ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/19 от 22.02.2019 Клепиковского районного суда (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

22 февраля 2019 года г. Спас – Клепики Рязанской области

Клепиковский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи – Митина Д.И.,

при секретаре Кондаковой Н.И.,

с участием: защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Тума-Рязань-Лес» – Каширина А.И. и Егоровой Н.А., законного представителя юридического лица – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Тума-Рязань-Лес» - Каширина А.И. на постановление заместителя главного государственного инспектора Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Мещера» от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым юридическое лицо – ООО «Тума-Рязань-Лес» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Вышеуказанным постановлением заместителя главного государственного инспектора Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Мещера» от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тума-Рязань-Лес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Не согласившись с постановлением, защитник ООО «Тума-Рязань-Лес» - Каширин А.И. подал жалобу в Клепиковский районный суд <адрес>, в которой он просит его отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, в обосновании своей жалобы указал, что мнению уполномоченного должностного лица, совершенное ООО «Тума-Рязань-Лес» правонарушение заключается в осуществлении обществом деятельности на территории национального парка: 1) без согласования социально-экономической деятельности с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды; 2) без получения разрешений на пребывание на территории национального парка. По мнению защитника, второе обстоятельство является прямым следствием первого, поскольку, как указывает в оспариваемом постановлении уполномоченное должностное лицо, «в ДД.ММ.ГГГГ года ФГБУ «НП «Мещера» были изъяты корешки пропусков на территорию национального парка у ООО «Тума-Рязань-Лес» и больше данные пропуски на проход (проезд) на территорию национального парка «Мещерский» (разрешение на пребывание на территории национального парка физических лиц) ООО «Тума-Рязань-Лес» и его работникам не выдавалось в связи с отсутствием согласования социально-экономической деятельности». В отношении первого обстоятельства защитник указывает, что условия использования ООО «Тума-Рязань-Лес лесного участка площадью 45655,4 га в <адрес> согласованы с Министерством лесного хозяйства Рязанской области в договоре аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к нему от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному договору арендатор выполняет использует земельный участок исключительно на условиях договора и не наделен правом каких-либо дополнительных согласований использования данного участка. Тем не менее, действуя добросовестно, заявитель пытался согласовать социально-экономическую деятельность на протяжении последних полутора лет, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства. В 2009 году ООО «Тума-Рязань-Лес» выиграло аукцион на право аренды лесного участка ГКУ РО «Клепиковское лесничество» и на основании Протокола аукциона от ДД.ММ.ГГГГ заключило Договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым став арендатором названного участка площадью 48055 га. В арендованную территорию частично вошли участки особо охраняемой природной территории, включенные в зону ФГБУ «Национальный парк «Мещерский». На момент заключения Договора аренды лесного участка данные участки ГКУ РО «Клепиковское лесничество» не стояли и на сегодняшний день не стоят на кадастровом учете ФГБУ «Национальный парк «Мещерский». При этом защитник указывает на то, что в ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «национальный парк «Мещера» и ФГБУ «Национальный парк «Мещерский» были реорганизованы в форме присоединения к ФГБУ «Национальный парк «Мещера» ФГБУ «Национальный парк «Мещерский». Права и обязанности ФГБУ «Национальный парк «Мещерский» переходят к ФГБУ «Национальный парк «Мещера». В результате реорганизации присоединяемое юридическое лицо (ФГБУ «Национальный парк «Мещерский») прекращает свою деятельность. В то же время, Положением о национальном парке «Мещера», утвержденным Приказом Минприроды России ДД.ММ.ГГГГ, участки ГКУ РО «Клепиковское лесничество», находящиеся в аренде у ООО «Тума-Рязань-Лес» не включены в ФГБУ «Национальный парк «Мещера». В своей жалобе защитник ФИО2 так же указывает на то, что согласно договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанной территории ООО «Тума-Рязань-Лес» проводило лесопатологическое обследование и лесосанитарные мероприятия, мероприятия по лесовосстановлению, мероприятия по уходу за лесом, а так же противопожарные мероприятия. По заверению защитника, все лесохозяйственные мероприятия по ГКУ РО «Клепиковское лесничество» выполнялись ООО «Тума-Рязань-Лес» в полном объеме, что подтверждается отчетами выполненных работ, предоставленных в Министерство природопользования Рязанской области в порядке и сроки, предусмотренные Договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, лесохозяйственным регламентом, Проектом освоения лесов и другими нормативно-правовыми актами РФ. ФГБУ «Национальный парк «Мещера» ДД.ММ.ГГГГ вынесло Предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, согласно которому ООО «Тума - Рязань - Лес» обязана выполнить следующее: согласовать социально-экономическую деятельность на территории ФГБУ «Национальньiй парк «Мещера» с Минприроды РФ; приостановить деятельность ООО «Тума - Рязань - Лес» на территории ФГБУ «Национальный парк «Мещера» до полного согласования социально-экономической деятельности с Минприродой РФ. Согласно данному предписанию ООО «Тума - Рязань - Лес» было вынуждено приостановить свою деятельность на территории Клепиковского и Оськинского участковых лесничеств ГКУ «Клепиковское лесничество». В целях выполнения данного Предписания, ООО «Тума - Рязань ­Лес», собрав необходимые документы для получения разрешения на социально-экономическую деятельность на особо охраняемой природной территории, направило их в Минприроды России в электронном и печатном виде лично заказными письмами. По состоянию на сегодняшний день Минприроды России так и не дало ни положительного ни отрицательного ответа по вопросу согласования социально-экономической деятельности, несмотря на то, что ООО «Тума - Рязань - Лес» имеет утверждённый Приказом Министерства природопользования Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ-эк Проект освоения лесов по ГКУ РО «Клепиковское лесничество», проведённое лесопатологическое обследование, выполненное ФБУ «Рослесозащита» - «Центр защиты леса <адрес>». В пожароопасный период 2017 г. и 2018 г. дирекция ООО «Тума - Рязань - Лес» неоднократно направляла в адрес ФГБУ «Национальный парк «Мещера» запросы на получение пропуска, в которых перечислены виды выполняемых работ, противопожарные и технические средства необходимые для передвижения и выполнения данных видов работ. ФГБУ «Национальный парк «Мещера» в нарушение действующего Положения о Федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Мещера», утверждённого Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ отказало в выдачи пропуска на въезд и проезд через территорию национального парка транспортных средств ООО «Тума - Рязань - Лес» для проведения природоохранных и противопожарных мероприятий, аргументируя это отсутствием согласования социально­-экономической деятельности с Минприроды России. Положение о Федеральном государственном учреждение «Национальный парк «Мещера» допускает проведение вышеназванных мероприятий на территории парка в целях сохранения уникальных природных комплексов Мещерской низменности на территории Рязанской области. В настоящее время ООО «Тума - Рязань - Лес» ведёт активную работу по постановке арендованных лесных участков ГКУ РО «Клепиковекое лесничество» на кадастровый учёт, в том числе и участков, входящих в зону ФГБУ «Национальный парк «Мещера». Уже сегодня полностью профинансированы работы по постановке на кадастровый учёт земель лесного фонда АОЗТ «Белозерское», входящих в Оськинское участковое лесничество ГКУ РО «Клепиковское лесничество» в зоне национального парка. Таким образом, действия ООО «Тума-Рязань-Лес», по заверению защитника Каширина А.И., не только не создают возникновение угрозы причинения вреда объектам животного и растительного мира, а также окружающей среде, а напротив - способствуют благополучию и процветанию национального парка. Кроме того, выполняя данные работы, заявитель выполняет требования договора аренды, за несоблюдение условий которого уполномоченные должностные лица также имеют право назначать административные наказания, одно из таких постановлений в настоящее время обжалуется заявителем (постановление о назначении административного наказания ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Министерством природопользования Рязанской области в лице министра природопользования в отношении генерального директора ООО «Тума-Рязань-Лес»). Таким образом, заявитель находится «между двух огней» из-за несогласования Министерством социально ­экономической деятельности заявителя по причинам, не зависящим от заявителя. Обо всех вышеуказанных обстоятельствах заявитель пояснял при рассмотрении дела об административном право нарушении, однако пояснения не были приняты во внимание уполномоченным органом. По мнению защитника, ООО «Тума-Рязань-Лес» предприняло все зависящие от него действия по согласованию социально-экономической деятельности, а значит в его действиях отсутствует вина, понятие которой установлено ст. 2.1 КоАП РФ. Вина представляет собой субъективную сторону административного правонарушения, которая является неотъемлемой частью состава административного правонарушения, включающего помимо субъективной стороны также объект, объективную сторону, субъект.

В судебном заседании защитники юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Каширин А.И. и Егорова Н.А., а так же законный представитель юридического лица ФИО1 поддержали доводы жалобы в полном объеме, дополнив её следующим доводом, что при рассмотрении должностным лицом материалов дела об административном правонарушении прокурор, возбудивший дело не извещался и не присутствовал.

В судебное заседание прокурор Рязанской межрайонной природоохранной прокуроры не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. В соответствии п. 4 ч. 2 ст. 30.6 и ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу Каширина А.И. в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании защитников Каширина А.И. и Егорову Н.А., законного представителя ФИО1, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

В силу ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Как усматривается из материалов дела, согласно постановлению Рязанского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе прокурорской проверки установлено, что ООО «Тума-Рязань-Лес» на основании договора аренды лесного участка на заготовку древесины от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашенных соглашений к нему, лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов в ДД.ММ.ГГГГ выполнило следующие мероприятия на арендованной территории национального парка «Мещерский»:

ДД.ММ.ГГГГ проведено дополнение лесных культур (высадка саженцев для более плотной посадки насаждений) в кв.<адрес> Клепиковского участкового лесничества ГКУ <адрес> «Клепиковское лесничество»;

ДД.ММ.ГГГГ проведен уход за лесными культурами (культиватором срезается трава в месте посадки саженцев) в <адрес> Клепиковского участкового лесничества ГКУ <адрес> «Клепиковское лесничество»;

ДД.ММ.ГГГГ проведена подготовка почвы под лесные культуры (перепашка земли для дальнейшей посадки) будущего года <адрес> Клепиковского участкового лесничества ГКУ <адрес> «Клепиковское лесничество»;

ДД.ММ.ГГГГ проведена подготовка почвы под лесные культуры текущего года <адрес> Клепиковского участкового лесничества ГКУ <адрес> «Клепиковское лесничество»;

ДД.ММ.ГГГГ проведено обустройство мест отдыха (установлены скамейки, костровище, опашка мест отдыха) <адрес>, Клепиковского участкового ГКУ <адрес> «Клепиковское лесничество»;

ДД.ММ.ГГГГ проведено обустройство мест отдыха (установлены скамеки костровище, опашка мест отдыха) <адрес> Оськинского участкового лесничества ГКУ <адрес> «Клепиковское лесничество»;

ДД.ММ.ГГГГ регулирование посещаемости лесов (установлены шлагбаумы) <адрес> Клепиковского участкового лесничества ГКУ <адрес> «Клепиковское лесничество»;

ДД.ММ.ГГГГ проведено регулирование посещаемости лесов (установлены шлагбаумы) <адрес>Оськинского участкового лесничества ГКУ <адрес> «Клепиковское лесничество»;

- организация противопожарной пропаганды (аншлаги) в кварталах <адрес> Клепиковского участкового лесничества ГКУ <адрес> «Клепиковское лесничество»;

- организация противопожарной пропаганды (аншлаги) в <адрес>) Оськинского участкового лесничества ГКУ <адрес> «Клепиковское лесничество»;

Также ООО «Тума-Рязань-Лес» в период <адрес> на территории национального парка «Мещерский» проведены мероприятия по уборке неликвидной древесины в Клепиковском и Оськинском участковых лесничествах. Кроме того, в этот же период в Оськинском участковом лесничестве также на территории парка проведены мероприятия по уходу за минерализованными противопожарными полосами.

Помимо этого установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «НП Мещера «выдано предписание ООО «Тума-Рязань-Лес» с требованием согласовать социально-экономическую деятельность на территории ФГБУ «НП «Мещера» с Минприродой РФ, срок выполнения до ДД.ММ.ГГГГ, которое не исполнено.

После этого, в сентябре 2017 года ФГБУ «НП «Мещера» были изъяты корешки пропусков на территорию национального парка у ООО «Тума-Рязань-Лес» и болше данные пропуски на проход (проезд) на территорию национального парка «Мещерский» (разрешение на пребывание на территории национального парка физических лиц) ООО «Тума-Рязань-Лес» и его работникам не выдавалось в связи с отсутствием согласования социально-экономической деятельности.

При этом, работы по обустройству мест отдыха, по регулированию посещаемости лесов, по организации противопожарной пропаганды, по уборке неликвидной древесины, по уходу за минерализованными противопожарными полосами выполнены непосредственно ООО «Тума-РязаньЛес» без указанных разрешений.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Из смысла указанных выше норм следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело об административном правонарушении, обязано известить надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела прокурора по чьей инициативе возбуждено соответствующее дело об административном правонарушении.

Из материалов дела об административном правонарушении в отношении ООО «Тума-Рязань-Лес» судом установлено, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ООО «Тума-Рязань-Лес» было возбуждено постановлением Рязанского межрайонного природоохранного прокурора ДД.ММ.ГГГГ. Постановление заместителя главного государственного инспектора Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Мещера» ФИО3 вынесено в отсутствие Рязанского межрайонного природоохранного прокурора, так же в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении Рязанского межрайонного природоохранного прокурора о дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ООО «Тума-Рязань-Лес», кроме того на запрос суда Рязанский межрайонный природоохранный прокурор ФИО8 сообщил, что Рязанская межрайонная природоохранная прокуратура не извещалась о времени и месте рассмотрения дела в отношении ООО «Тума-Рязань-Лес».

Устранение указанных недостатков постановления об административном правонарушении, при рассмотрении жалобы на постановление исключается, поскольку согласно положениям главы 30 КоАП РФ при рассмотрении жалобы проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.

При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Мещера» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ООО «Тума-Рязань-Лес» нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.

Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Указанные выше нарушения процессуальных требований, по мнению суда, являются существенными и не позволяющие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости возвращения дела на новое рассмотрение должностному лицу ФГБУ «Национальный Парк «Мещера».

Учитывая наличие изложенных выше оснований для отмены состоявшегося по делу постановления, суд не принимает во внимание доводов жалобы, вместе с тем считает необходимым должностному лицу ФГБУ «Национальный Парк «Мещера», уполномоченному рассматривать дело, при его новом рассмотрении, проверить, проанализировать их и им дать соответствующую оценку в вынесенном по делу постановлении.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Мещера» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ООО «Тума-Рязань-Лес» – отменить, дело возвратить на новое рассмотрение уполномоченному должностному лицу ФГБУ «Национальный Парк «Мещера».

Решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке надзора в Рязанский областной суд лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ.

Судья Д.И. Митин