ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/19 от 10.01.2019 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

10 января 2019 года г. Иркутск

Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,

с участием Казаченко О.Р., ее защитника Дунаева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела №12-10/2019 по жалобе Казаченко О.Р. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное мировым судьей <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

обжалуемым постановлением главный бухгалтер <данные изъяты> Казаченко О.Р. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Казаченко О.Р., не согласившись с постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании Казаченко О.Р. и ее защитник доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Проанализировав доводы жалобы, проверив с учетом требований части третьей статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.

Данные требования закона при производстве по делу мировым судьей в полной мере соблюдены.

Как следует из протокола об административном правонарушении, Казаченко О.Р., занимающей должность главного бухгалтера <данные изъяты> (далее также по тексту – <данные изъяты>, Учреждение) вменено совершение правонарушения, выразившегося в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность формы 0503730 Учреждения за <данные изъяты> год содержала нарушения требований п. 19 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 25.03.2011 г.№33н (далее также по тексту – Инструкция 33 н), поскольку в строке <данные изъяты> показатель кредиторской задолженности на сумму <данные изъяты>. рублей не отражен – в указанной форме отчетности следовало отразить сумму <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>), что является искажением бухгалтерской (финансовой) отчетности на 68,9%.

Указанные нарушения квалифицированы как правонарушение, предусмотренное частью 1 статьей 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основания отнесения нарушений к грубым приведены в пункте 1 Примечания к названной статье. Грубым нарушением, в частности, является искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов.

Мировой судья, исследовав материалы дела, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Казаченко О.Р. состава вмененного правонарушения.

Вина Казаченко О.Р. подтверждается, в частности, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>), Актом внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д<данные изъяты>), информацией о скрытой кредиторской задолженности Учреждения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>); копией годового баланса Учреждения (л.д.<данные изъяты>); справкой о наличии имущества и обязательства на забалансовых счетах (л.д.<данные изъяты>); пояснительной запиской Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>); бухгалтерской справкой к документу «Операция (бухгалтерская) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>); бухгалтерской справкой к документу «Операция (бухгалтерская) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>); приказом о назначении Казаченко О.Р. на должность главного бухгалтера <данные изъяты> (л.д.<данные изъяты>); должностным регламентом главного бухгалтера (л.д.<данные изъяты>); распоряжением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О сроках предоставления бюджетной и бухгалтерской отчетности за <данные изъяты> г.» с приложением к нему (л.д.<данные изъяты>), а также иными материалами дела.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 13 указанного Федерального закона установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.165 БК РФ министерство финансов РФ осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм.

Приказом министерства финансов РФ утверждена Инструкция №33н, регулирующая порядок составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетными и автономными учреждениями, а также устанавливающая формы отчетности.

Согласно п. 6 Инструкции №33н бухгалтерская отчетность предоставляется учреждением в орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя, на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с предоставлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленные учредителем (финансовым органом) сроки.

Согласно п. 12 Инструкции №33н в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности включаются, в том числе, Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф.0503730).

В соответствии с пунктами 13,19 Инструкции 33н, Баланс (ф.0503730) формируется учреждением, осуществляющим ведение бухгалтерского учета, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, и включает раздел «Обязательства».

В разделе «Обязательства» отражаются расчеты с кредиторами по долговым обязательствам (строка 470), в том числе расчеты по принятым обязательствам (строка 490, остаток по счету 030200000).

Проверкой установлено, что Учреждением в Балансе (ф.0503730) искажены показатели кредиторской задолженности в <данные изъяты> году более, чем на 10% в денежном выражении.

Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Учреждении числилась кредиторская задолженность перед поставщиками и исполнителями на общую сумму <данные изъяты> рублей, в том числе:

-по субсчету 302.34 «Расчеты по приобретению материальных запасов» на сумму <данные изъяты> рублей;

-по субсчету 302.25 «Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества» на сумму <данные изъяты> рублей.

Вместе с тем, в нарушение требований п.19 Инструкции №33н показатель кредиторской задолженности на сумму <данные изъяты> рублей в Балансе (ф.0503730) в строке <данные изъяты> не отражен, вместо суммы <данные изъяты> рублей указана сумма <данные изъяты> рублей.

Таким образом, искажен показатель бухгалтерской (финансовой) отчетности «Расчеты по принятым обязательствам» на 68,9%.

Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности Учреждения осуществляется главным бухгалтером Казаченко О.Р., назначенной на должность приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.п.2.5, 2.6, 2.8, 2.14 должностной инструкции главный бухгалтер учреждения обеспечивает предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленные сроки; формирование числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской отчетности; формирование пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, осуществляет проверку обоснованности первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, проверку качества ведения регистров бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность за <данные изъяты> год подготовлена, подписана и направлена Учредителю главным бухгалтером Учреждения Казаченко О.Р.

Таким образом, главный бухгалтер Учреждения Казаченко О.Р. обоснованно привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, препятствовавших полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих по своим правовым последствиям отмену постановления мирового судьи, по делу не допущено.

Административное наказание назначено Казаченко О.Р. в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является справедливым, соответствующим административному правонарушению, назначенным в строгом соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.

Согласно ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Между тем основания, позволяющие признать совершенное Казаченко О.Р. правонарушение малозначительным, по делу отсутствуют, поскольку в данном случае, учитывая формальность состава административного правонарушения, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в неисполнении должностным лицом требований бюджетного законодательства Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодателем в целях совершенствования порядка исполнения бюджета, контроля за его исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Кроме того, судья учитывает, что названный отчет неверными данными был принят учредителем и положен им в основу консолидированного отчета, а нарушение было выявлено только при проверке от ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, судья полагает, что из обжалуемого постановления подлежат исключению выводы мирового судьи о том, что Казаченко О.Р. имела цель сокрытия реальной кредиторской задолженности, а также указание на то, что отчет был предоставлен ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока, поскольку материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие таких обстоятельств.

Как следует из материалов дела, поводом и основаниями для составления протокола об административном правонарушении явился акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, между тем, этот не содержит сведений о том, что отчет был подан с нарушением установленных сроков. Согласно письму <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>), годовая бухгалтерская отчетность учреждения представлена в срок, установленным распоряжением министерства.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, и мировой судья свои выводы обосновании содержанием скриншота от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>), между тем, указанное доказательства требованиям допустимости не отвечает, поскольку такой снимок экрана сформирован после составления Акта проверки, обстоятельства его получения в деле не отражены. Более того, снимок экрана не содержит указания на то, что графа, содержащая дату ДД.ММ.ГГГГ, относится к времени подачи отчетности.

Состав вмененного Казаченко О.Р. правонарушения, является формальным, не требующим установления и доказывания целей совершения противоправных действий, а потому вменение Казаченко О.Р. совершения такого правонарушения с целью сокрытия реальной кредиторской задолженности является излишним. Кроме того, наличие такой цели имеющимися в деле доказательствами не подтверждено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Казаченко О.Р. удовлетворить частично.

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное мировым судьей <данные изъяты>, изменить, исключить указание на то, что Казаченко О.Р. имела цель сокрытия реальной кредиторской задолженности, а также указание на то, что отчет был предоставлен ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ

В остальной части постановление оставить без изменений.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в порядке ст. 30.12-30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья: С.В. Почепова