ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-109/2022 от 16.02.2022 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 12-109/2022

УИД 23RS0040-01-2022-000787-86

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

«16» февраля 2022 года г. Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

Председательствующего судьи Игорцевой Е.Г.,

пом. судьи Куразовой Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 И.В. на постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края №21-017/ДЛ/1/АР от 24.12.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора казенного учреждения Краснодарского края «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» Кислицина И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 И.В. обратился в Первомайский районный суд г.Краснодара с жалобой на постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края №21-017/ДЛ/1/АР от 24.12.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора казенного учреждения Краснодарского края «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» Кислицина И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которым он подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В обоснование жалобы указано, что требования представления учреждением исполнено согласно срокам, установленным в АПК РФ. В связи с тем, что в представлении не была определена сумма пени, подлежащая начислению и не определен срок обращения с претензией, Учреждением начислена пеня и направлена претензия в ООО «Центр МОТОРС» 08.10.2021г., по истечении 30 дней со дня направления претензии исковое заявление о взыскании пени исковое заявление было направлено в арбитражный суд 11.11.2021г. Также, срок досудебного урегулирования и срок подачи искового заявления не может быть регламентирован органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В связи с тем, что в представлении не содержится перечня документов, подтверждающих о принятии мер по устранению причин и условий, установленных нарушений (п. 8-10 представления), которые должны быть направлены в Департамент, то утверждение о направлении не в полном объеме документов является без доказательным. Более того, протокол об административном правонарушении не соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, так как в резолютивной части представления изменен смысл п.2, а именно неверно указано событие административного правонарушения.

На основании изложенного, заявитель просит суд отменить постановление №21-017/ДЛ/1АР от 24.12.2021г., в отношении Кислицина И. В., производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

ФИО1 И.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Воспользовался своим правом, предусмотренным ст. 25.5 КоАП РФ ведение дел в суде через представителя.

Представитель ФИО1 И.В. – ФИО4, действующий на основании заявления, доводы жалобы поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований жалобы.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как следует из материалов дела, департаментом финансово - бюджетного надзора Краснодарского края в соответствии с приказом департамента от 12 мая 2021 г. №48 «О назначении плановой выездной проверки государственного казенного учреждения Краснодарского края «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» и на основании пункта 16.1 Плана контрольных мероприятий департамента финансово - бюджетного надзора Краснодарского края на 2021 год, утвержденного приказом департамента финансово - бюджетного надзора Краснодарского края от 07 декабря 2020 г. №151, в период с 18 мая 2021 г. по 10 июня 2021 г. в отношении государственного казенного учреждения Краснодарского края «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и гражданской обороне» проведена плановая выездная проверка по теме: проверка осуществления расходов краевого бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», в том числе расходов на обеспечение выполнения функций и их отражения в бюджетном учете и отчетности.

В соответствии с положениями статей 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заместителем руководителя департамента финансовобюджетного надзора ФИО6 в адрес ГКУ КК «Управления по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» вынесено представление от 18.08.2021 № 21-017, содержащее требования в срок не позднее 18.10.2021, в том числе:

- Устранить нарушения, указанные в пунктах 8-9 Представления № 21-017, путем направления требований об уплате пени поставщикам по контрактам от 30.10.2019г. № Ф.2019.001083, от 03.06.2019 № 0318200031319000040-0039898-01, от 24.08.2020 № 305; от 13.05.2020 № 0318200031320000009-0039898-01, от 24.11.2020г. № Ф.2020.005044.

В случае получения отказа поставщика от добровольного удовлетворения требования либо оставления его без ответа обратиться в суд с заявлением о взыскании с поставщика пени в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Устранить нарушение, указанное в пункте 10 настоящего Представления, путем направления требования об уплате штрафа поставщику по контракту от 30.10.2019 № Ф.2019.001083.

В случае получения отказа исполнителя от добровольного удовлетворения требования либо оставлении его без ответа обратиться в суд с заявлением о взыскании с поставщика штрафа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в том числе в пунктах 1-22 представления от 18.08.2021 № 21-017.

Согласно Представлению № 21-017 Учреждению необходимо проинформировать департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края о результатах исполнения Представления № 21-017 не позднее 19.10.2021 года с приложением надлежащим образом заверенных копий подтверждающих документов.

Указанное Представление № 21-017 направлено Учреждению по средствам электронного документооборота с электронно-цифровой подписью 18.08.2021г. Получено Учреждением 18.08.2021г., что подтверждается сведениями из Единой межведомственной системы электронного документооборота Краснодарского края.

Учреждение в адрес Департамента направило следующие письма об исполнении требований, изложенных в Представлении № 21-017, с приложением подтверждающих документов:

от 18.10.2021 № 02-4-05-1515/21 «Об исполнении представления»;

от 18.10.2021 № 02-4-05-1523/21 «Об исполнении представления»;

от 19.10.2021 № 02-4-05-1532/21 «О предоставлении информации»;

от 20.10.2021 № 02-4-05-1537/21 «Об исполнении представления».

Из содержания вышеуказанных писем, следует, что в отношении ООО «ЦЕНТР-МОТОРС» Учреждением направлена претензия от 07.10.2021 № 02-4-05-1469/21 об уплате неустойки по контракту от 30.10.2019 № Ф.2019.001083 в размере 105 127,18 рублей.

В соответствии с приказом Учреждения от 15.10.2021 № 300 «О результатах рассмотрения представления департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края» (в редакции приказа от 18.10.2021 № 304) Учреждением приняты меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1 -22 Представления №21-017, однако информации о принятии мер по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 8, 9, 10 Представления №21- 017 не представлена.

Учреждением во исполнение определения от 28.10.2021 об истребовании сведений и документов, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № 21-017/Д/1 представлен протокол от 13.10.2021 № 38, а также протокол рабочего совещания юридического отдела Учреждения.

Согласно пункту 5 протокола от 13.10.2021 № 38 начальникам структурных подразделений (отделов) Учреждения указанно при проведении закупок обращать особое внимание на исполнение контрактов и сроки их исполнения.

Согласно представленного протокола рабочего совещания юридического отдела Учреждения, сотрудникам отдела строго указанно на недопустимость нарушений исчислений сроков при подготовке претензионных писем. Также, на каждого сотрудника отдела возложена персональная ответственность за допущенные впредь нарушения.

Из материалов дела следует, что во исполнение пункта 8 Представления № 21-017 претензия от 07.10.2021 № 02-4-05-1469/21 об уплате неустойки по контракту от 30.10.2019 № Ф.2019.001083 в размере 105 127,18 рублей частично исполнена. Представлено платежное поручение от 15.10.2021 № 5783 на сумму 1 553,36 рублей.

При этом, Учреждение в установленный Представлением № 21-017 срок не обратилось в суд с заявлением о взыскании с поставщика пени в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По состоянию на 19.10.2021 Представление № 21-017 Учреждением не выполнено, не представлены в полном объеме подтверждающие документы о принятии мер по устранению причин и условий установленных нарушений (пункты 8-10 Представления 21-017). Исковое заявление о взыскание неустойки по контракту от 09.11.2021 № 02-4-05-16/7/21 в суд не направлено.

Таким образом, направленное департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края Представление № 21-017 в установленный срок не исполнено Учреждением.

По данному факту составлен протокол об административном правонарушении №21-017/ДЛ1 от 17.12.21г.

Заместителем руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО6 вынесено постановление №21-017/ДЛ//АР от 24.12.2021г. в отношении должностного лица – директора казенного учреждения Краснодарского края «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» Кислицина И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Статья 19.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль.

Объектом правонарушения по ст. 19.5 КоАП РФ являются общественные отношения в области осуществления государственного (муниципального) контроля и надзора.

Объективную сторону правонарушений по ст. 19.5 КоАП РФ составляют действия (бездействие), выражающиеся в невыполнении в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль.

Под неисполнением в срок предписания понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения в целом.

Предписание выносится в случае выявления нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Исполнимость предписания является определяющим признаком его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Предписание как ненормативный правовой акт, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Административная ответственность по ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение законных предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля (ч. ч. 20, 20.1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Субъектом правонарушения по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ являются должностные лица.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 19.5 КоАП РФ характеризуется умыслом.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением двоих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в КоАП РФ (примечание к статье 2.4) понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции в органах местного самоуправления.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 разъяснено, что под входящими в служебные полномочия действиями (бездействиями) должностного лица понимается такие действия (бездействие), которое оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции.

Приказом от 09.06.2020 №63-л «О назначении ФИО1 И.В.» ФИО1 назначен на должность директора Учреждения 15.06.2020г.

Согласно Уставу Учреждения, утвержденному приказом департамента по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края от 31.12.2010 № 151 руководитель Учреждения действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Краснодарского края, уставом и заключенным с ним трудовым договором.

В соответствии с трудовым договором от 09.06.2020г. руководитель Учреждения самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Краснодарского края, уставом учреждения, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, настоящим трудовым договором, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению иных органов и должностных лиц.

Разделом 2 должностной инструкции директора Учреждения установлено, что при исполнении своих должностных обязанностей директор обязан:

- соблюдать требования законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Краснодарского края, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава казенного учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов, трудового договора и настоящей должностной инструкции;

обеспечивать эффективную деятельность Учреждения и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности казенного учреждения;

обеспечивать своевременности качественное выполнение всех договоров и обязанностей казенного учреждения.

Согласно представленным табелям учета использования рабочего времени за период август-октябрь 2021 года директор Учреждения ФИО1 И.В. не находился на больничном, в отпуске или командировке.

Таким образом, должностном лицом – директором казенного учреждения Краснодарского края «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» Кислициным И. В. не обеспечено исполнение в срок законного представления № 21-017 департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 18.08.2021г.

Факт совершения Кислициным И.В. указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении №21-017/ДЛ1 от 17.12.2021г.; уведомлением от 13.12.2021г., предписанием от 18.08.2021г.; приказом от 18.11.2019г. №106; Уставом и другими административными материалами.

Из собранных по делу материалов следует, что вина ФИО1 И.В., как директора Учреждения, выражается в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей, им не приняты меры, направленные на исполнение в установленный срок требований законного представления департамента, устранение выявленных нарушений, а также устранения причин и условий нарушений.

Виновным лицом не проявлена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него при исполнении должностных обязанностей директора Учреждения, из материалов дела, не усматривается, что должностным лицом приняты все меры, направленные на соблюдение требований законодательства, в том числе на своевременное и полное исполнение требований законного представления департамента.

В материалах дела отсутствуют доказательства наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины в действиях (бездействии) ФИО1 И.В.

Такие действия (бездействие) ФИО1 И.В. с учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ, указывают на наличие события и состава административного правонарушения по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

Причинами и условиями правонарушения по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ является ненадлежащее исполнение ФИО1 И.В. полномочий и обязанностей, возложенных на него как на директора Учреждения, Уставом Учреждения, Бюджетным кодексом РФ (статья 270.2 БК РФ) по обеспечению своевременного исполнения и в полном объеме требований законного представления.

Доводы, приводимые заявителем в жалобе на постановление департамента, по своему существу сводятся к несогласию с выводами департамента о виновности заявителя в совершении административного правонарушения, поскольку привлекаемое лицо считает исполненным предписание в полном объеме. Указанное противоречит фактическим обстоятельствам дела, из материалов дела не усматривается, что должностным лицом приняты все меры, направленные на соблюдение требований законодательства, в том числе, на своевременное и полное исполнение требований законного представления департамента.

Таким образом, направленное департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края представление №21-017 не исполнено Учереждение в установленный срок.

При рассмотрении административного дела были выполнены требования ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, исследованы доводы лица, привлекаемого к административной ответственности. Установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Общественная опасность правонарушения соизмеряется законодателем, в том числе видом и размером установленной за него санкции.

Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного производства.

Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, процессуальных нарушений со стороны административного органа не установлено.

Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Сведения, указывающие на наличие обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, и сведения, характеризующие имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, в материалы дела не поступали.

Оснований для применения наказания в виде предупреждения, а также считать содеянное правонарушение малозначительным, по настоящему делу не усмотрено.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в финансово-бюджетной сфере невыполнении своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 20 статьи 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу акта, при рассмотрении дела не установлено.

Доказательства, положенные департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.

На основании изложенного, принимая во внимание указанные обстоятельства, суд считает постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края №21-017/ДЛ/1/АР от 24.12.2021 года не подлежащим изменению, отмене.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение, в том числе и об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.4, 30.7-30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края №21-017/ДЛ/1/АР от 24.12.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора казенного учреждения Краснодарского края «Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне» Кислицина И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Жалоба на решение может быть подана в Краснодарский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Председательствующий судья Е.Г. Игорцева