ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-109/20 от 20.01.2021 Ленинск-кузнецкого районного суда (Кемеровская область)

Дело № 12-2/2021

УИД (42RS0022-01-2020-000710-85)

РЕШЕНИЕ

г.Ленинск-Кузнецкий «20» января 2021 года

Федеральный судья Ленинск-Кузнецкого районного суда Кемеровской области Долгих Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ММК-УГОЛЬ» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай от "ххх"№*** о привлечении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «ММК-УГОЛЬ» ("***") к административной ответственности по ст.8.2 ч.10 Кодекса РФ об АП в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай от "ххх"№*** юридическое лицо - ООО «ММК-УГОЛЬ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 ч.10 Кодекса РФ об АП (неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей.

В жалобе, поданной в суд, представитель ООО «ММК-УГОЛЬ» по доверенности Юрков В.Ю. выражает несогласие с названным выше актом, состоявшимся в отношении Общества по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы о его незаконности и необоснованности.

В доводах жалобы, с учетом дополнений к ней указано на то, что на основной промплощадке шахты в результате работы очистных сооружений образуется побочный продукт - угольный шлам, основным источником получения которого являются шахтные воды. Отстойники шахтных вод являются основными накопителями угольного шлама.

В 2017 году Обществом был разработан паспорт опасного отхода на «Шлам угольный от механической очистки шахтных вод малоопасный» (код отхода 2 11 280 01 33 4). Отходу была присвоена первая категория. Одним из требований, предъявляемых к таким объектам, является требование о внедрении наилучших доступных технологий (НДТ) (п.3 ст.3 89-ФЗ).

Приказом Росстандарта от 15.12.2016 года №1886 был утвержден Информационно-технический справочник «ИТС 16-2016. Информационнотехнический справочник по наилучшим доступным технологиям. Горнодобывающая промышленность. Общие процессы и методы», в котором приводится информация по наилучшей доступной технологии (НДТ) в части использования угольного шлама, а именно - НДТ 5.8.8 «Использование угольных шламов в качестве добавки к продукции».

С целью внедрения НДТ 5.8.8, ООО «ММК-УГОЛЬ» было принято решение перевести отход «Шлам угольный от механической очистки шахтных вод малоопасный» в продукт - угольный шлам.

Для этого были разработаны технические условия ТУ 05.10.10-001- 00160206-2017 и получен Сертификат соответствия № РОСС RU.ТУ04.Н03749 со сроком действия с "ххх" по "ххх" с ежегодным подтверждением действия сертификата по результатам инспекционного контроля за сертифицированной продукцией. Указанный сертификат в дальнейшем был обновлен - получен новый сертификат соответствия № РОСС RU.TY04.H05365 со сроком действия "ххх" по "ххх".

В данной связи, угольный шлам более не является отходом, поскольку переведен в продукт, а потому угольный шлам (как продукт) не нормирован и в лимитах образования и размещения отходов не учтен.

Указанные обстоятельства согласуются с правовой позицией, изложенной в письме Минприроды России от 23.10.2017 года № 12-47/27366, согласно которой вещества и материалы, образующиеся в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности, могут быть учтены в качестве продукции и реализованы в качестве товара при соблюдении следующих условий: наличие в уставной документации видов экономической деятельности по производству соответствующей продукции и реализации соответствующего вида товара; наличие документов технического регулирования, позволяющих подтвердить соответствие образующихся веществ и материалов к продукции; наличие документов, подтверждающих соответствие образованных веществ, материалов требованиям документов технического регулирования к виду продукции; отражение в документах первичного учета предприятия операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» продукция - это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

На промшлощадке угольный шлам накапливается в течение определенного времени до объема, который можно было бы отгружать в качестве готовой продукции. В сентябре 2020 года накопленный объем (2556,9 тонн) был вывезен с промплощадки на склад отгрузки готовой продукции, что отражено в акте маркшейдерского замера (прилагается). Автоперевозки шлама производятся, по договору с ИП В.В. Щербининым (прилагается). Автоперевозки, а также работа самосвала и экскаватора (погрузчика) оформляется путевыми листами.

Полагает, что при наделении веществ и материалов, образующихся в процессе производственной деятельности, статусом «продукция», они не должны отражаться в документах по учету отходов производства и потребления.

Ввиду ошибочной квалификации угольного шлама как отхода, должностное лицо неправомерно применило положения ч.10 ст. 8.2 Кодекса РФ об АП.

Кроме того, считает, утверждения должностного лица об отсутствии приложений № 2, 3 и 4 не соответствуют действительности, поскольку ООО «ММК-УГОЛЬ» ведет Журнал движения отходов по установленной форме Приказа Минприроды России от 01.09.2011 года № 721 с заполнением соответствующих форм учета по: приложению № 3 «Данные учета отходов, переданных»; приложению № 4 «Данные учета в области обращения с отходами».

Однако, в ходе проведения плановой выездной проверки были запрошены «Данные учета в области обращения с отходами», согласно Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 года № 721», которые соответствуют приложению 4 журнала учета движения отходов, и которые были предоставлены в ходе проверки.

Приложение 3 «Данные учета отходов, переданных от...» журнала движения отходов в 2017-2020 годах, и по настоящее время Обществом ведется и в ходе проверки дополнительно не запрашивалось (было передано позднее, и имеется в материалах проверки).

Обнаруженный в ходе проверки песок, загрязненный нефтепродуктами был отражен в отчетности за третий квартал 2020 года.

Кроме того, считает, что выездная плановая проверка в отношении Общества была проведена с нарушением закона.

Так, согласно пп. «б» п.2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Общество подпадало под проведение плановой проверки по признаку объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого или высокого риска (промплощадка шахты таким объектом является). При этом, указанной нормой установлено, что проверки в таких случаях проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе, аудио- или видеосвязи. В исключения, предусмотренные пунктом 7 указанного Постановления данная проверка не подпадала.

Однако, кроме выезда на территорию промплощадки должностным лицом осуществлялся также и отбор проб на месте.

Согласно ч.3 ст.26.2 Кодекса РФ об АП, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Также при проведении проверки требования должностного лица об испрашиваемых сведениях были сформулированы не точно, что привело к предоставлению Обществом не полных сведений. Тогда как, требования по проверке должны быть сформулированы точно и недвусмысленно, то есть так, чтобы при исполнении таких требований не возникало трудностей с их толкованием. Иначе Общество ставится в положение правовой определенности и рискует быть привлеченным к ответственности при фактическом отсутствии вины.

Ссылки в обжалуемом постановлении на невыполнение пунктов 8 и 18 Порядка учета в области обращения с отходами также, по мнению заявителя по жалобе не имеют под собой оснований, поскольку Обществом соблюдается как требование о квартальном/годовом ведении (п.8 Порядка), так и требование об указании номеров и дат договоров на передачу отходов и ФИО и лицензия предпринимателей, которым такие отходы передаются (графа М) (п.18 Правил). При этом, Общество никакие отходы со стороны не принимает, и соответственно, приложений № 2 не заполняет.

В судебном заседании представитель ООО «ММК-УГОЛЬ» Юрков В.Ю., действующий на основании доверенности, поддержал вышеприведенные доводы жалобы и дополнений к жалобе, просит отменить оспариваемое постановление.

Представитель органа, должностное лицо которого вынесло обжалуемый акт, именуемого в настоящее время - Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, не явился в судебное заседание, о времени и месте которого был извещен надлежащим образом. Представителем по доверенности Мисалевой К.О. представлено в суд письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя указанного Управления, а также представлены письменные возражения относительно жалобы ООО «ММК-УГОЛЬ», где несогласие с доводами заявителя обосновано следующим.

Частью 10 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

В ходе проведения плановой выездной проверки установлено что, Общество допустило нарушение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а именно Обществом не везется учет отходов в соответствии Приказом Минприроды России от 01.09.2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Как следует из акта проверки № 858 от 23.09.2020 года Общество ведет учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в нарушении указанного Порядка (журнал учета движения отходов).

Государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в присутствии начальника шахты Р.Т. Хайлиулина и инженера по экологии ЛИ. Ивановой проведен осмотр территории основной промплощадки шахты «Костромовской». По результатам осмотра обнаружены (зафиксированы) отходы, которые не учтены в журнале движения отходов, а именно: на территории промплощадки имеются очистные сооружения, в результате технологического процесса при эксплуатации очистных сооружений образуется отход «Шлам угольный от механической очистки шахтных вод». Сотрудниками ЦЛАТИ произведен отбор проб данного отхода для установления класса опасности, согласно протокола анализа пробы отхода № К-0 (X) от 21.09.2020 «Шлам угольный от механической очистки шахтных вод» относится к V классу опасности.

В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно ч.1 «Порядка учета в области обращения с отходами», утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 года № 721, порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Согласно ч.5 Порядка учета в области обращения с отходами, учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Согласно ч.20 указанного Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В ходе проведения плановой выездной проверки, установлено, что представленный журнал движения отходов ведется с нарушением требований, а именно отсутствует приложение № 2, 3, 4.

Согласно п.6 Порядка учета в области обращения с отходами, данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку).

Также в представленном журнале движения отходов не учтён п.8 Порядка учета в области обращения с отходами, а именно данные учета в области обращения с отходами должны содержать: а) титульный лист, оформляемый в свободной форме; б) данные учета отходов, оформляемые в соответствии о приложениями 2, 3, 4 к Порядку учета в области обращения с отходами по итогам очередного квартала и очередного календарного года.

Также представленный журнал движения отходов не соответствует требованиям п.18 Порядка учета в области обращения с отходами, согласно которого столбце М указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуальных предпринимателей либо наименования юридических лиц, которым переданы отходы, а также дата выдачи и номер лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности (в случае передачи отходов I - IV класса опасности) и наименование органа, выдавшего указанную лицензию. Также в столбце Н п.18 Порядка учета в области обращения с отходами указываются номера и даты договоров на передачу отходов и (или) документация, подтверждающая передачу отходов для использования, обезвреживания, размещения.

Кроме того, «Шлам угольный от механической очистки шахтных вод» является отходом V класса опасности, что подтверждено анализами отбора проб. Соответственно, так как данный отход образуется в процессе деятельности предприятия, он должен быть учтен согласно вышеуказанным положениям Приказа Минприроды России от 01.09.2011 года № 721.

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242, шламу от добычи и обогащения угля присвоен код отхода 2 11 000 00 00 0 (блок 2), что является подтверждением того, что шлам от обогащения угля (высокозольный шлам) является отходом.

В соответствии с п.16 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду») отход обогащения угля (высокозольный шлам) является отходом V класса опасности (практически неопасные отходы).

Согласно п.1 ст.24 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Согласно п.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Перевод отхода в продукт не исключает обязанности Общества производить учет отхода при его образовании.

Кроме того, согласно п.13.7 Приказа Управления были запрошены данные учета в области обращения с отходами, согласно Порядка учета в области обращения с отходами. Данным Порядком предусмотрены как приложение 4, так и приложения 1, 2. В связи чем, доводы об отсутствии запроса на отдельные приложения, предусмотренные указанным Порядком, не обоснованы и противоречат имеющимся доказательствам.

Кроме того, согласно п. «б» ч.2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

В соответствии с ч.2 ст.7 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.

Невозможно соблюдение целей плановых проверок в отсутствие анализа отбора проб, в свою очередь отбор проб невозможен без выезда на место. В связи с чем, Управлением был издан приказ о проведении плановой выездной проверке.

При этом, по данному правонарушению, отсутствовал выезд должностных лиц и экспертов, так как в отношении Общества вынесено постановление о привлечении к административной ответственности за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления. Неисполнение данной обязанности установлено на основании представленных материалов.

На основании вышеизложенного Управление считает оспариваемое постановление о назначении административного наказания от "ххх"№*** законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права, а жалобу ООО «ММК-УГОЛЬ» - не подлежащей удовлетворению.

Заслушав представителя ООО «ММК-УГОЛЬ», исследовав доводы жалобы (с учётом дополнений к ней), а также доводы письменных возражений Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора и материалы дела об административном правонарушении, суд находит оспариваемое постановление должностного лица законным и обоснованным, а жалобу ООО «ММК-УГОЛЬ» - не подлежащей удовлетворению.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 Кодекса РФ об АП, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст.26.1 Кодекса РФ об АП в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст.26.2 Кодекса РФ об АП, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об АП судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

В силу ст.2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2).

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Положения ст.42 Конституции Российской Федерации конкретизированы в Федеральном законе от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно ч.1 ст.11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст.4.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пп.23 п.1 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 года № 2398 к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду (I категории), отнесены, в том числе, объекты осуществляющие деятельность по добыче и (или) обогащению угля, включая добычу и (или) обогащение каменного угля, антрацита и бурого угля (лигнита).

В соответствии со ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

С 01.01.2021 года действует Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный Приказом Минприроды России от 08.12.2020 года № 1028, до указанной даты порядок учета в области обращения с отходами осуществлялся в соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 года № 721.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО «ММК-УГОЛЬ» является ведение горных работ и других видов работ, связанных с эксплуатацией угольных месторождений и добычей угля.

Таким образом, ООО «ММК-УГОЛЬ» при осуществлении указанной хозяйственной и (или) иной деятельности на объекте, оказывающем значительное негативное воздействие на окружающую среду, обязано соблюдать установленные требования законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

В соответствии с ч.10 ст.8.2 Кодекса РФ об АП правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Как было указано выше согласно п.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

На момент спорных правоотношений порядок учета в области обращения с отходами осуществлялся в соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 года № 721 (далее - Приказ).

В соответствии с п.1 Приказа, порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Согласно п.3 Приказа, на основании требований Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.

Согласно ч.5 Приказа, учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Согласно п.6 Приказа, данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку).

Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами (далее - таблицы данных учета) осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.

В соответствии с пунктом 8 Приказа данные учета в области обращения с отходами должны содержать: а) титульный лист, оформляемый в свободной форме; б) данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года.

Согласно п.18 Приказа, в столбце М указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуальных предпринимателей либо наименования юридических лиц, которым переданы отходы, а также дата выдачи и номер лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности (в случае передачи отходов I - IV класса опасности) и наименование органа, выдавшего указанную лицензию; в столбце Н указываются номера и даты договоров на передачу отходов и (или) документация, подтверждающая передачу отходов для использования, обезвреживания, размещения.

Согласно п.20 Приказа, индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Из представленных материалов следует, что на основании приказа Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от "ххх"№*** в период с "ххх" по "ххх" проведена плановая выездная проверка по соблюдению ООО «ММК-УГОЛЬ» требований законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе проведения которой установлено, что ООО «ММК-УГОЛЬ» ведется журнал движения отходов в нарушение требований Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01092011 № 721: в журнале учета в области обращения с отходами не отражено полное движение отходов, не заполнены соответствующие графы, на момент проверки приложения 2, 3, 4 не представлены.

Кроме того, из представленных материалов также следует, что государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в присутствии начальника шахты Х.Р.Т. и инженера по экологии И.Л.И. проведен осмотр территории основной промплощадки шахты «Костромовской». По результатам осмотра обнаружены (зафиксированы) отходы, которые не учтены в журнале движения отходов, а именно: на территории промплощадки имеются очистные сооружения, в результате технологического процесса при эксплуатации очистных сооружений образуется отход «Шлам угольный от механической очистки шахтных вод». Сотрудниками ЦЛАТИ произведен отбор проб данного отхода для установления класса опасности, согласно протокола анализа пробы отхода №*** от "ххх" «Шлам угольный от механической очистки шахтных вод» относится к V классу опасности. Также на территории промплащадки рядом с котельной обнаружен песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами, которым нейтрализуют проливы масла (на фундаменте центробежного насоса), образование данного отхода зафиксировано в акте осмотра.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст.26.11 Кодекса РФ об АП.

При таких обстоятельствах должностное лицо пришло к обоснованному выводу, о наличии в действиях ООО «ММК-УГОЛЬ» признаков административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 ч.10 Кодекса РФ об АП.

Суд с доводами должностного лица, приведёнными в обоснование принятого решения, согласен.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 Кодекса РФ об АП были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Действия Общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Суд полагает, что Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного материалы дела не содержат, заявителем жалобы не представлено.

Доводы жалобы об ошибочной квалификации должностного лица угольного шлама от механической очистки шахтных вод как отхода, и отсутствии необходимости его учета в связи с переводом в продукцию, суд считает не обоснованными.

Так, согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказа Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242, шлам угольный от механической очистки шахтных вод отнесен к отходам добычи топливно-энергетических полезных ископаемых (кода отхода 2 11 280 01 33 4, малоопасный).

Согласно протокола анализа пробы отхода №*** от "ххх" «Шлам угольный от механической очистки шахтных вод» относится к V классу опасности.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным п.3 ст.10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).

Согласно ч.1 ст.24 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с разделом 4 технических условий, приложенных к сертификату соответствия на продукцию – угольный шлам, имеющихся в материалах дела угольный шлам используется в качестве добавки к продукту, то есть смешивается с углем и отгружается на фабрику для обогащения, либо при наличие спроса, поставляется потребителем в самостоятельном виде, что рекомендуется информационно-техническим справочником ИТС 16-2016 «Горнодобывающая промышленность. Общие процессы и методы», по НДТ 5.8.8 «Использование угольных шламов в качестве добавки к продукции».

Указанные документы носят рекомендательных характер и подразумевают применение угольного шлама в качестве добавки к продукции, то есть использование его для производства продукции, что более подпадает под определение, данное в ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Таким образом, перевод отхода в продукт не исключает обязанности Общества производить учет отхода при его образовании.

Кроме того, данные обстоятельства на квалификацию действий ООО «ММК-УГОЛЬ», при наличии иных установленных нарушениях требований Порядка учета в области обращения с отходами, не влияют.

Нарушений положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при проведении в отношении Общества проверки из материалов дела не усматривается, и заявителем поданной в суд жалобы таких сведений не представлено.

Несогласие заявителя жалобы с оспариваемым постановлением, исходя из приведённых в обоснование этого несогласия доводов, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают факт нарушения Обществом требований действующего природоохранного законодательства.

Содержание оспариваемого ООО «ММК-УГОЛЬ» постановления соответствует сведениям, зафиксированным в материалах дела, где отражены достаточные данные, свидетельствующие о факте совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 ч.10 Кодекса РФ об АП. Признаки состава административного правонарушения, вменённого в вину Обществу, суд находит надлежащим образом установленными.

Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах, предусмотренных санкцией ст.8.2 ч.10 Кодекса РФ об АП для юридических лиц, в минимальных пределах, предусмотренных санкцией данной статьи для юридических лиц.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай от "ххх"№*** в отношении юридического лица - ООО «ММК-УГОЛЬ» является законным и обоснованным, оснований к его отмене нет.

Руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.1 Кодекса РФ об АП, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай от "ххх"№*** о привлечении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «ММК-УГОЛЬ» к административной ответственности по ст.8.2 ч.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей оставить без изменения, а жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ММК-УГОЛЬ» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья Н.В. Долгих