Дело № 12-10/2019
Р Е Ш Е Н И Е
<адрес> 26 апреля 2019 года
Жирновский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Леванина А.В., единолично,
с участием: защитника ООО «ГСИ Юг-Строй» Чамышевой Т.В.,
рассмотрев жалобу ООО «ГСИ Юг-Строй» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды на территории <адрес> Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> (Росприроднадзора) №-ВН от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст.8.6 КоАП РФ в отношении ООО «ГСИ Юг-Строй»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> (Росприроднадзора) юридическое лицо ООО «ГСИ Юг-Строй» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.6. КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Кроме того, Управлением Росприроднадзора в отношении ООО «ГСИ Юг-Строй» вынесено представление №-ВН от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Жирновский районный суд <адрес>, юридическое лицо просило данное постановление и представление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ООО «ГСИ Юг-Строй» Чамышева Т.В. просила жалобу удовлетворить по изложенным в ней основаниям.
Выслушав защитника юридического лица, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела и представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как указано в оспариваемом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, в Управление Росприроднадзора по <адрес>, при рассмотрении поступившего материала из Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и <адрес>, установлено, что по обращению Гребенникова П.М. от ДД.ММ.ГГГГ. (вх. №-ж от ДД.ММ.ГГГГ) Управлением Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и <адрес> были проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении ООО «ГСИ Юг-Строй», а именно, ДД.ММ.ГГГГ. государственным инспектором отдела земельного надзора Бондаревой Л.К. при выезде на место (земельный участок) установлено, что на территории Александровского сельского поселения <адрес>, через точки с географическими координатами Т1 (51.032966, 44.743015), Т2 (51.039106, 44.739196), Т3 (51.039929, 44.736835), Т4 (51.042627, 44.737136, Т5 (51.043342, 44.737908), расположенными в кадастровом квартале №, проходит траншея протяженностью более 1300м. Глубина 1,2-1,5 м. Плодородный слой снят отдельно от подстилающей породы. В момент осмотра велись работы по засыпке траншеи. Бульдозер с гос. номер№ ВК 34 засыпал траншею и ровнял поверхность слоя по посевам озимой пшеницы. При засыпке траншеи бульдозером происходит перемешивание пород. Ширина рекультивируемой полосы доходит до 35 м. Согласно сведениям автоматизированного учета из Комитета сельского хозяйства <адрес>, трактор марки Б-10.М0101 ЕН госзнак 7862 ВК 34 зарегистрирован за ООО «ГСИ Юг-Строй», по адресу: <адрес>.
В оспариваемом постановлении административный орган пришел к выводу, что ООО «ГСИ Юг-Строй» допустило проведение работ, связанных с перемещением плодородного слоя почвы на земельном участке с географическими координатами Т1 (51.032966, 44.743015), Т2 (51.039106, 44.739196), Т3 (51.039929, 44.736835), Т4 (51.042627, 44.737136, Т5 (51.043342, 44.737908), расположенными в кадастровом квартале с номером 34:07:020006, без необходимых документов, а именно, без разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории <адрес>.
В обоснование принятого решения, в оспариваемом постановлении указано, что «в соответствии с п. 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды РФ №, Роскомзема № от ДД.ММ.ГГГГ, рекультивации подлежат земли, нарушенные при проведении, в том числе строительных и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Согласно п. 6 указанных Основных положений, условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Основным положением разработаны положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, а также порядок выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
В соответствии с п. 2 Постановления <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ. (рок действия до ДД.ММ.ГГГГ.) «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории <адрес>» органом, уполномоченным на выдачу разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории <адрес>, является Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>. По имеющимся в Комитете данным, разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории <адрес>, в границах кадастрового квартала с номером 34:07:020006, на территории Жирновского муниципального района <адрес> Комитетом не выдавалось».
Судья не может согласиться с таким выводом административного органа, поскольку считает его ошибочным, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ч.1 ст.8.6 КоАП РФ, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Элементами состава административного правонарушения являются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области охраны плодородного слоя почвы, земли от её порчи. Предметом правонарушения могут быть земли любого целевого назначения независимо от формы и вида собственности на земельный участок.
В соответствии с ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в частности по сохранению почв и их плодородия, сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Ранее, во исполнение Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» были разработаны «Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные приказами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов № и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству № от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 11 Основных положений было определено, что проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется на основании выданных разрешений. Выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществлялась в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории <адрес>», комитет охраны окружающей среды и природопользования <адрес> был определен органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным на выдачу разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории <адрес>.
Однако, в дальнейшем, в соответствии с пунктами 6 и 7 Земельного кодекса РФ, Постановлением Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении рекультивации и консервации земель», которое вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ, были утверждены «Правила проведения рекультивации и консервации земель», которыми не предусматривается разрешительный порядок проведения внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Данным нормативно-правовым актом признано утратившим силу постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», в соответствии с которым ранее устанавливался разрешительный порядок проведения таких работ.
Оказание Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> государственной услуги по выдаче разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ стало противоречить действующему законодательству.
В связи с этом, Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п признано утратившим силу Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на территории <адрес>».
Согласно ч. 2 ст. 1.7. КРФ об АП, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку законом (п.п. 6,7 ст. 13 Земельного кодекса РФ, постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № «О проведении рекультивации и консервации земель») в настоящее время упразднен разрешительный порядок проведения внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, чем улучшено положение лица, привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6. КоАП РФ, то в соответствии с ч. 2 ст. 1.7. КоАП РФ административная ответственность ООО «ГСИ Юг-Строй» по признакам указанного правонарушения исключается.
До начала выполнения работ по капитальному строительству объекта "Техническое перевооружение трубопровода от ЗСП до УПС-1" ООО «ГСИ Юг-Строй» от Заказчика – ООО «РИТЭК» были получены необходимые разрешительные документы на производство работ: разрешение на право производство работ от ДД.ММ.ГГГГ, акт сдачи-приемки разбивки объекта на местности от ДД.ММ.ГГГГ, проект производства работ ППР-288-1-17/2, в котором разработан, согласован и утвержден раздел «Рекультивация нарушенных земель».
Кроме того, ООО «ГСИ Юг-Строй» дополнительно представлено письмо Главы Жирновского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. № о согласовании тома «Рекультивация нарушенных земель» по объекту "Техническое перевооружение трубопровода от ЗСП до УПС-1".
Более того, по ранее действующему порядку получения разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, предусмотренному Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, ООО «ГСИ Юг-Строй» не был обязан получать такое разрешение в силу следующего: согласно пунктам 2 и 9 Постановления с соответствующим заявлением в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> должен обращаться собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор земельного участка, каковым ООО «ГСИ Юг-Строй» не является.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), связанных с самовольным снятием или перемещением плодородного слоя почвы в результате несоблюдения установленных законодательством правил.
Судом установлено, что необходимые разрешительные документы на право производства строительных работ ООО «ГСИ Юг-Строй» были получены от Заказчика - ООО «РИТЭК» в порядке ст. 747 ГК РФ «Дополнительные обязанности заказчика по договору строительного подряда» и в соответствии с условиями договора подряда
Кроме того, в нарушение требований ст. 2.1, ст. 29.10 КоАП РФ, вопрос о наличии вины лица, привлекаемого к административной ответственности, как обязательного элемента состава правонарушения, административным органом в постановлении по делу об административном правонарушении не исследован и не отражен.
При таких обстоятельствах, выводы административного органа о том, что ООО «ГСИ Юг-Строй», проводя строительно-монтажные работы, нарушило действующее законодательство, суд признает несостоятельными.
Таким образом, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства самовольного снятия или перемещения плодородного слоя почвы в результате неправомерных виновных действий ООО «ГСИ Юг-Строй», следовательно, не доказано наличие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в случае отсутствия состава административного правонарушения начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
На основании вышеизложенного, судья приходит к выводу о том, что вышеприведенные доводы, указанные в жалобе ООО «ГСИ Юг-Строй» являются обоснованными и подтверждаются материалами административного дела, в связи с чем, суд считает, что оспариваемое постановление №-ВН от ДД.ММ.ГГГГ подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению ввиду отсутствия в действиях ООО «ГСИ Юг-Строй» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.
КоАП РФ не устанавливает порядок обжалования представления, вынесенного административным органом на основании ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ, равно как не предусматривает и саму возможность обжалования такого представления.
Однако, исходя из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту, судебное представление, принятое в рамках производства по делу об административном правонарушении, в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, равно как и в отношении иных лиц, в отношении которых внесение представления ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ не предусмотрено, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ, одновременно с обжалованием постановления о привлечении к административной ответственности.
Соответственно, учитывая отсутствие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, оспариваемое представление №-ВН от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, также подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 3 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ООО «ГСИ Юг-Строй» удовлетворить.
Постановление Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> (РОСПРИРОДНАДЗОР) №-ВН от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «ГСИ Юг-Строй» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 30000 рублей, - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия в действиях ООО «ГСИ Юг-Строй» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.
Представление №-ВН от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес>, об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, отменить.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в 10-дневный срок со дня получения его копии в порядке, предусмотренном ст.ст.30.1, 30.2, 30.3, 30.9 КоАП РФ.
Судья подпись А.В. Леванин
копия верна:
Судья А.В. Леванин