ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/19 от 18.02.2019 Устьянского районного суда (Архангельская область)

Дело № 12- 10/2019

УИД 29MS0065-01-2018-002117-63

РЕШЕНИЕ

18 февраля 2019 года <...>

Судья Устьянского районного суда Архангельской области Рыжкова М.А.,

с участием помощника прокурора Устьянского района Мальцева В.С., защитника Секачева Е.С., рассмотрев жалобу главы администрации МО «Шангальское» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Устьянского судебного района Архангельской области ФИО2 от 14 января 2019 года о назначении административного наказания по ст. 17.7 КоАП РФ,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Устьянского судебного района Архангельской области от 14 января 2019 года должностное лицо - глава администрации муниципального образования «Шангальское» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и подвергнут административному штрафу в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подал жалобу, в которой просил постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В судебном заседании защитник Секачев Е.С. поддержал доводы, изложенные в жалобе, дополнительно пояснил, что в действиях должностного лица ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ. Указал, что при рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья не исследовал вопрос о законности и обоснованности вынесенного прокурором представления, не учел, что в действиях должностного лица отсутствует умысел на совершение данного правонарушения. С 01 января 2019 года администрация МО «Шангальское» не осуществляет полномочия по дорожной деятельности, этим занимается районная администрация.

Помощник прокурора Устьянского района Мальцев В.С. с доводами жалобы не согласился, просил постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, полагает, что мировым судьей в полном объеме дана оценка всем обстоятельствам дела с учетом требований ст. 26.11 КоАП РФ, постановление мотивировано, является обоснованным и законным.

Заслушав помощника прокурора Мальцева В.С., защитника Секачева Е.С., рассмотрев доводы жалобы и проверив материалы дела об административном правонарушении, не нахожу правовых оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.

В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями (пункт 3 статьи 7 Закона о прокуратуре).

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом административную ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).

В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что в рамках проверки, проведенной прокуратурой Устьянского района по поступившему из министерства строительства и архитектуры Архангельской области обращения о принятии мер прокурорского реагирования при проведении работ по внедрения в органах местного самоуправления Архангельской области показателей целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование», утвержденной распоряжением Правительства от 31.01.2017 № 147-р, выявлены нарушения Градостроительного кодекса РФ, выразившиеся в непринятии мер, направленных на разработку и утверждение программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения в МО «Шангальское».

31 августа 2018 года и.о. прокурора Устьянского района Магетовым С.В. главе администрации МО «Шангальское» ФИО1 внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства.

В представлении прокурора от 31 августа 2018 года изложено требование о его безотлагательном рассмотрении с участием представителя прокуратуры, о заблаговременном предоставлении информации о дате и месте рассмотрения представления (пункт 1); об организации и обеспечении разработки и утверждении программ комплексного развития транспортной инфраструктуры сельских поселений в МО «Шангальское» (пункт 2); разрешении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение требований закона (пункт 3); направлении в прокуратуру района письменной информации о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в установленный законом месячный срок.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, законные требования прокурора не выполнены, согласно протоколу от 24 сентября 2018 года в удовлетворении представления прокуратуры Устьянского района от 31 августа 2018 года отказано.

В протоколе указано о том, что полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах и вне границ населенных пунктов муниципального образования «Шангальское», обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог исполняются Устьянским муниципальным районом. Заключенные на 2018 год соглашения по передаче части полномочий в области дорожной деятельности на уровень администрации МО «Шангальское» имеют срочный характер и не предполагают непосредственную передачу полномочия. Отсутствие соответствующего полномочия в определенной законом сфере деятельностями, не дает муниципальному образованию прогнозировать развитие данной сферы, потребности ее дальнейшего строительства и реконструкции.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21 ноября 2018 года, обращением министра от 26 июля 2018 года, ответом и.о. главы администрации МО «Устьянский муниципальный район» от 30 августа 2018 года, представлением и.о. прокурора Устьянского района от 31 августа 2018 года, протоколом заседания комиссии от 24 сентября 2018 года, рапортом помощника прокурора Мальцева B.C. от 19 ноября 2018 года и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правомерность привлечения главы администрации ФИО1 к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, сомнений не вызывает.

Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 456-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п. 6.1 ч. 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесено вступившее с 01 января 2015 года изменение в части дополнения полномочий органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов, по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ.

Понятие программ комплексного развития системы транспортной инфраструктуры, а также некоторые положения, касающиеся её разработки и утверждения, закреплены в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

В соответствии с п. 27 и 28 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта.

Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном данным Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения.Таким образом, указанная программа комплексного развития транспортной инфраструктуры в форме отдельного документа является своеобразным продолжением (приложением) генеральных планов поселений и городских округов.

Требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.12.2015 N 1440, действующим с 08 января 2016 года.

В случае, если генеральный план сельского поселения утвержден органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого находится сельское поселение, то программы в отношении таких сельских поселений подлежат разработке и утверждению органами местного самоуправления указанного муниципального района (п.4 Требований).

Органы местного самоуправления сельских поселений могут осуществлять разработку и утверждение программ в случае, если соответствующие вопросы местного значения закреплены за такими сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.

В случае если представительным органом местного самоуправления сельского поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации принято решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана, то программа такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит (п. 4).

Согласно ст. 12-14, ст. 26 Устава администрация Шангальского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом сельского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Устьянского муниципального района федеральными законами и законами Архангельской области. Совет депутатов поселения - представительный орган, решение которого может быть принято по любому вопросу, требующему принятия общеобязательных правил по вопросам местного значения поселения.

Утверждение программ находится в компетенции представительного органа местного самоуправления.

Кроме того согласно ст. 7 Устава к вопросам местного значения Шангальского муниципального образования относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов Шангальского сельского поселения документации по планировке территории.

В силу п.3, 4 (введены Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ) ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 данной статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 данной статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 данной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 данной статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Законом Архангельской области от 20.06.2014 N 157-9-ОЗ "О внесении дополнения в областной закон "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления" действующим до 31 декабря 2015 г., за сельскими поселениями Архангельской области были закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22 - 24, 26, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 36 - 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, вопросы об утверждении генеральных планов поселений, утверждении подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории (п.20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов с 01 января 2016 года, до этого указанный вопрос относился к полномочиям сельских поселений.

В соответствии с п. 5.1, п. 5.3 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 января 2015 года) программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.

Проекты программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов подлежат размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за тридцать дней до их утверждения.

Градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана муниципального образования как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, части 9 и 10 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Как указывалась ранее, программа комплексного развития транспортной инфраструктуры является продолжением генеральных планов поселений.

Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 29.12.2014 N 456-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 31 декабря 2015 года Правительство Российской Федерации устанавливает требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов.

При наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены в течение шести месяцев со дня установления Правительством Российской Федерации требований, указанных в части 1 настоящей статьи (ч. 2 ст.5 Закона № 456-ФЗ).

В случае, если генеральные планы поселений, городских округов утверждены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до дня установления Правительством Российской Федерации требований, указанных в части 1 настоящей статьи, шестимесячный срок, в течение которого программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов подлежат утверждению органами местного самоуправления поселений, городских округов в соответствии с частью 5.1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), исчисляется с даты установления Правительством Российской Федерации указанных требований (ч. 3 ст.5 Закона № 456-ФЗ).

Генеральный план МО «Шангальское» был утвержден решением Совета депутатов МО «Шангальское» ... от 26 июня 2014 года, изменения в генеральный план МО «Шангальское» утверждены решением Совета депутатов МО «Шангальское» ... от 10 июня 2016 года.

Таким образом, администрация МО «Шангальское» отвечает за разработку программы комплексного развития системы транспортной инфраструктуры поселения.

Деяние главы администрации МО «Шангальское» ФИО1 квалифицировано по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и Закона о прокуратуре.

Материалы дела свидетельствуют о том, что прокурор действовал в пределах полномочий, представленных ему Законом о прокуратуре. Представление об устранении нарушений закона внесено главе администрации ФИО1 по результатам проверки соблюдения требований законодательства, проведенной по обращению Министерства строительства и архитектуры Архангельской области.

Нарушения, на необходимость принятия мер к устранению которых указано прокурором, в представлении отражены, равно как и конкретные нормы градостроительного законодательства, нарушение которых допущено. Представление является законным.

Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе судебного разбирательства, и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом акте.

Несогласие заявителя с оценкой собранных по делу доказательств и установленных мировым судьей обстоятельств правовым основанием к отмене вынесенного по настоящему делу акта не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Срок давности и порядок привлечения главы администрации МО «Шангальское» ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено главе администрации ФИО1 в пределах, установленных санкцией статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах состоявшееся по делу судебное постановление сомнений в своей законности не вызывает, оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 Устьянского судебного района Архангельской области ФИО2 от 14 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы администрации муниципального образования «Шангальское» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Архангельском областном суде в порядке, предусмотренном ст. 30.12-30.18 КоАП РФ.

Судья Рыжкова М.А.