Дело № 12-109/2016
РЕШЕНИЕ
г.Бийск, Алтайский край 29 марта 2016 года
Судья Бийского городского суда Алтайского края Веселова Е.Г., рассмотрев жалобу акционерного общества «Бийскэнерго» на постановление мирового судьи судебного участка № 5 г. Бийска Алтайского края от 31 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении о привлечении акционерного общества «Бийскэнерго» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №5 г. Бийска Алтайского края от 31 декабря 2015 года акционерное общество «Бийскэнерго» (далее по тексту-АО «Бийскэнерго») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
АО «Бийскэнерго» не согласившись с указанным постановлением, подало на него жалобу, в которой просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 5 г. Бийска Алтайского края от 31.12.2015 года, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы АО «Бийскэнерго» ссылается на то, что в результате проверки, проведенной Отделом жилищного надзора по г. Бийску Государственной инспекции Алтайского края, установлено, что АО «Бийскэнерго» не приняты меры по исполнению предписаний от ДД.ММ.ГГГГ№ и №, а именно: осуществлять начисление платы жильцам дома за горячее водоснабжение, использованное для индивидуального потребления и общедомовые нужды в отопительный период, в части составляющей тепловая энергия на нагрев 1 куб. м. теплоносителя, с применением нормативного расхода тепловой энергии в размере 0,065 Гкал/куб.м.; после окончания отопительного сезона нормативный расход тепловой энергии на нагрев 1 куб. м теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб.м. применятся только к индивидуальному потреблению; осуществить перерасчет платы жильцам дома за горячее водоснабжение, использованное для индивидуального потребления и общедомовые нужды с марта 2015, с учетом применения нормативного расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб. м. теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб. м.
Посчитав предписания незаконными и несоответствующими действующему законодательству, Общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением по их обжалованию. В настоящее время разбирательство по делам № А03-20231/2015, № А03-20232/2015 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Алтайского края, которым будет закончено рассмотрение по существу дело № А03-20229/2015.
В предписании Инспекция указывает на нарушение со стороны Общества п.42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, где во втором абзаце указано, что при отсутствии индивидуального прибора учета горячей воды размер платы …определяется… исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Из системного толкования терминов «прибор учета горячей воды», «горячая вода» (ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») из пункта 42 Правил № 354 следует, что прибор должен учитывать количество именно воды, то есть- теплоносителя, в кубических метрах. Если исходить из понимания Инспекции, то у всех индивидуальных потребителей, без исключения, отсутствуют приборы учёта горячей воды, поскольку ни у одного потребителя- физического лица, проживающего в МКД, нет такого прибора, который бы измерял и количество теплоносителя (воды в кубических метрах), и количество теплоты в этом теплоносителе (в гигокалориях). Значит, если следовать позиции Инспекции и судов, все потребители, у которых установлены приборы учёта горячей воды, измеряющие только количество воды в кубических метрах, должны оплачивать потреблённый ресурс- горячую воду, исходя из некоего норматива, который на сегодняшний день ещё не установлен, а не в соответствии с показаниями прибора учёта (ОДПУ), что напрямую противоречит ч.1 ст. 544 ГК РФ, ч.3 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ч.2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении…», п.42 Правил № 354.
С другой стороны, каких-либо доказательств того, что горячая вода, поступающая к потребителю, имеет иные характеристики в части тепловой энергии на нагрев 1 куб. м. теплоносителя, чем те, которые зафиксированы общедомовым прибором учёта (ОДПУ), Инспекция в акте проверки не зафиксировала и никакими доказательствами не подтверждает. Таким образом, из неверной трактовки Инспекцией п.42 Правил № 354 следуют неправомерные требования обжалуемого предписания.
В актах проверки Инспекция указала, что ОАО «Бийскэнерго», при начислении платы жильцами дома за горячее водоснабжение, использованное как для индивидуального потребления так и на общедомовые нужды, в части составляющей: - тепловая энергия на нагрев 1м3 теплоносителя, применяется фактически сложившийся расход тепловой энергии, определенный по показаниям общедомового учета, в то время как по жилым помещениям, а также общедомовым нуждам во время отопительного сезона должен применяться нормативный расход тепловой энергии на нагрев 1м3 теплоносителя, определенный Решением № 552 в размере 0,065 Гкал/м3. Вся остальная разница должна распределяться на отопление.
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17.12.2014 г. № 552 для АО «Бийскэнерго» установлены тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение) на 2015 год. На сайте Управления имеется официальное разъяснение, согласно которому потребители ОАО «Бийскэнерго» при расчете за горячую воду оплачивают расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения, объем которого определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении, а также расход тепловой энергии, используемой для целей водоснабжения, определяемый по показаниям общедомовых приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, с учетом расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб.м. теплоносителя в размере 0,065 Гкал/ куб.м.
Иными словами, если в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учёта, то расход тепловой энергии, используемой для целей водоснабжения, должен определяться по показаниям такого ОДПУ, и только при его отсутствии- исходя из нормативов потребления, с учетом расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб.м. теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб.м. Протоколом осмотра доказательств № № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным нотариусом Бийского нотариального округа, подтверждается тот факт, что Управлением были даны вышеприведенные официальные разъяснения.
В разъяснении Управления речь идет о нормативах потребления компонента «теплоноситель», то есть воды в кубических метрах, в то время как в отношении компонента «тепловая энергия» установлен коэффициент 0,065 Гкал/куб.м., и этот коэффициент Управление не называет нормативом или нормативным расходом, как это делает Инспекция.
Инспекция, превышая свои полномочия, определенные законом, предписало Обществу осуществлять начисление платы жильцам дома за горячее водоснабжение, использованное для индивидуального потребления, с применением нормативного расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб. м. в размере 0,065 Гкал/куб.м.
Превышение полномочий Инспекции выражается в том, что ее предписание прямо противоречит указанным выше официальным разъяснениям Управления по тарифам Алтайского края: предписывается применять коэффициент 0,065 Гкал/куб.м., независимо от того, установлен в доме ОДПУ или нет; а также в том, что коэффициент 0,065 Гкал/куб.м. она называет нормативным, в то время как в решении № 539 и в приведенных разъяснениях слово «нормативный» отсутствует. Коэффициент не является нормативом, и не может быть таковым в силу множества причин. В соответствии с ответом на запрос в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГГГ№, указано, что будет организован сбор данных… и… в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 г. № 129 будет утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018 г. Таким образом, Управлением по тарифам констатируется тот факт, что показатель расход тепловой энергии на нагрев 1 куб. м. теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб.м. не может быть использован в качестве норматива, норматива на сегодняшний день нет. Ведется только еще подготовительная работа для его расчета, осуществляется сбор исходных данных для такого расчета, и такая работа будет завершена не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 32 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов. То есть, нормативы на подогрев теплоносителя, которые будут установлены до 2018 года, должны быть дифференцированы в зависимости от вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также конструктивных особенностей таких домов. Следовательно значение «0,065 Гкал/куб.м.» не может рассматриваться как норматив.
Возможность применения коэффициента 0,065 Гкал/куб.м. как норматива Инспекция никак не обосновывает. В соответствии с действующим законодательством, разъяснениями Управления по государственному регулированию цен и тарифов, в рассматриваемом случае потребитель- житель МКД должен вносить плату за горячее водоснабжение исходя из показаний общедомового прибора учёта, а не исходя из расчётного метода, где применяется расход тепловой энергии на нагрев 1 куб.м. теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб.м. Таким образом, каких-либо правовых оснований для применения расчётного метода при наличии действующего прибора учёта не имеется. Однако орган государственного надзора своим Предписанием требует от Общества применение расчётного метода. В настоящее время Общество готовит к подаче кассационную жалобу в Верховный Суд Российской Федерации по делу №А03-192/2015, рассмотренному Арбитражным судом Алтайского края. Обстоятельства, рассмотренные и установленные по данному делу, имеют частичную преюдицию для рассмотрения административных дел и судебных дел, рассмотренных Арбитражным судом.
В рассматриваемых многоквартирных домах ОДПУ установлен, в связи с чем, судебные акты, принятые по делу № А03-192/2015, содержат существенные логические противоречия. Таким образом, в данном случае наблюдается неправильное истолкование закона (существенно нарушены нормы материального права), что является основанием для отмены ранее принятых судебных актов. На основании изложенного, считают, что предписание № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, и, соответственно, АО «Бийскэнерго» за невыполнение этого предписания привлечено к административной ответственности необоснованно ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Представитель юридического лица АО «Бийскэнерго», привлеченного к административной ответственности, ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Дополнительно указал, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не дана оценка законности либо незаконности вынесенных в отношении Общества предписаний. При этом, они являются незаконными, поскольку отсутствует норматив расчета на подогрев тепловой энергии, который до настоящего времени не утвержден. Также поддержал ходатайство о восстановлении срока для подачи жалобы, указав, что первоначально жалоба была подана в установленный законом срок, однако была возвращена по причине отсутствия у лица ее подписавшего полномочий на подписание данной жалобы. После получения копии определения, указанные недостатки были незамедлительно устранены и жалоба направлена вновь.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, начальник отдела жилищного надзора по Бийску Государственной инспекции Алтайского края ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени извещался надлежащим образом, путем направления почтовой корреспонденции в адрес отдела жилищного надзора по г. Бийску Государственной инспекции Алтайского края, что подтверждается почтовым уведомлением.
Выслушав пояснения представителя юридического лица ФИО1, изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
На основании материалов дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела жилищного надзора по г. Бийску Государственной инспекции Алтайского края ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица – ОА «Бийскэнерго» о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 г. Бийска № 5-620/2015 от 31.12.2015 года АО «Бийскэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. 00 коп.
Копия указанного постановления была получена представителем юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распиской, имеющейся в материалах дела.
Согласно п.3 ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Согласно ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Соответственно, срок для его обжалования составляет до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В соответствии с ч.2 ст.30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей, правомочными рассматривать жалобу.
В данном случае, первоначально жалоба на постановление мирового судьи была направлена лицом, привлекаемым к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым конвертом, то есть в установленный срок.
Определением судьи Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ данная жалоба, подписанная ФИО3 в интересах АО «Бийскэнерго» была возвращена заявителю по причине подписания жалобы неуполномоченным лицом.
Копия данного определения была получена АО «Бийскэнерго» ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой в почтовом уведомлении.
Повторно жалоба юридического лица на постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ была направлена в суд ДД.ММ.ГГГГ (поступила ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается оттиском почтового штампа на конверте.
При таких обстоятельствах, учитывая непродолжительный срок для приведения жалобы в соответствие, суд находит ходатайство юридического лица АО «Бийскэнерго» о восстановлении срока для подачи жалобы на постановление мирового судьи судебного участка № 5 г. Бийска от 31.12.2015 года подлежащим удовлетворению. В связи с этим, жалоба АО «Бийскэнерго» на указанное постановление подлежит рассмотрению судом по существу.
Рассматривая доводы поданной жалобы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Ответственность по ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Исходя из смысла положений ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует прямое указание на то, что предписание административного органа должно отвечать условию законности. Следовательно, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установление законности предписания, неисполнение которого вменялось обществу.
Таким образом, от установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии события административного правонарушения. Исполнимость предписания является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Из материалов административного дела установлено, что в связи с обращением в прокуратуру г.Бийска Алтайского края жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес> и <адрес> в <адрес>, и дальнейшим направлением указанной жалобы руководителю Государственной инспекции по Алтайскому краю, на основании приказа заместителя руководителя Государственной инспекции Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№ДД.ММ.ГГГГ отделом жилищного надзора Государственной инспекции Алтайского края проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО «Бийскэнерго» по вопросу нарушения порядка начисления платы за горячее водоснабжение и отопление. В ходе проверки выявлены нарушения ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п.42, 42.1, 43, 44, 59.1, 60.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354.
По результатам проверки в целях устранения нарушений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 в отношении АО «Бийскэнерго» вынесены предписания № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
1. Осуществлять начисление платы жильцам дома за горячее водоснабжение, использованное для индивидуального потребления и общедомовые нужды в отопительный период, в части составляющей: - тепловая энергия на нагрев 1 куб.м. теплоносителя, с применением нормативного расхода тепловой энергии в размере 0,065 Гкал/куб. м. После окончания отопительного сезона нормативный расход тепловой энергии на нагрев 1 куб.м. теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб.м. применяется только к индивидуальному потреблению.
2. Осуществить перерасчет платы жильцам за горячее водоснабжение, использованное для индивидуального потребления и общедомовые нужды с ноября 2014 года по июль 2015 года, с учетом применения нормативного расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб.м. теплоносителя в размере 0,065 Гкал/ куб.м. Осуществить перерасчет платы жильцам за горячее водоснабжение, использованное на общедомовые нужды с марта 2015 года, с учетом применения нормативного расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб.м. теплоносителя в размере 0,065 Гкал/ куб.м.
3. Выполнить перерасчет платы жильцам дома по отоплению за период с марта 2015 согласно требованиям абзаца 4 пункта 42.1 Правил 354.
ДД.ММ.ГГГГ с целью контроля за исполнением предписаний от ДД.ММ.ГГГГ, Государственной инспекцией Алтайского края издан приказ № о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица.
Согласно актам проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ и № по вопросу исполнения ранее выданного предписания было установлено, что АО «Бийскэнерго» не выполнило в установленный срок - до ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме предписания отдела жилищного надзора Государственной инспекции Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании чего, должностным лицом – начальником отдела жилищного надзора по г. Бийску Государственной инспекции Алтайского края ФИО2 в отношении юридического лица АО «Бийскэнерго» составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Бийскэнерго» не приняло меры по исполнению мероприятий, отраженных в предписаниях №П/109 от ДД.ММ.ГГГГ и №П/110 от ДД.ММ.ГГГГ, которые обеспечивают соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц в соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 42, 42.1, 43, 44, 59.1, 60.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В силу п. 69 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, мировой судья пришел к обоснованному выводу, что представленное предписание и протокол об административном правонарушении вынесены уполномоченным лицом, в рамках компетенции и основаны на действующих положениях законодательства. Указанные в Предписаниях пункты основаны на нормах закона, имеющих юридическую силу в момент их вынесения и в настоящее время.
Предоставленный АО «Бийскэнерго» срок для исполнения предписания является разумным. Ходатайств о продлении срока исполнения предписания в деле не имеется. При этом ходатайство о приостановлении действия предписания представлено в Государственную инспекцию Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока, установленного для исполнения обязанности. На момент проведения проверки исполнения указанного предписания, выявленные нарушения не устранены.
Доводы представителя АО «Бийскэнерго» о незаконности предписаний, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, по фактам нарушений действующего законодательства при начислении платы за коммунальные услуги по жилым домам № и № по <адрес> выдано на основании проведенной проверки начальником отдела жилищного надзора по г. Бийску ФИО2, то есть в установленном законом порядке правомочным должностным лицом. Представителем АО «Бийскэнерго» предписания получены ДД.ММ.ГГГГ.
Законность вынесенных предписаний оспорена АО «Бийскэнерго» в установленном порядке, на момент рассмотрения жалобы, Арбитражным судом Алтайского края решения по заявлениям АО «Бийскэнерго» к Государственной инспекции Алтайского края о признании незаконным и отмене предписаний, не принято.
Рассматривая доводы жалобы в части отсутствия законодательного закрепления норматива расхода тепловой энергии, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Потребление коммунальной услуги осуществляется как потребителем (физическим лицом), проживающим в жилом помещении (индивидуальное потребление), так и потребителями (группа лиц), находящимися в многоквартирном доме (общедомовое потребление). При индивидуальном потреблении точкой учета коммунальной услуги, является место разграничения общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и индивидуального имущества собственника жилого помещения.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, границей между индивидуальным и общедомовым имуществом является первое отключающее устройство (кран), расположенное на ответвлении от проходящих стояков горячего и холодного водоснабжения. На этой границе, согласно техническим условиям ресурсоснабжающих организаций, подлежит установка индивидуальных приборов учета коммунальных услуг и это место является точкой учета данных услуг конкретным потребителям жилого и нежилого помещения.
При общедомовом потреблении точкой учета коммунальной услуги является место разграничения общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и наружных инженерных коммуникаций, по которым поставляется коммунальный ресурс в многоквартирный дом.
АО «Бийскэнерго» оказывает услуги горячего водоснабжения в открытой системе теплоснабжения. В многоквартирных жилых домах по <адрес>, в <адрес> установлен общедомовой прибор учета, учитывающий общий расход тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, жилые помещения индивидуальными приборами учета тепловой энергии не оборудованы, частично оборудованы индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения. Нежилые помещения, расположенные в <адрес>, оборудованы индивидуальными приборами горячего водоснабжения, подключены после общедомового прибора учета. Индивидуальными приборами учета тепловой энергии нежилые помещения не оснащены. Данные обстоятельства подтверждены представленными актами проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Размер платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в жилых домах, оборудованных общедомовым прибором учета отопления и горячего водоснабжения и частичным оборудованием индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения производится в соответствии с пунктами 42, 42 (1), 43, 44, 46, 47, 59, 59 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354.
Согласно дополнению в пункт 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, внесенному Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 года № 129 (с началом действия с ДД.ММ.ГГГГ), при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев второго и третьего настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
Пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. Расчет тарифов производится в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э.
Уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов и нормативов на коммунальные услуги - Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов в решениях от 19.12.2013 года № 517, от 17.12.2014 года № 533 установлен тариф на тепловую энергию для населения, получающего тепловую энергию от ОАО «Бийскэнерго» в размере 1113,71 руб. за 1 Гкал с учетом НДС.
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.12.2013 года № 539 «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую ОАО «Бийскэнерго» потребителям г.Бийска на 2014 год» для ОАО «Бийскэнерго» установлен двухкомпонентный тариф, который состоит из компонента на теплоноситель в размере 11 руб. 85 коп. куб./.м. и компонента на тепловую энергию в размере 1113 руб. 71 коп. за 1 Гкал с учетом НДС.
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17.12.2014 года № 552 «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую ОАО «Бийскэнерго» потребителям муниципального образования город Бийск на 2015 год» с 01.01.2015 по 30.06.2015 установлен тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую ОАО «Бийскэнерго» потребителям г. Бийска, за компонент на теплоноситель в размере 11 руб. 85 коп./ куб.м., за компонент на тепловую энергию в размере 1113 руб. 71 коп. за 1 Гкал с учетом НДС, с 01.07.2015 по 31..12.2015 за компонент на теплоноситель в размере 4 руб. 87 коп./ куб.м., за компонент на тепловую энергию в размере 1230 руб. 15 коп. за 1 Гкал с учетом НДС.
Согласно примечанию к приложению к данным решениям, для расчета с потребителями за горячую воду необходимо учитывать расход тепловой энергии на нагрев 1 куб.м. теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб.м.
Мировым судьей при рассмотрении дела установлено, что потребители АО «Бийскэнерго» при расчете за горячую воду оплачивают расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения, объем которого определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении, а также расход тепловой энергии, используемой для целей водоснабжения, определяемый по показаниям общедомовых приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления с учетом расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб.м. теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб.м.по тарифам, согласно вышеуказанным решениям Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов. Вместе с тем, принимая во внимание то обстоятельство, что под учетом установленных в домах № и № по <адрес> в <адрес> теплосчетчика находится горячее водоснабжение и отопление (отдельный учет потребления тепловой энергии не ведется), мировой судья пришел к выводу о том, что его показания не могут применяться для расчета платы за горячее водоснабжение в части составляющей «тепловая энергия на нагрев 1 куб.м. теплоносителя». Судья апелляционной инстанции соглашается с данным выводом, признавая его обоснованным и верным. При оценке данных выводов мировым судьей обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что требование Государственной инспекции Алтайского края о начислении платы за горячее водоснабжение, использованное для индивидуального потребления, в части составляющей «тепловая энергия на нагрев 1 куб. м. теплоносителя» по жилым и нежилым помещениям, не оснащенными индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с применением нормативного расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб.м. теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб.м., являлось предметом рассмотрения суда общей юрисдикции (постановление Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №), а также арбитражного суда (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу №). Согласно постановлению Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу №№, суд пришел к выводу о том, что при расчете за горячую воду обществу следует исходить из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении, а также расхода тепловой энергии, используемой для целей водоснабжения, определяемой по показаниям общедомовых приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, с учетом расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб.м. теплоносителя в размере 0,065 Гкал/куб.м.
В данном случае, протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, событие правонарушения и сведения о лице, совершившем административное правонарушение, исследованы полно, процедура оформления протокола соблюдена.
Согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов административного дела следует, что юридическое лицо АО «Бийскэнерго» имело возможность в установленные сроки выполнить предписание, но не сделало это, не смотря на то, что возможность для соблюдения требований Правил №354 и ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации в части осуществления начисления платы жильцам дома за горячее водоснабжение, использованное для индивидуального потребления и общедомовые нужды в отопительный период, в части составляющей - тепловая энергия 1 куб. м. теплоносителя, с применением коэффициента 0,065 Гкал/куб.м., а также осуществления перерасчета платы, указанного в предписаниях.
Доводы представителя юридического лица в части превышения полномочий должностным лицом административного органа, в связи с указанием в предписании на применение нормативного расхода потребления, судом во внимание не принимаются, поскольку данное обстоятельство не влияет на законность выданного инспекцией предписания.
Какого-либо противоречия предписания с разъяснениями, данными Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, судом не установлено, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части судом отклоняются. Применение коэффициента 0,065 Гкал/куб.м. к сложившимся правоотношениям основано на положениях действующего законодательства Российской Федерации, предписания Государственной инспекцией Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№П/110 и № вынесены в пределах предоставленных полномочий, содержит законные требования, направленные на прекращение и устранение выявленного нарушения.
При рассмотрении дела мировым судьей фактические обстоятельства были установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении. Все предъявленные доказательства были оценены мировым судьей в совокупности, в связи с чем, вывод о наличии события правонарушения и виновности АО «Бийскэнерго» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления мирового судьи от 31.12.2015 года № 5-620/2015, не допущено.
Из вышеизложенного следует, что при производстве по данному делу, мировым судьей юридически значимые обстоятельства определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие правоотношения, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции статьи, административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, в связи с чем, законных оснований для отмены состоявшегося судебного постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Восстановить АО «Бийскэнерго» срок для подачи жалобы на постановление мирового судьи судебного участка № 5 г. Бийска № 5-620/2015 от 31.12.2015 года по делу об административном правонарушении о привлечении акционерного общества «Бийскэнерго» к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление мирового судьи судебного участка №5 г. Бийска Алтайского края от 31 декабря 2015 года по делу № 5-620/2015 о привлечении акционерного общества «Бийскэнерго» к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу акционерного общества «Бийскэнерго» – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья: Е.Г. Веселова