ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-109/2014 от 19.05.2014 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

 судья Некрасов Д.А. дело № 12-109/2014

 Решение

 Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Соловьев Владимир Александрович, с участием ФИО1, его защитника Сычугова А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 19 мая 2014 года жалобу ФИО1 на постановление судьи Индустриального районного суда г. Ижевска от 14 февраля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1,

 установил:

 постановлением судьи Индустриального районного суда г. Ижевска от 14 февраля 2014 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

 В жалобе на указанное выше постановление ФИО1 просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование требований указывает, что глава муниципального образования «Гольянское» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

 В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснив, что глава муниципального образования не может нести ответственность за свалку на данном земельном участке, поскольку данный земельный участок находился в аренде у юридического лица.

 Выслушав защитника, изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к выводу о необходимости отмены обжалуемого постановления.

 Из материалов дела следует, что государственным инспектором Удмуртской Республики по охране природы, на территории МО «Гольянское» ДД.ММ.ГГГГ установлен факт размещения отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, МО «Гольянское» по направлению на запад в 1,2 км от д. Докша (а/д Докша – Колюшево). Почва загрязнена отходами примерно 15 м в длину и 6 м в ширину. На почве размещены отходы производства и потребления (мусор), относящиеся в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 года № 786, к 4-5 классам опасности для окружающей природной среды.

 Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы МО «Гольянское» ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

 Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административное наказание за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

 Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает основные понятия, связанные с обращением с отходами производства и потребления, так отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

 обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

 размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

 под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

 использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

 сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

 транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

 накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

 В соответствии с ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

 Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

 В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что МО «Гольянское» осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами производства и потребления.

 При этом полномочия муниципального образования «Гольянское» по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 18 ст. 7 Устава МО) являются властно-распорядительной функцией поселения, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Кроме того, администрацией МО «Гольянское» с ИП ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на оказание услуг по вывозу мусора с территории муниципального образования.

 Следовательно, ФИО1 как главой МО «Гольянское» были реализованы его властно-распорядительные функции в области обращения с бытовыми отходами.

 При установленных по делу обстоятельствах глава муниципального образования МО «Гольянское» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

 Соответственно постановление судьи Индустриального районного суда г. Ижевска от 14 февраля 2014 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 подлежит отмене. Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6-30.7 КоАП РФ, судья

 решил:

 постановление судьи Индустриального районного суда г. Ижевска от 14 февраля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить, производство по данному делу об административном правонарушении прекратить.

 Судья Верховного Суда

 Удмуртской Республики Соловьев В.А.

 копия верна судья Соловьев В.А.