представлены документы и объяснения (вх. 14620-ЭП/20 от дд.мм.гггг) в которых он поясняет, что Общество не знало о том, что договор № 1/1 заключен в рамках гособоронзаказа и вследствие чего не ведет раздельный учет финансово - хозяйственной деятельности по договору.
Между тем ООО «Исток» и <данные изъяты> 26.02.2020 заключили Дополнительное соглашение к договору поставки № 1/1 от 09.01.2019 в котором Поставщик исполняет свои обязательства по договору поставки №*** от 04.02.2020 заключенного между <данные изъяты> а рамках исполнения государственного оборонного заказа. Идентификатор государственного контракта №***.
В ходе проверки установлено, что ООО «Исток», являясь в соответствии с п.3 ст.3 Федерального закона №275-ФЗ, головным исполнителем, осуществляющим поставки продукции по государственному оборонному заказу, не исполняет требования законодательства о ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при исполнении указанных контрактов, чем нарушает п.18 ч.1 ст.8 Федерального закона №275-ФЗ.
Должностным лицом ООО «Исток» ответственным за ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности на предприятии по договору является генеральный директор ООО «Исток» ФИО1
В ходе рассмотрения дела должностным лицом Управления установлено, что причинами и условиями, способствовавшими совершению административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ, послужили недостаток в организации учета в ООО «Исток», недостаток знаний правовых основ законодательства РФ, регулирующих деятельность организации при выполнении контрактов (договоров) в рамках исполнения государственного оборонного заказа.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.37 КоАП РФ, и виновность ФИО1 в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- материалами проверки Можгинской межрайонной прокуратурой: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 мая 2020 года; анализом исполнения ООО «Исток» требований законодательства; информацией прокуратуры <***> УР от 19 марта 2020 №***; копией договора №*** от 04.02.2020; копией договора поставки №*** от 09.01.2019; запросом Можгинского межрайонного прокурора от 07.05.2020 №***; копией ответа ООО «Исток» от 13.05.2020 №*** на запрос; копии товарных накладных №***, 59, 63, 91, 103; копией Устава ООО «Исток»; выпиской из ЕГРЮЛ от 06.05.2020; рапортом помощника Можгинского межрайонного прокурора от 25.05.2020; копией паспорта ФИО1; объяснениями ФИО1 от 25.05.2020.
- постановлением по делу об административном правонарушении №*** от 22 июня 2020 года; представлением по делу об административном правонарушении об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 22 июня 2020 года.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии возможности соблюдать требование законодательства в сфере государственного оборонного заказа, ФИО1 не предоставлено.
Таким образом, ФИО1 не принял все зависящие от него меры по исполнению установленных законом требований, не организовал надлежащий контроль за исполнением обязательств по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Доказательств, подтверждающих наличие в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств не имеется, в связи с чем, применить положение ст.2.9 КоАП РФ не представляется возможным, в том числе по причине того, что объектом посягательства в данном случае выступают общественные отношения в сфере государственного оборонного заказа, непосредственно связанные с обороной страны и безопасностью государства.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона №275-ФЗ государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Учитывая изложенное, нарушения в сфере государственного оборонного заказа могут угрожать безопасности государства, что само по себе влечет невозможность замены в данном случае административного наказания в виде штрафа на предупреждение по правилам ст.4.1.1 КоАП РФ.
Санкция ч.1 ст.15.37 КоАП РФ предусматривает наказание в для должностных лиц в виде штрафа от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, наказание ФИО1 назначено как должностному лицу, в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренного санкцией статьи - 20 000 рублей.
При таких обстоятельствах, не усматривается оснований для снижения размера назначенного наказания в виде штрафа, либо его замене предупреждением.
Таким образом, выводы должностного лица о наличии в бездействии генерального директора ООО «Исток» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.37 КоАП РФ, являются верными и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют. Административное наказание назначено ФИО1 с учетом общих правил назначения наказания в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3,5, 4.1, 4.2-4.3 КоАП РФ, и характера совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление, вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Б.№***.37-1154/2020 от 22 июня 2020 года, в отношении генерального директора ООО «Исток» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения. Жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Можгинский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья /подпись/ Н.В. Ходырева