Дело № 12-109/2021
УИД 24RS0033-01-2021-002392-63 7
Р Е Ш Е Н И Е
29 июня 2022 года г. Лесосибирск
Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Князев А.А., рассмотрев жалобу технического директора Акционерного общества «Лесосибирский ЛДК №1» ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Ростехнадзора о назначении наказания по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Ростехнадзора ФИО2 № 07/10Дл/109 от 11 апреля 2022 года технический директор Акционерного общества «Лесосибирский ЛДК №1» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
ФИО1 обратился с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события и состава административного правонарушения.
В судебное заседание ФИО1 и должностное лицо Енисейского управления Ростехнадзора не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании защитник Блид О.В. требования жалобы поддержала, дополнительно пояснив, что в постановлении должностного лица предъявленное обвинение значительно расширено относительно протокола об административном правонарушении, а протоколе отсутствует описание обстоятельств совершения административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив жалобу, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 данного Кодекса.
В силу части 2 указанной статьи в протоколе об административном правонарушении указывается в том числе событие административного правонарушения.
Данный протокол является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое ему обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Согласно описанному в протоколе об административном правонарушении от 15 февраля 2022 года событие вмененного техническому директору Акционерного общества «Лесосибирский ЛДК №1» ФИО1 административного правонарушения выразилось в следующем:
На основании решения о проведении плановой выездной проверки Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена плановая выездная проверка соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта Площадка участка проклейки завода древесноволокнистых плит (per. №, III класс опасности).
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности, что подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно пунктам 1, 3, 4, 5, 9, 10 Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ техническим директором АО «Лесосибирский ЛДК № 1» ФИО1 допущены следующие нарушения:
1. Не аттестованы по вопросам промышленной безопасности в Территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора: председатель комиссии ФИО1 по областям аттестации А1, Б1.1, Б1.11, Б8.3; члены аттестационной комиссии - ФИО5 по областям аттестации А1, Б1.1, Б1.11, Б8.3; ФИО6 по областям аттестации А1, Б1.1, Б1Д1, Б8.3; ФИО7 по областям аттестации Б1.1, Б1.11, Б8.3.
Нарушено:
- п.п. 1, 2 ст.9, п. 5 ст. 141 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- пп. «б», «в» п.2, пп. «а» п.5 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 года №1365;
- Федеральный закон от 29.07.2018 № 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики»;
- Приказ Ростехнадзора от 04.09.2020 № 334 «Об утверждении перечня областей аттестации в области промышленной безопасности».
2. АО «Лесосибирский ЛДК №1», численность работников которого составляет 2095 чел., не создана служба производственного контроля.
п.п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
п. 7 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168.
3. Не назначено в установленном порядке лицо, ответственное за организацию производственного контроля, а именно в нарушение требований промышленной безопасности назначен технический директор.
п.п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
п. 10 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168.
4. Не выполнены мероприятия по приведению в соответствие требованиям промышленной безопасности здания, предусмотренные заключениями экспертизы промышленной безопасности per. №.
п.п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
п. 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 № 420.
5. Допущен к эксплуатации трубопровод приема и подачи серной кислоты в ящики проклейки цеха ДВП без подтверждения проведения периодической оценки состояния (ревизии).
пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
пункт 126 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.12.2020 № 500.
6. Не регламентирован в установленном порядке порядок ревизии трубопровода приема и подачи серной кислоты в ящики проклейки цеха ДВП.
п.п. 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
п. 126 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07Л2.2020 № 500.
Согласно обжалуемому постановлению государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Ростехнадзора ФИО2 № 07/10Дл/109 от 11 апреля 2022 года в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности, что подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ№.
Так согласно пунктам 1, 3, 4, 5, 9,10 Акта проверки Енисейского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 допущены следующие нарушения:
1. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпунктов «б», «в» пункта 2, подпункта «а» пункта 5 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 года № 1365; Федерального закона от 29.07.2018 № 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики»; Приказа Ростехнадзора от 04.09.2020 № 334 «Об утверждении перечня областей аттестации в области промышленной безопасности» не аттестованы по вопросам промышленной безопасности в Территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора: председатель комиссии ФИО1 по областям аттестации А1, Б1.1, Б1.11, Б8.3, а также члены аттестационной комиссии ФИО5 по областям аттестации А1, Б1.1, Б1.11, Б8.3; ФИО6 по областям аттестации А1, Б1.1, Б1.11, Б8.3; ФИО7 по областям аттестации Б 1.1, Б 1.11, Б8.3.
В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 7 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168, АО «Лесосибирский ЛДК №1» численность работников, которого составляет 2095 чел., не создана служба производственного контроля.
В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 10 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168 не назначено в установленном порядке лицо, ответственное за организацию производственного контроля, а именно в нарушение требований промышленной безопасности назначен технический директор.
В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 № 420 не выполнены мероприятия по приведению в соответствие требованиям промышленной безопасности здания, предусмотренные заключениями экспертизы промышленной безопасности per. №.
В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 126 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.12.2020 № 500 допущен к эксплуатации трубопровод приема и подачи серной кислоты в ящики проклейки цеха ДВП без подтверждения проведения периодической оценки состояния (ревизии).
6. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 126 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.12.2020 № 500, не регламентирован в установленном порядке порядок ревизии трубопровода приема и подачи серной кислоты в ящики проклейки цеха ДВП.
При этом, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом Енисейского управления Ростехнадзора в указанном постановлении расширено предъявленное в протоколе об административном правонарушении обвинение и таким образом описано событие правонарушение, которое отсутствует в протоколе, а именно указаны следующие обстоятельства и нарушения, которые не содержатся в протоколе об административном правонарушении.
Управлением в рамках проверки направлены истребования документов, согласно которым для достижения целей и задач проверки у контролируемого лица запрошены имеющие значение для проведения оценки соблюдения обязательных требований промышленной безопасности документы и сведения, в том числе документы, подтверждающие прохождение аттестации в области промышленной безопасности руководителей и специалистов организации.
АО «Лесосибирский ЛДК №1» в ответ на вышеуказанные истребования документов в адрес Управления направлены сведения, изучение которых показало следующее:
В качестве документов, подтверждающих прохождение аттестации в Территориальной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору руководителей и специалистов (п. 6 истребования документов от ДД.ММ.ГГГГ№) АО «Лесосибирский ЛДК № 1», представлены копии протоколов аттестации от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которым аттестованы по областям аттестации ФИО8 - А1, ФИО9 - А1, Б1.1, Б1.17, Б9.31, Б9.32, Б8.21, Б8.22, Б8.23, ФИО7 - А1. Выписки из протоколов №, №, указанные в жалобе, АО «Лесосибирский ЛДК № 1» во время проведения контрольно-надзорных мероприятий не представлены.
АО «Лесосибирский ЛДК № 1» представлено Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденное генеральным директором АО «Лесосибирский ЛДК № 1» ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответственность за организацию и осуществление производственного контроля возложена на технического директора.
Вместе с тем, в соответствии с п. 7 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168 (далее - Правила организации и осуществления производственного контроля), функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, возлагаются на руководителя службы производственного контроля, если численность работников организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, составляет более 500 человек.
В соответствии с п. 4 Правил организации и осуществления производственного контроля, Положение о производственном контроле должно содержать, в том числе, должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля, или описание организационной структуры службы производственного контроля, а также права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля.
Приказ генерального директора АО «Лесосибирский ЛДК № 1» от ДД.ММ.ГГГГ№ о создании службы производственного контроля, а также иные документы, подтверждающие наличие службы производственного контроля в АО «Лесосибирский ЛДК № 1», при осуществлении проверочных мероприятий не представлены.
Приказом генерального директора ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ№ об организации производственного контроля лицом, ответственным за организацию и осуществление производственного контроля в АО «Лесосибирский ЛДК №1» назначен технический директор ФИО1
В соответствии с п. 10 Правил организации и осуществления производственного контроля, ответственность за организацию производственного контроля несет руководитель эксплуатирующей организации (руководитель обособленного подразделения юридического лица), индивидуальный предприниматель.
Согласно пп. 1 ст. 69 Федерального закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией).
Согласно п.п. 32.1, 32.2 Устава АО «Лесосибирский ЛДК №1», утвержденного решением единственного акционера № от ДД.ММ.ГГГГ, руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества, которым является генеральный директор или управляющая компания.
На основании изложенного, руководителем АО «Лесосибирский ЛДК №1», является генеральный директор, на которого должна быть возложена ответственность за организацию производственного контроля АО «Лесосибирский ЛДК №1».
Согласно п. 8 заключения экспертизы промышленной безопасности №, выданной ООО «» (per. №), объект экспертизы промышленной безопасности - здание завода древесноволокнистых плит, принадлежащее АО «Лесосибирский ЛДК № 1», не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии выполнения соответствующих мероприятий в количестве 41 шт. в отношении здания, после выполнения которых, здание будет соответствовать требованиям промышленной безопасности.
Согласно представленному акту от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении мероприятий по результатам заключения экспертизы промышленной безопасности № per. № на здание завода ДВП, согласно которому предписанные в заключении экспертизы мероприятия по приведению в соответствие требованиям промышленной безопасности аппарата, частично выполнены, а именно: Выполнен ремонт поврежденных участков гидроизоляционного слоя кровли;
Прочищены дренажные отверстия кровли блока № 1;
Устранена растительность в ендове по оси Ж кровли над блоком № 1;
Убрана опилочная масса;
Убраны посторонние предметы на кровле пристройки;
Очищена отмостка здания от грунта.
Информация о выполнении остальных 35 мероприятий указанных в экспертизе промышленной безопасности per. № в Управлении отсутвует. Таким образом, эксплуатация здания завода древесноволокнистых плит не может осуществляться до момента выполнения всех мероприятий, указанных в приложении 10 к заключению экспертизы промышленной безопасности №.
Согласно п. 14.3 Межгосударственного стандарта «Трубопроводы технологические стальные. Требования к устройству и эксплуатации на взрывопожароопасных и химически опасных производствах» ГОСТ 32569-2013 (далее - ГОСТ 32569-2013), при ревизии трубопроводов необходимо:
а) провести наружный осмотр трубопровода согласно требованиям п. 14.2.8 ГОСТ 32569-2013;
б) измерить толщину стенки трубопровода приборами неразрушающего контроля. Результаты замеров фиксируют в паспорте трубопровода;
в) провести ревизию воротников фланцев внутренним осмотром (при разборке трубопровода) либо измерением толщины неразрушающими методами контроля;
г) провести радиографический или ультразвуковой контроль сварных стыков, если качество их при ревизии вызвало сомнение;
д) проверить механические свойства металла труб, работающих при высоких температурах и в водородсодержащих средах;
е) измерить на участках трубопроводов деформацию по состоянию на время проведения ревизии согласно требованиям 14.1.4 ГОСТ 32569-2013;
ж) разобрать (выборочно) резьбовые соединения на трубопроводе, осмотреть их и измерить резьбовыми калибрами;
з) проверить состояние и правильность работы опор, крепежных деталей и, выборочно, прокладок;
и) испытать трубопровод в соответствии с 13.1.1 и 14.3.19 ГОСТ 32569-2013.
На основании п. 14.3.15 ГОСТ 32569-2013, после проведения ревизии составляют акты, к которым прикладывают все протоколы и заключения о проведенных исследованиях. Результаты ревизии заносят в паспорт трубопровода. Акты и остальные документы прикладывают к паспорту.
Представленные АО «Лесосибирский ЛДК № 1» акты ревизии трубопровода приема и подачи серной кислоты в ящики проклейки цеха ДВП от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не отвечают указанным требованиям, в связи с непроведением всего комплекса вышеуказанных мероприятий (произведен только визуальный осмотр состояния трубопровода и пневматические испытания). Протоколы испытаний к актам не приложены.
Таким образом, порядок ревизии трубопровода приема и подачи серной кислоты в ящики проклейки цеха ДВП в порядке, установленном действующим законодательством, АО «Лесосибирский ЛДК № 1» не регламентирован, оценка технического состояния трубопровода проведена ненадлежащим образом и не позволяет судить о возможности его дальнейшей эксплуатации.
Исходя из изложенного, следует вывод, что в протоколе об административном правонарушении от 15 февраля 2022 года № 07/10Дл/109 не указано какие именно нарушения вменяется должностному лицу, в чем они выразились и конкретно какие действия (бездействие) совершило лицо, привлекаемое к ответственности. Таким образом, не описано событие правонарушения.
Это обстоятельство, указывающее на неправильное составление протокола об административном правонарушении, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ является основанием для вынесения лицом, правомочным рассматривать дело об административном правонарушении при подготовке к такому рассмотрению определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, которое составило протокол.
Однако государственным инспектором отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Ростехнадзора определение о возвращении протокола об административном правонарушении для его пересоставления не вынесено, неправильно составленный протокол об административном правонарушении должностному лицу, которое составило протокол, не возвращен и соответственно пересоставлен не был.
В настоящее время такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на данной стадии невозможно.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу, в том числе при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление.
При указанных обстоятельствах государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Ростехнадзора ФИО2 № 07/10Дл/109 от 11 апреля 2022 года в отношении технического директора Акционерного общества «Лесосибирский ЛДК №1» ФИО1 по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ подлежат отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ввиду указанного существенного процессуального нарушения, допущенного при рассмотрении дела об административном правонарушении и не устранимого в настоящее время, а также влекущего отмену обжалуемого постановления, суд не дает оценку иным доводам заявителя относительно состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6-30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановления государственного инспектора отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Ростехнадзора ФИО2 № 07/10Дл/109 от 11 апреля 2022 года в отношении технического директора Акционерного общества «Лесосибирский ЛДК №1» ФИО1 по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня получения его копии путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.
Судья
Лесосибирского городского суда А.А. Князев