ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/17 от 20.03.2017 Онгудайского районного суда (Республика Алтай)

№ 12-10/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Онгудай 20 марта 2017 года

Судья Онгудайского районного суда Республики Алтай Мамакова О.Д-Д., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Онгудайского района на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования «Онгудайский район» по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Пупыевой Т.Г. по ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Муниципального образования «Онгудайский район» по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГПупыева Т.Г. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с данным постановлением, прокурор Онгудайского района обратился в суд с протестом, в котором просит отменить данное постановление и направить его на новое рассмотрение. В обоснование протеста, указано, что ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Данная норма имеет бланкетную диспозицию, однако, вопреки этому в описательной части постановления КДН и ЗП при администрации МО «Онгудайский район» от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует указание на нормы закона, которые нарушила Пупыева Т.Г., в частности нормы, предусматривающие обязанность родителей по воспитанию, содержанию и обучению детей. В постановлении КДН и ЗП при администрации МО «Онгудайский район» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является несовершеннолетний. Согласно ст. 4.2 КоАП РФ перечень смягчающих обстоятельств является открытым. Между тем, обстоятельство несовершеннолетний не указан в вышеназванном перечне, и при этом путем грамматического толкования невозможно определить содержание понятия несовершеннолетний в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны срок и порядок обжалования постановления. В нарушении данного положения, в постановлении КДН и ЗП при администрации МО «Онгудайский район» от ДД.ММ.ГГГГ не указан порядок обжалования постановления, тем самым нарушено право гражданина на защиту. Таким образом, постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Онгудайский район» от ДД.ММ.ГГГГ вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.

В судебном заседании помощник прокурора Онгудайского района Кулигин В.О. поддержал протест, по тем указанным основаниям, просил отменить постановление и направить его на новое рассмотрение.

Представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Онгудайский район» просила в удовлетворении протеста прокурора отказать.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Пупыева Т.Г. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы дела, доводы протеста, судья считает, что протест прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указаны: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 6) мотивированное решение по делу; 7) срок и порядок обжалования постановления.

Частью 1 ст. 5.35 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Из ст. 4.2 КоАП РФ следует, что обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: 1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; 2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; 3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; 4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; 5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; 6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; 7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль; 8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним; 10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, не может согласиться с доводами прокурора, в части того, что в постановлении КДН и ЗП при администрации МО «Онгудайский район» от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует порядок обжалования постановления, тем самым нарушено право гражданина на защиту, так как в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Онгудайский район» указано срок и порядок обжалования данного постановления.

Судья, соглашается с доводами прокурора, в части того, что комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Онгудайский район» неправомерно учла как смягчающее наказание обстоятельство - несовершеннолетний. В вышеуказанном перечне смягчающих обстоятельств не указан такой вид как несовершеннолетний, однако перечень смягчающих обстоятельств открыт, коллегиальный орган мог признать и иные обстоятельства смягчающими административную ответственность - наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка.

Как следует из постановления от ДД.ММ.ГГГГ при описании состава административного правонарушения не указаны нормы закона, которые нарушила Пупыева Т.Г., в частности нормы, предусматривающие обязанность родителей по воспитанию и содержанию детей, а именно ст. 63 Семейного Кодекса РФ.

Согласно ст. 24.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из выписки из протокола N 4/2017 заседания Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации МО «Онгудайский район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дело об административном правонарушении в отношении Пупыевой Т.Г. по ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, с участием Пупыевой Т.Г., которая вину в совершении административного правонарушения признала полностью, кроме того из вышеуказанного протокола, следует, что членами комиссии обсуждался вопрос о привлечении к административной ответственности Пупыевой Т.Г. решался путем голосования и большинством голосов принято решение - привлечь к административной ответственности Пупыеву Т.Г. по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Согласно ст. 24.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Допущенные при рассмотрении дела нарушения процессуальных требований судья находит существенными, в связи с чем, обжалуемое постановление не может быть признано законным и подлежит отмене.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Онгудайский район» по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Пупыевой Т.Г. не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Протест прокурора Онгудайского района Республики Алтай удовлетворить.

Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования «Онгудайский район» по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Пупыевой Т.Г. по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации МО «Онгудайский район».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение 10 дней со дня его вынесения, путем подачи жалобы через Онгудайский районный суд Республики Алтай.

Судья О.Д-Д. Мамакова