Дело № 7-21-42/2020 (7-21-425/2019)
Первая инстанция № 12-10/2019
УИД75RS0020-01-2019-000421-23
Судья Сенотрусова Т.Ю.
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
03 февраля 2020 года город Чита
Судья Забайкальского краевого суда Смоляков П. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании,
по жалобе законного представителя лица, в отношении которого ведётся производство по делу,
на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю № 02-056/2019 от 28 августа 2019 года и решение судьи Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 14 ноября 2019 года,
дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
в отношении:
общества с ограниченной ответственностью «Нергеопром», юридический адрес: <адрес>, ОГРН <***>, ИНН <***>, директор – ФИО1,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю № 02-056/2019 от 28 августа 2019 года (т. 1, л.д. 6-15) общество с ограниченной ответственностью «Нергеопром» (далее – общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере трёхсот тысяч рублей.
Не согласившись, директор общества ФИО1 подал жалобу (т. 1, л.д. 1-5) на указанное постановление в Центральный районный суд города Читы Забайкальского края.
Определением судьи названного суда от 16 сентября 2019 года (т. 1, л.д. 17-18) эта жалоба была передана в Тунгокоченский районный суд Забайкальского края.
Решением судьи Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 14 ноября 2019 года (т. 1, л.д. 241-246) постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе (т. 2, л.д. 15-23) в Забайкальский краевой суд директор общества ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся актов.
В заседании суда защитник общества ФИО2 жалобу поддержала, представители административного органа ФИО3 и ФИО4 против её удовлетворения возражали.
Выслушав их и изучив дело, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утверждённого в установленном порядке технического проекта.
Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.
В силу части первой статьи 11 данного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии с частью второй статьи 12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими названному Закону.
Пунктом 10 части второй статьи 22 данного Закона установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Как усматривается из дела, в августе 2019 года на основании распоряжения Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю во исполнение требования прокуратуры Забайкальского края проведена внеплановая выездная проверка общества, в рамках которой установлено, что на основании лицензии ЧИТ 02527 БЭ оно осуществляет разведку и добычу россыпного золота на месторождении Дарасун (Тунгокоченский район Забайкальского края). Такая добыча осуществляется с нарушением условий, предусмотренных лицензией, а именно: вопреки пункту 2 лицензионного соглашения нарушены пространственные границы предоставленного в пользование участка недр; вопреки пункту 9.1 лицензионного соглашения в отчётности по форме 5-гр за 2018 год предоставлена ненадлежащая геологическая информация о недрах.
13 августа 2019 года старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю в отношении общества по факту пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением должностного лица, с выводами которого согласился судья районного суда, общество привлечено к административной ответственности, установленной указанной нормой.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (т. 1, л.д. 30-37), актом проверки (т. 1, л.д. 44-59), распоряжением о проведении проверки (т. 1, л.д. 106-119), требованием прокурора (т. 1, л.д. 121), лицензией с изменениями и дополнениями (т. 1, л.д. 133, 144-145, 164-165), схемой расположения участка недр (т. 1, л.д. 162-163), лицензионным соглашением, являющимся приложением к лицензии (т. 1, л.д. 166-170), иными материалами дела, которые получили оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Вывод должностного лица и судебной инстанции о наличии в деянии общества состава административного правонарушения в данной части соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В то же время полагаю необходимым исключить из предъявленного обществу обвинения нарушение пункта 10 лицензионного соглашения.
Названный пункт гласит (т. 1, л.д. 169), что пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с использованием недр. Каких-либо конкретных требований он не вводит, дублируя общие положения Закона о недрах, таким образом, его нарушение не образует нарушения условий лицензии по смыслу части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Обжалуемые акты должны быть изменены.
В жалобе заявитель указывает на несоблюдение КоАП РФ при привлечении его к ответственности, выход за пространственные границы участка недр объясняет технической ошибкой при их изначальном определении, которую общество пыталось устранить путём подачи заявок распорядителю недр, а также обращает внимание, что им представлена с ошибками не геологическая информация, а государственная отчётность пользователя недр.
Приведённые доводы обоснованными признаны быть не могут.
Таких нарушений закона, которые бы влекли освобождение общества от ответственности, при производстве по настоящему делу допущено не было.
Уведомление общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении направлено на обеспечение защиты его прав и не может расцениваться как процессуальное нарушение, даже если оно, как в рассматриваемом случае, было произведено до оформления акта проверки.
Подробного описания в уведомлении вменяемых нарушений, специального законодательства, а норма части 2 статьи 7.3 КоАП РФ является отсылочной, КоАП РФ также не требует.
Вопреки имеющейся в жалобе аргументации протокол об административном правонарушении составлен после оформления акта проверки общества и ознакомления с ним защитника, о чём тот указал в объяснениях к протоколу (т. 1, л.д. 36). Следовательно, примечание к статье 28.1 КоАП РФ соблюдено – при этом положения данной нормы не запрещают возбуждение дела об административном правонарушении сразу после оформления соответствующего акта. В ходе производства по возбуждённому делу общество имело возможность дать исчерпывающие объяснения по существу допущенных нарушений, чем в полной мере и воспользовалось – как до рассмотрения дела должностным лицом 28 августа 2019 года, так и при обжаловании вынесенного этим лицом постановления в две судебные инстанции.
Одна только подача заявок на расширение пространственных границ участка недр не давала обществу право самостоятельно их расширять до удовлетворения таковых.
Представление ненадлежащей статистической отчётности по форме 5-гр за 2018 год («Сведения о состоянии и изменении запасов твёрдых полезных ископаемых», утверждена постановлением Госкомстата России от 13 ноября 2000 года N 110 «Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды») общество в ходе производства по делу не оспаривало.
Необходимо заключить, что означенное действие верно квалифицировано должностным лицом и судьёй районного суда как нарушение пункта 9.1 лицензионного соглашения, предполагающего, что геологическая информация о недрах, подлежит предоставлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Сведения отчёта согласуются с понятием «геологическая информация»: имеющаяся информация о строении месторождений, запасов полезных ископаемых, условиях их залегания и возможных путях использования, о геологическом строении и истории развития отдельных участков и земной коры в целом. Геологическая информация включает: первичный фактический материал в виде образцов проб керна и др. каменного материала; данные измерений и наблюдений над геологическими объектами, зафиксированных на различных, в том числе и магнитных носителях, каротажных диаграмм и других первичных геологических материалов; аналитические и синтетические материалы в виде записей, таблиц, графиков, карт, отчётов, книг, баз данных (пункт 4 Порядка оценки затрат, произведённых в предыдущие годы на геолого-разведочные работы, и их учёта в качестве вклада российской стороны в уставный капитал создаваемых предприятий с участием иностранного капитала, утверждённого Госкомимуществом Российской Федерации 18 августа 1994 года, Минтопэнерго Российской Федерации 20 июля 1994 года, Роскомнедрами 19 июля 1994 года).
Как пункт 9.1, так и упоминаемый в жалобе пункт 9.3 лицензионного соглашения содержатся в его разделе 9, именуемом «Геологическая информация о недрах».
Что касается административного наказания, то таковое назначено обществу в минимальном размере и не может быть снижено ни в связи с изменением обжалуемых актов, ни по доводам жалобы. Наличие исключительных обстоятельств, о которых говорится в части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, общество не доказало.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Руководствуясь статьёй 30.7 КоАП РФ, судья,
р е ш и л:
изменить постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю № 02-056/2019 от 28 августа 2019 года и решение судьи Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 14 ноября 2019 года, исключив из них указание на нарушение обществом пункта 10 лицензионного соглашения.
В остальной части оставить эти акты без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ, путём подачи жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья П.Н. Смоляков