ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-109/20 от 27.02.2020 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

г. Кострома 27 февраля 2020 года

Судья Свердловского районного суда г. Костромы Кулакова Т.С.

с участием защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО3,

представителя Административной комиссии г. Костромы в городском округе город Кострома ФИО4,

рассмотрев жалобу генерального директора ООО «УК «Костромской дом» ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 2.11 Закона Костромской области от 20.04.2019 N 536-6-ЗКО "Кодекс Костромской области об административных правонарушениях", вынесенное <дата> Административной комиссией в городском округе город Кострома в отношении ООО «УК «Костромской дом»,

УСТАНОВИЛ:

Административной комиссией в городском округе г. Кострома <дата> вынесено постановление , которым ООО «УК «Костромской дом» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 2.11 Закона Костромской области от 20.04.2019 N 536-6-ЗКО "Кодекс Костромской области об административных правонарушениях", ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей. Общество признано виновным в том, что не организовало работы по уборке мусора на прилегающей территории в трехметровой зоне у контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес> находящейся на обслуживании ООО «УК «Костромской дом», имеется навал мусора в виде пакетов, бывших в использовании автомобильных шин, чем нарушены ч.5 ст.5, п.14 ч.1 ст.14.1 Правил благоустройства территории города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 25.04.2013 № 60.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «УК «Костромской дом» ФИО2 обжаловала его в Свердловский районный суд г. Костромы. В жалобе заявитель просит постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду следующего:

- земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, не входит в состав общего имущества многоквартирного <адрес>. Общим собранием собственников многоквартирного <адрес> не принималось решение об установлении каких-либо прав в отношении контейнерной площадки и прилегающей к ней территории, не давалось поручение на обращение в орган местного самоуправления с целью оформления каких-либо прав на контейнерную площадку;

- автомобильные шины к группе твердых коммунальных отходов не относятся, подлежат специализированной утилизации. Федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности и владении, а ответственность за утилизацию отходов, не содержащих признаки ТКО, собственник которых не выявлен, несут органы местного самоуправления. При фиксации административного правонарушения не учтен тот факт, что собственник автомобильных покрышек не выявлен;

- в материалах дела отсутствует генеральная схема очистки территории города Костромы, позволяющая достоверно установить закрепленную за юридическими лицами обязанность по очистке территорий, а также не представлена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте муниципального образования,

- указанная в постановлении контейнерная площадка расположена на прилегающей территории <адрес>, постановление о назначении наказания вынесено без учета данных сведений.

В судебном заседании представитель ООО «УК «Костромской Дом» по доверенности ФИО3 доводы жалобы поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что бывшие употреблении автомобильных покрышки не являются ТКО, поскольку образуются не в процессе жизнедеятельности жителей дома. Источник образования их не установлен, а потому ответственность за их уборку лежит на органах местного самоуправления. Также указала, что контейнерная площадка расположена на прилегающей территории другого многоквартирного дома, управляющая компания которого и должна убирать территорию вокруг контейнерной площадки.

Представитель Административной комиссии в городском округе город Кострома ФИО4 постановление комиссии просила оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Пояснила, что вина управляющей компании подтверждена материалами дела. Тот факт, что контейнерная площадка расположена на земле, являющейся муниципальной собственностью, не меняет ее сути - она предназначена для складирования мусора собственников помещений многоквартирного дома, предназначена для обслуживания данного многоквартирного дома, а потому обязанности по содержанию контейнерной площадки не могут возлагаться на орган местного самоуправления. Управляющая компания не лишена возможности согласовать иное место размещения контейнерной площадки на размежеванной территории многоквартирного дома. Также указала, что границы земельного участка <адрес> не установлены, поэтому не оснований полагать, что контейнерная площадка расположена на прилегающей к данному многоквартирному дому территории.

Выслушав участников заседания, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 3 статьи 2.11 Закона Костромской области от 20.04.2019 N 536-6-ЗКО "Кодекс Костромской области об административных правонарушениях" несвоевременная очистка или отсутствие в установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления местах урн, мусорных контейнеров, наличие навалов мусора вокруг урн, контейнеров, бункеров-накопителей, на контейнерной площадке или вокруг нее, если эти нарушения не подпадают под действие положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет предупреждение.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей (ч.4 ст.2.11 Закона Костромской области от 20.04.2019 N 536-6-ЗКО).

Согласно п.14 ч.1 ст.4.1 Правил благоустройства города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы от 25 апреля 2013 года № 60 границы прилегающей территории определяются в отношении территории общего пользования в метрах в следующем порядке: для мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, если земельный участок под таким местом (площадкой) не образован или границы его местоположения не уточнены (ограждение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и внутренняя граница прилегающей территории является их общей границей), - 3 метра по периметру от ограждения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п.7 Правил контейнерные площадки располагаются на территориях соответствующих источников образования твердых коммунальных отходов (на земельных участках, сформированных и выделенных под многоквартирными домами и жилыми домами, на придомовых территориях, входящих в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, территориях рынков, лечебно-профилактических учреждений, иных источников образования твердых коммунальных отходов) или иных территориях, используемых под размещение контейнерных площадок на законных основаниях, в том числе на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляется уполномоченным органом Администрации города Костромы и которые не предоставлены третьим лицам на вещных и иных правах.

Согласно ч.5 ст.5 Правил (в редакции Думы города Костромы от 19.12.2019 N 208) твердые коммунальные отходы вывозятся специально оборудованным автотранспортом (мусоровозами). Вывоз твердых коммунальных отходов из контейнеров, евроконтейнеров, расположенных на контейнерных площадках, осуществляется ежедневно до 13.00 часов.

Уборка контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий от мусора, с учетом положений пункта 14 части 1 статьи 4.1 настоящих Правил, осуществляется ежедневно до 13.00 часов.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, <дата> в 15 часов 32 минуты главным специалистом отдела санитарно-технического надзора Управления муниципальных инспекций Администрации города Костромы ФИО5 выявлено, что ООО «УК «Костромской дом» не организовало работы по уборке мусора на прилегающей территории в 33-х метровой зоне у контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, находящейся на обслуживании данного Общества, имеется навал мусора в виде пакетов, бывших в использовании автомобильных шин.

Результаты осмотра отражены в акте от <дата>, осмотр проведен на основании задания и в связи с исполнением возложенных задач и функций на отдел санитарно-технического контроля Управления муниципальных инспекций Администрации города Костромы. К акту осмотра приложены результаты фотофиксации правонарушения, из представленных фотографий очевидно следует наличие бытового мусора, автомобильных шин в пределах прилегающей территории к контейнерной площадке, расположенной у <адрес>, что является нарушением ч.5 ст.5 Правил. При этом нахожу неубедительными доводы жалобы о том, что у Общества как управляющей компании отсутствовала обязанность по принятию мер к уборке территории контейнерной площадка в том числе от автомобильных покрышек силами Общества или с привлечением специализированных организаций и органов местного самоуправления, которые, по мнению Общества, обязаны и уполномочены на уборку данных отходов.

Контейнерная площадка, расположенная по адресу: <адрес>, находится на содержании ООО «УК «Костромской дом», сведения о данной контейнерной площадке и хозяйствующем субъекте содержатся в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя ООО «УК «Костромской дом» <дата> при наличии сведений о надлежащем уведомлении Общества о времени и месте составления протокола (уведомление поступило <дата>).

ООО «УК «Костромской дом» является организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, выполняет функции по обслуживанию и содержанию общедомового имущества.

В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В ч. 1.1 названной статьи определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса).

В соответствии с п. 26(1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2013 N 290, в данный перечень включены работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

При таких обстоятельствах административная комиссия в городском округе город Кострома, исследовав и оценив представленные доказательства, обоснованно пришла к выводу о наличии у Общества, осуществляющего обслуживание многоквартирного дома, возложенной на него законом обязанности по своевременной очистке прилегающей к контейнерной площадке территории, которая им не исполняется должным образом.

Вопреки доводам жалобы факт расположения контейнерной площадки на земельном участке, не входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, не снимает с Общества возложенной не него законом обязанности по организации и содержанию контейнерной площадки в соответствии с договором управления многоквартирным домом <адрес>.

Отсутствие возможности размещения контейнерной площадки, предназначенной для складирования твердых бытовых отходов лиц, проживающих в данном доме, т.е. непосредственно для обслуживания данного многоквартирного дома, в границах земельного участка многоквартирного дома, по какой бы то ни было причине влечет для управляющей компании лишь возможность выбрать способа исполнения возложенной не нее законом обязанности по обеспечению мест сбора и вывоза твердых бытовых отходов. Таким способом может являться как, например, получение в установленном законом порядке земельного участка под обозначенные цели, так и заключение соглашения о порядке и условиях использования имеющихся контейнерных площадок с их собственником. При этом само по себе бездействие управляющей компании и использование контейнерной площадки для складирования твердых коммунальных отходов лиц, проживающих в <адрес> без надлежащего оформления прав на такое использование не может служить основанием для освобождения управляющей компании об обязанности по уборке прилегающей к такой площадке территории от мусора.

Доводы Общества о том, что контейнерная площадка расположена на прилегающей к дому 9 пер. Кадыевский территории не нашли своего подтверждения, опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Кроме того, в ходе сбора информации для формирования реестра площадок накопления ТКО ООО «УК «Костромской дом» в <дата> направило в адрес Администрации города Костромы сведения о том, что по адресу: <адрес> расположена контейнерная площадка, находящаяся на обслуживании Общества, данная площадка организована для сбора и временного хранения ТКО от жителей <адрес>.

Таким образом, доводы заявителя об отсутствии у него обязанности по содержанию контейнерной площадки, которая расположена на территории, не входящей в состав общедомового имущества, не основан на приведенных положениях закона, поскольку нахождение контейнерной площадки за пределами общедомовой территории не снимает с управляющей компании обязанность по обеспечению жителей многоквартирных домов минимальным набором услуг и работ, необходимых для содержания общедомового имущества, включая организацию и содержание собственных мест для накопления ТКО.

Ранее ООО «УК «Костромской Дом» привлекалось к административной ответственности по части 3 статьи 2.11 Закона Костромской области «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях», в связи оно в настоящее время обоснованно привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 2.11 указанного Закона.

Порядок и срок давности привлечения ООО «УК «Костромской Дом» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ООО «УК «Костромской Дом» назначено в пределах санкции части 2 статьи 2.1 Закона Костромской области «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» в виде штрафа в минимальном размере.

Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 КоАП РФ могли бы являться основанием к отмене вынесенного по делу постановления административного органа не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 и 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление Административной комиссии в городском округе город Кострома от <дата>, которым ООО «УК «Костромской дом» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 2.11 Закона Костромской области от 20.04.2019 № 536-6-ЗКО «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях», - оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «УК «Костромской Дом» ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 суток со дня его получения.

Судья Т.С. Кулакова