ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-109/2022 от 22.04.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Шутов И.А. Дело № 12-109/2022 (5-26/2022)

64RS0036-01-2021-001765-09

РЕШЕНИЕ

22 апреля 2022 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Чаплыгина Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жамхарян Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья В.С. на постановление судьи Татищевского районного суда Саратовской области от 14 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении закрытого акционерного общества «Петролеум» (далее – ЗАО «Петролеум»),

установила:

постановлением судьи Татищевского районного суда Саратовской области от 14 февраля 2022 года в отношении ЗАО «Петролеум» производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения (т. 5 л.д.152-159).

В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, главный государственный инспектор межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья В.С. просит отменить указанное постановление районного суда и вернуть дело на новое рассмотрение.

В судебном заседании представители Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору доводы жалобы поддержали.

Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, возражал против удовлетворения жалобы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, проверив законность вынесенного судом постановления, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.

Административная ответственность по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ наступает за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Основанием для привлечения ЗАО «Петролеум» к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ послужили следующие обстоятельства.

Из протокола об административном правонарушении следует, что 26 октября 2021 года в 16 часов 30 минут при проведении проверки ЗАО «Петролеум» выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, в том числе лицензионных требований, при эксплуатации опасных производственных объектов: «Площадки установки по переработке нефти», рег. № А50-06187-0001, класс опасности III; «Базы товарно-сырьевой», рег. № А50-06187-0002, класс опасности III, расположенных по адресу: <адрес>, р.<адрес>, а именно, в нарушение требований статей 9, 10, 14.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», статьи 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; пункта 5 положения «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 года № 1661:

- Отсутствуют (не представлены) на праве собственности или ином законном основании сведения о наличии на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, на которых размещены резервуары Е-54, Е-53, Е-52;

- отсутствуют (не представлены) документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности ЗАО «Петролеум» технических устройств, применяемых на объектах, а именно: резервуары в количестве 33 единиц; технологические трубопроводы сырья; технологические трубопроводы нефраса; технологические трубопроводы керосина; технологические трубопроводы компонента дизельного топлива; технологические трубопроводы мазута; насосное оборудование в количестве 6 единиц; автостоянки в количестве 3 единиц; устройств слива-налива ж/д цистерн - в количестве 4 единиц; сооружения обслуживания емкости Е-56, входящие в состав ОПО «База товарно-сырьевая», рег. № А50-06187-0002; печи в количестве -1 единицы; колонное оборудование - 4 единицы; аппарат воздушного охлаждения – 1 единица; технологический трубопровод сырья; технологический трубопровод нефраса; технологический трубопровод дизельного топлива; технологический трубопровод керосина; технологический трубопровод мазута; насосное оборудование в количестве 17 единиц; градирни; факельной установки, входящие в состав ОПО «Площадка установки по переработке нефти», рег. № А50-06187-0001;

-допущено использование резервуаров П-1, П-2, П-3, П-4, П-5, П-6 предназначенных в соответствии с проектными решениями «Техническое перевооружение производства по переработке нефти в части организации хранения противопожарного запаса воды» 2017 года, разработанными ООО «НефтеХимПроект» для хранения воды (пожарные резервуары) не по прямому назначению, а именно резервуары используются для хранения горючих жидкостей;

- ЗАО «Петролеум» не осуществляется проведение в установленные сроки технического обслуживания всех видов ремонтов технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;

- работники ЗАО «Петролеум» допущены к работе на опасных производственных объектах без подтверждения соответствующей квалификации;

- не прошел аттестацию в области промышленной безопасности (блок Б 1.11) директор ЗАО «Петролеум» С.Н., в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения им трудовых обязанностей (директором утверждаются наряд-допуск на опасные виды работ);

- не прошел аттестацию в области промышленной безопасности (блок Б 1.11) начальник технического отдела ЗАО «Петролеум» С.В., в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения им трудовых обязанностей (является ответственным за подготовительные работы и за проведение газоопасных работ);

- план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте малогабаритной нефтеперерабатывающей установке не пересмотрен в связи с проведенным техническим перевооружением опасного производственного объекта «Площадка установки по переработке нефти», рег. № А50-06187-0001, в части изменения технологической схемы и монтажа нового технологического оборудования, а именно: градирни;

- ЗАО «Петролеум» не имеет резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- сведения, характеризующие опасные производственные объекты: «Площадка установки по переработке нефти», рег. № А50-06187-0001, III класс опасности; «База товарно-сырьевая», рег. № А50-06187-0002 III класс опасности, не достоверны и проидентифицированы не в полном объеме, а именно: в сведениях характеризующих опасные производственные объекты отсутствуют: устройство слива темных нефтепродуктов – 1единица; устройство налива темных нефтепродуктов – 1 единица; сооружение сливо-наливной железнодорожной эстакады; емкость Е-56; сооружение обслуживания емкости Е-56; насосный агрегата б/н в технологической связке с емкостью Е-56; насосный агрегат б/н размещенный в районе между емкостями Е-51 и Е-52; теплообменник б/н, насосный агрегат Н-1/3; градирня; печи П-1, П-2; факельная установка;

- ЗАО «Петролеум» не передает оперативные сообщения об инцидентах в течении 24 часов с момента инцидента в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности (согласно журналу учета инцидентов ЗАО «Петролеум» произошли инциденты 15 января 2020 года в 11:40 – Отказ насоса поз.Н-1/3; 14 октября 2020 года в 07:10 – Отказ насоса поз.Н-2/1; 24 ноября 2020 в 04:20 – Отказ насоса поз.Н-1/1);

- осуществлено техническое перевооружение опасного производственного объекта «Площадка установки по переработке нефти», рег. № А50-06187-0001, с изменением технологической схемы и монтажом нового технологического оборудования, а именно: градирни, без документации, прошедшей экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке;

- не обеспечена безопасная эксплуатация установки. На наружной площадке установки допущен сброс горючих газов с технологической емкости Е-45, Е-46, Е-47, Е-48, Е-57, Е-58;

- не обеспечена безопасная эксплуатация установки. Рефлюксная колонна не оснащена закрытой системой дренирования, исключающей поступление в окружающую среду горючих, паров;

-не обеспечена безопасная эксплуатация установки. Ректификационные колонны К-1, К-2 не оснащены автоматическим регулированием температуры жидкости в кубовой части, средствами сигнализации по перепаду давления между нижней и верхней частями колонны;

- не обеспечена безопасная эксплуатация печей П-1, П-2. Порядок пуска в работу (розжиг) печей, в том числе и после аварийной остановки не установлен в технологическом регламенте на производство продукции и инструкциях по пуску;

- не обеспечена безопасная эксплуатация печей П-1, П-2. Предназначенная для изоляции печей паровая завеса не работоспособна (не исправна). Не предусмотрена сигнализация по месту и на щите оператора срабатывающая при включении завесы;

- не обеспечена безопасная эксплуатация установки. Не осуществляется контроль работы факельной системы и дистанционное управление из операторной;

- не обеспечена безопасная эксплуатация установки. Факельная система не оборудована техническими средствами, обеспечивающими постоянную регистрацию (с выводом показаний в помещение управления) следующих данных: расхода продувочного газа в факельный коллектор или газовый затвор; уровня жидкости в сборниках конденсата; уровня жидкости в факельном гидрозатворе;

- не обеспечена безопасная эксплуатация установки. Факельная система не оснащена средствами сигнализации (с выводом сигналов в помещение управления), срабатывающими при достижении следующих параметров: минимально допустимого расхода продувочного газа в коллекторе или газовом затворе; минимально допустимого давления или расхода топливного газа на дежурные горелки; погасания пламени дежурных горелок; максимально допустимого уровня жидкости в сборниках конденсата; минимально допустимого уровня жидкости в факельных гидрозатворах; наличия горючих газов и паров в количестве 20 процентов от нижнего концентрационного предела распространения пламени на наружных установках в местах размещения насосного оборудования;

- не обеспечена безопасная эксплуатация установки. В конструкции факельной установки не предусмотрено автоматическое регулирование давления топливного газа, подаваемого на дежурные горелки, и расход продувочного газа, подаваемого в начало факельного коллектора;

- не обеспечена безопасная эксплуатация установки. Факельная установка не укомплектована устройствами дистанционного розжига и непрерывного дистанционного контроля наличия пламени;

- не обеспечена безопасная эксплуатация установки. Факельная установка не оснащена автоматической непрерывной подачей в начало факельного коллектора продувочного газа (топливного, природного газов или азота (инертного газа), для предупреждения образования в факельной системе взрывоопасной смеси;

- не обеспечена безопасная эксплуатация установки. При отсутствии обоснования в проектной документации (документации на техническое перевооружение) для нагнетания горючих жидкостей допущено применение шестерёнчатых насосов НМШ-32 зав. номер К6, 9К2; МАК 112М-4 зав., зав.; sterling 040250 зав., зав.;

- не обеспечена безопасная эксплуатация технологической установки. Системы контроля, управления и ПАЗ технологических процессов, а также системы связи и оповещения не промаркированы с нанесением соответствующих надписей, четко отражающих их функциональное назначение, величины установок защиты и регламентированные значения контролируемых параметров;

- не обеспечена безопасная эксплуатация технологической установки. Производство не оборудовано системами двусторонней громкоговорящей и телефонной связи между технологически связанными производственными участками;

- электроосвещение наружной технологической установки не имеет дистанционное включение из операторной;

- не обеспечена безопасная эксплуатация сооружений печи П-1, П-2, а именно: допущено разрушение кирпичной кладки стены печей;

- не обеспечена безопасная эксплуатация технологической установки. Допущено применение неисправных приборов контроля содержания кислорода в дымовых газах на выходе из печи П-1, П-2;

- не ведется учет числа циклов нагрузки аппарата за весь срок службы технического устройства – колонны ректификационной К-2 зав. (в соответствии с паспортом завода-изготовителя колонны К-2 назначенный ресурс составляет не более 1000 циклов) с целью проведения экспертизы промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" при превышении количества циклов нагрузки технологического оборудования (колонны ректификационной К-2 зав. ). Не определена дальнейшая возможность эксплуатации колонны К-2 с учетом фактического числа циклов нагрузки аппарата;

- допущена эксплуатация технического устройства - рефлюксной колонны зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенной для проведения технологических процессов с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-14531-2016 ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>.);

- допущена эксплуатация технического устройства - колонны отпарной, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенной для проведения технологических процессов с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-14535-2016 ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>.);

- допущена эксплуатация технического устройства - колонны отпарной, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенной для проведения технологических процессов с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-14532-2016. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- допущена эксплуатация технического устройства - технологического трубопровода сырья, дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для проведения технологических процессов с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-15371-2016 ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- допущена эксплуатация технического устройства - технологического трубопровода керосина, дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для проведения технологических процессов с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-15369-2016 ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- допущена эксплуатация технического устройства - технологического трубопровода нефраса, дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для проведения технологических процессов с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-15367-2016 ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- допущена эксплуатация технического устройства - технологического трубопровода мазута, дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для проведения технологических процессов с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-15366-2016. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- допущена эксплуатация технического устройства - Резервуара горизонтального, тех.поз.Е-48, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, предназначенного для хранения и отпуска нефти с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-14562-2016. ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- допущена эксплуатация технического устройства - Резервуара горизонтального, тех.поз.Е-47, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, предназначенного для хранения и отпуска мазута с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-14548-2016 ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- допущена эксплуатация технического устройства - Резервуара горизонтального, тех.поз.Е-46, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, для хранения и отпуска светлых нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-14544-2016 ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- допущена эксплуатация технического устройства - Резервуара горизонтального, тех.поз.Е-45, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, для хранения и отпуска светлых нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-14542-2016 ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- не обеспечена безопасная эксплуатация сливоналивной железнодорожной эстакады. Отсутствует автоматическое отключение налива при нарушении целостности цепи заземления железнодорожной цистерны;

- не обеспечена безопасная эксплуатация поста налива автоцистерн темных нефтепродуктов. Пост налива не оборудован установками автоматизированного налива с управлением из пунктов управления, а также по месту их установки;

- не обеспечена безопасная эксплуатация поста налива автоцистерн темных нефтепродуктов. Налив темных нефтепродуктов в автомобильные цистерны осуществляется с помощью гибких шлангов при отсутствии обоснования в проектной документации (документации на техническое перевооружение), отсутствуют автоматические ограничители налива нефтепродуктов;

- не обеспечена безопасная эксплуатация поста налива автоцистерн светлых нефтепродуктов. Не осуществляются визуальные проверки состояния заземления, целостности единого контура, с указанием результатов осмотра в журнале приема-передачи смены;

- не обеспечена безопасная эксплуатация постов налива автоцистерн светлых и темных нефтепродуктов. На сливоналивных станциях и пунктах слива-налива нефти и светлых нефтепродуктов не установлены сигнализаторы довзрывных концентраций паров нефти и нефтепродуктов;

- не обеспечена безопасная эксплуатация поста налива автоцистерн темных нефтепродуктов. Отсутствуют блокировки по прекращению операций слива-налива и сигнализация, оповещающие о запрете запуска двигателей автомобилей при превышении концентрации паров нефтепродуктов более 20 процентов объемных от НКПРП;

- не обеспечена безопасная эксплуатация поста налива автоцистерн темных нефтепродуктов. Автомобильная наливная станция темных нефтепродуктов не оборудована специальными устройствами (светофорами, шлагбаумами или другими средствами, ограничивающими несогласованное движение транспорта) для предотвращения выезда заполненных нефтепродуктами автомобильных цистерн с опущенными в их горловины наливными устройствами;

- не обеспечена безопасная эксплуатация поста налива автоцистерн темных нефтепродуктов. Автомобильные цистерны, стоящие под сливом-наливом на наливной станции (пункте) не заземляются, отсутствует блокировка, исключающая возможность запуска насосов для перекачки нефтепродуктов;

- не обеспечена безопасная эксплуатация резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов. Резервуары Е-6, Е-7, Е-8, Е-9, Е-10, Е-11, Е-12, Е-13, Е-14, Е-15, Е-16, Е-17, Е-18, Е-19, Р-20, Е-26, Е-27, Е-27, Е-28, Е-27, Е-28, Е-29, Е-30, Е-31, Е-32, Е-33, Е-34, Е-35, Е-36, Е-37, Е-38, Е-39, Р-40, Е-55, Е-49, Е-50, Е-51, Е-52, Е-53, Е-54 оборудованные дыхательными клапанами, не оснащены предохранительными клапанами;

- не обеспечена безопасная эксплуатация резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов. В процессе эксплуатации резервуаров не осуществляется техническое обслуживание, ремонт и техническое диагностирование в соответствии с установленными требованиями

- не обеспечена безопасная эксплуатация насосного оборудования входящего в состав ОПО «База товарно-сырьевая», рег. № А50-06187-0002, класс опасности III. На нагнетательных трубопроводах насосного оборудования не установлены обратные клапаны для предотвращения перемещения транспортируемых веществ обратным ходом;

- в паспорт молниизащитного устройства не заносятся результаты проведенных проверок по вскрытию заземлителей и токоотводов на поражение их коррозией;

- на территории опасного производственного объекта «База товарно-сырьевая», рег. № А50-06187-0002 отсутствует производственная канализация с отводом подтоварной воды от отстоя нефти и нефтепродуктов; воды, охлаждающей резервуары при пожаре; дождевой воды с открытых площадок или обвалований; производственных стоков от технологического оборудования;

- для контроля качества сточных вод не организован отбор проб сточных вод с проведением их химического анализа;

- территория опасных производственных объектов «База товарно-сырьевая», рег. № А50-06187-0002 не оборудована системами охранной сигнализации в соответствии с проектной документацией

- не ведется учет числа циклов нагрузки технического устройства - устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, (в соответствии с паспортом завода-изготовителя устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. назначенный ресурс составляет не более 5000 циклов) с целью проведения экспертизы промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 7 и 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» при превышении количества циклов нагрузки технологического оборудования устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. ).

- не ведется учет числа циклов нагрузки технического устройства - устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, (в соответствии с паспортом завода-изготовителя устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. назначенный ресурс составляет не более 5000 циклов) с целью проведения экспертизы промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" при превышении количества циклов нагрузки технологического оборудования устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. ). Не определена дальнейшая возможность устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. с учетом фактического числа циклов нагрузки оборудования;

Не определена дальнейшая возможность эксплуатации устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. с учетом фактического числа циклов нагрузки оборудования;

- не ведется учет числа циклов нагрузки технического устройства - устройства налива нефтепродуктов АСН-100А зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, (в соответствии с паспортом завода-изготовителя устройства налива нефтепродуктов АСН-100 назначенный ресурс составляет не более 5000 циклов (цикл – приведение в рабочее состояние и обратно) с целью проведения экспертизы промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 7 и 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» при превышении количества циклов нагрузки технологического оборудования устройства налива нефтепродуктов АСН-100А зав. .

Не определена дальнейшая возможность эксплуатации устройства налива нефтепродуктов АСН-100А зав. с учетом фактического числа циклов

Не определена дальнейшая возможность эксплуатации устройства для верхнего налива УНЖ6-100АС-01, зав. с учетом фактического числа циклов нагрузки оборудования;

- допущена эксплуатация технического устройства - резервуара горизонтального стального, тех. поз. Е-49, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, предназначенного для хранения и отпуска светлых нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-14563-2016 ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>).

- допущена эксплуатация технического устройства - резервуара горизонтального стального, тех. поз. Е-55, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, предназначенного для хранения и отпуска светлых нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-14362-2016 ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- допущена эксплуатация технического устройства - резервуара горизонтального стального, тех. поз. Е-50, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, предназначенного для хранения и отпуска светлых нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ- 14564-2016 ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- допущена эксплуатация технического устройства - резервуара горизонтального стального, тех. поз. Е-52, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, предназначенного для хранения и отпуска светлых нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ- 14561-2016 ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- допущена эксплуатация технического устройства - резервуара горизонтального стального, тех. поз. Е-51, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, предназначенного для хранения и отпуска светлых нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ- 14553-2016 ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- допущена эксплуатация технического устройства - резервуара горизонтального стального, тех. поз. Е-54, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, предназначенного для хранения и отпуска светлых нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ- 14528-2016 ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- допущена эксплуатация технического устройства - резервуара горизонтального стального, тех. поз. Е-53, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2014 год, предназначенного для хранения и отпуска светлых нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ- 14526-2016 ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- допущена эксплуатация технического устройства - резервуара горизонтального стального, тех. поз. Е-9, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для хранения нефтепродуктов, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-04883-2020 ООО «Технологические системы» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- допущена эксплуатация технического устройства - устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для ведения технологического процесса, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-04141-2019 ООО «Аудиторская Экспертная Компания» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- допущена эксплуатация технического устройства - устройства слива-налива нефтепродуктов УСН 150, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для ведения технологического процесса, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-04142-2019 ООО «Аудиторская Экспертная Компания» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- допущена эксплуатация технического устройства - устройства налива нефтепродуктов АСН-100, дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для ведения технологического процесса, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-04077-2019 ООО «Аудиторская Экспертная Компания» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- допущена эксплуатация технического устройства - устройства для верхнего налива УНЖ6-100АС-01, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для ведения технологического процесса, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-04076-2019 ООО «Аудиторская Экспертная Компания» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>);

- допущена эксплуатация технического устройства - устройства для верхнего налива УНЖ6-100АС-02, зав. , дата ввода в эксплуатацию - 2007 год, предназначенного для ведения технологического процесса, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (в соответствии с экспертным заключением рег. -ТУ-04075-2019 ООО «Аудиторская Экспертная Компания» срок безопасной эксплуатации установлен до <дата>).

Статьёй 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального Закона № 116-ФЗ техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральный законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документации на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать ряд требований промышленной безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности, или его территориального органа; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ, разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона.

Факт эксплуатации опасных производственного объектов ЗАО «Петролеум» «База товарно-сырьевая», рег. № А50-06-187-0002 и «Площадка установки по переработке нефти», рег. № А50-06187-0001 зафиксирован в акте проверки от 26 октября 2021 года л комиссией Средне-Поволожского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и в судебном заседании представителем лица, привлекаемого к административной ответственности не оспаривался (т. 1 л.д. 43-106).

Проверка проводилась перед переоформлением лицензии (т. 1. <адрес>).

Прекращая производство по делу, судья районного суда указал, что составление протокола об административном правонарушении не соответствует целям проведения внеплановой проверки, кроме того, в судебном заседании было установлено. Что произведена краткосрочная остановка установки с 05 октября 2021 года по 04 января 2022 года.

С данным выводом следует не согласиться.

Ответственность по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ наступает за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Таким образом, при проведении лицензирующими органами проверки соблюдения лицензиатами лицензионных требований, при продлении (оформлении) лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности возможно выявление нарушений требований промышленной безопасности или условий лицензии, что соответственно влечёт составление протоколов об административных правонарушениях.

Привлекая лицо к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ, административный орган и суд должны установить, в том числе следующее:

а) является ли определенный промышленный объект опасным;

б) является ли лицо, привлекаемое к ответственности, субъектом ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ;

в) в чем выразилось нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов при эксплуатации опасного производственного объекта и является ли нарушение грубым.

Также суд обязан проверить порядок привлечения к ответственности.

Однако, данные требования судом выполнены не были. Кроме того, суд не вправе произвольно оценивать представленные органом, составившим протокол об административном правонарушении, доказательства.

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьёй районного суда требования статьи 24.1 и ст. 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Изложенное свидетельствует о том, что постановление судьи Татищевского районного суда Саратовской области от 14 февраля 2022 года вынесено с существенным нарушением норм материального и процессуального права, на что верно указано в жалобе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.

Допущенные судьёй районного суда ошибки при установлении фактических обстоятельств дела привели к фундаментальному нарушению подлежащих применению при разрешении дела норм КоАП РФ, повлиявшему на исход дела.

Поскольку на момент рассмотрения дела срок давности привлечения ЗАО «Петролеум» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истёк, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение судье (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

На основании изложенного и руководствуясь статями 30.2, 30.9, 30.17 КоАП РФ, судья

решила:

постановление судьи Татищевского районного суда Саратовской области от 14 февраля 2022 года, вынесенное в отношении закрытого акционерного общества «Петролеум», по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть. 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Татищевский районный суд Саратовской области.

Судья ФИО2