ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/19 от 26.02.2019 Ейского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 12-10/2019 г.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ейск 26 февраля 2019 г.

Судья Ейского районного суда Краснодарского края Гумилевская О.В.,

при секретаре Барабановой М.А.,

рассмотрев жалобу Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства «Алена» ФИО1 на постановление начальника Ейского МО ветеринарного и фитосанитарного надзора – Шевцова Ю.А. от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства «Алена» Синчило Р.А. обратился в суд с жалобой на постановление начальника Ейского МО ветеринарного и фитосанитарного надзора – Шевцова Ю.А. от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

В обоснование жалобы ссылается на то, что обжалуемым постановлением он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Считает данное постановление незаконным и необоснованным и подлежащим отмене, по следующим основаниям. Так, в момент проведения выездной проверки 17 октября 2018 года был проведен отбор пробы зерновых культур с участка, не предназначенного для реализации, так как зерно предназначалось для дальнейшей обработки и очистки от вредителей. Отбор зерна осуществлялся без участия законного представителя КФХ «Алена». Выводы проверки об отсутствии декларации о соответствии требованиям технического регламента на партию пшеницы в количестве 216 тонн, также не доказаны. При составлении протокола об административном правонарушении представителю КФХ «Алена» не были предоставлены документы, подтверждающие данный факт. Протокол об административном правонарушении был составлен с нарушением процессуальных сроков. Постановление по делу об административном правонарушении от 26.12.2018 года также было вынесено с нарушением процессуальных сроков, по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

В связи с чем он обратился в суд и просит отменить постановление начальника Ейского МО ветеринарного и фитосанитарного надзора Шевцова Ю.А. от дата о привлечении главы КФХ «Алена» Синчило Р. А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В судебном заседании представитель Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства «Алена» Синчило Р.А. - по доверенности Семениченко А.В. настаивал на отмене постановления от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в отношении Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства «Алена» Синчило Р.А.

Заинтересованное лицо - представитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельзознадзор) Управления по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ейского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора по доверенности Игнатенко Г.С. в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы Главы КФ Х «Алена» ФИО1 отказать, пояснив при этом суду, что пробы (образцы) были отобраны от зерна, находящегося на хранении дата при проведении совместной проверки с прокуратурой <адрес> в отношении КФХ «Алена» по адресу: <адрес>, КФХ «Алена», в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 13586.3-2015 «Зерно. Правила приемки и методы отбора проб» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от дата) от партии пшеницы мягкой урожая 2018 года, массой 600 000 кг, отобраны пробы по 2 кг, в сейф-пакет для проведения лабораторного анализа и контрольная проба для КФХ «Алена» исполняющим обязанности заместителя начальника Ейского МО ВФН Демченко А.В., совместно с главным специалистом Ейского пункта Новороссийского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна» Неделько А.А. в присутствии главы КФХ «Алена» Синчило Р.А, о чем есть соответствующая подпись в Акте отбора проб (образцов) от дата, так и на отрывных ярлыках сейф-пакетов. Кроме того, главой КФХ «Алена» Синчило Р.А. совершено административное правонарушение в области законодательства о техническом регулировании. На момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, а именно датаг., годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, за обращение (реализацию) зерна в 2018 году по товарным и товарно-транспортным накладным, без декларации (соответствия) не истек.

Выслушав, представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.34 КоАП РФ, судья считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении - не имеется по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 14.34 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно, ст. 26.1 КоАП РФ, к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены: лицо, совершившее противоправные действия(пункт 2), виновность лица в совершении правонарушения(пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно, ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие /бездействие/ физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, все неустранимые сомнения в виновности толкуются в его пользу (ст. 1.5 КоАП РФ).

В силу ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Из материалов административного дела следует, что Ейской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Краснодарского края производилась проверка соблюдения законодательства о зерне и безопасности продуктов его переработки.

На имя начальника Ейского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Россельзознадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея Шевцова Ю.А. дата за было направлено требование о выделении специалистов для выявления вопросов соблюдения законодательства в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в организациях, осуществляющих производство зерна, круп, муки, и их перевозку автомобильным транспортном (л.д.15-16).

дата начальник Ейского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Россельзознадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея Шевцов Ю.А. направил в Ейскую межрайонную прокуратуру информацию с предоставлением списков хозяйствующих субъектов Ейского района, осуществляющих производство зерна, его перевозку автомобильным транспортом, его хранение и переработку, среди которых было КФХ «Алёна».

дата Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельзознадзор) Управления по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Ейского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора была проведена проверка совместно с Ейской межрайонной прокуратурой в отношении КФХ «Алена» по адресу: Краснодарский край, Ейский район, ст. Ясенская, КФХ «Алена».

Как пояснила в судебном заседании представитель заинтересованного лица Игнатенко Г.С., пробы (образцы) были отобраны от зерна находящегося на хранении в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 13586.3-2015 «Зерно. Правила приемки и методы отбора проб» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от дата) от партии пшеницы мягкой урожая 2018, массой <данные изъяты> кг. Пробы были отобраны по 2 кг, упакованы в сейф-пакет для проведения лабораторного анализа и контрольная проба для КФХ «Алена» исполняющим обязанности заместителя начальника Ейского МО ВФН Демченко А.В., совместно с главным специалистом Ейского пункта Новороссийского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна» Неделько А.А. в присутствии главы КФХ «Алена» Синчило Р.А, о чем есть соответствующая подпись в Акте отбора проб (образцов) от 17.10.2018(л.д.25-26), а так же на отрывных ярлыках сейф-пакетов. Далее, пробы были переданы для проведения испытаний на соответствие требованиям ГОСТ 9353-2016 «Пшеница. Технические условия», ТР «О безопасности зерна» в Испытательную лабораторию Краснодарского пункта Новороссийского филиала ФГБУ "Центр оценки качества зерна» (аттестат аккредитации № RA/RU/21ПС 35, от дата). В результате лабораторного анализа согласно протоколу испытаний Краснодарского пункта Новороссийского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна» от дата (л.д.24) было установлено, что в КФХ «Алена», расположенном по адресу: <адрес> партия пшеницы мягкой урожая 2018 года массой <данные изъяты> кг. находящаяся на хранении не соответствует требованиям нормативных документов по показателю: «зараженность вредителями» (СПЗ=8 (долгоносики) III степень, при НД – не допускается), что свидетельствует о нарушении правил хранения и несоблюдении технологических приемов, обеспечивающих качество зерна при хранении, что является нарушением ст.3 Федерального закона от дата № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", п. 2 ст. 28 ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", приложение 2 Технического регламента Таможенного союза " О безопасности зерна".

Кроме того, отобранные пробы зерна были упакованы в номерные сейф-пакеты, исключающие возможность внешнего воздействия на пробы и обеспечивающие их качественную сохранность до проведения анализа. Один из номерных сейф-пакетов оставлен главе КФХ «Алена», что бы в случае возникновения вопросов по произведенному лабораторному исследованию, несогласию с полученными результатами, была возможность вскрыть оставленный сейф-пакет в присутствии всех заинтересованных лиц и провести повторное исследование. Данной возможностью главе КФХ «Алена» не воспользовалось на данный момент.

21.12.2018 года Главе КФХ «Алена» Синчило Р.А. была направлено повестка о вызове 25.12.2018 года в Ейский межрайонный отдел ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея для составления протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ (л.д.34).

25.12.2018 года был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ (л.д.35-37).

В приложении к протоколу от 25.12.2018 года имеется подпись должностного лица, составившего протокол – Игнатенко Г.С. и подпись лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении Синчило Р.А. (л.д.38).

Постановлением начальника Ейского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Шевцова Ю.А. от дата Глава КФХ «Алена» Синчило Р.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей(л.д.40-42). Копию указанного постановления Синчило Р.А. получил дата.

Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что не доказаны выводы проверки об отсутствии декларации о соответствии требованиям технического регламента на партию пшеницы в количестве 216 тонн, поскольку в ходе проверки было установлено, что КФХ «Алена» был допущен выпуск в обращение пшеницы 4 класса, урожая 2018 в количестве 216,400 тонн, что подтверждается товарно-транспортной накладной от дата, без прохождения необходимых процедур оценки (подтверждения) соответствия, что является нарушением пункта 1 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза от дата "О безопасности зерна".

По выявленным фактам нарушений, государственным инспектором отдела по надзору за качеством и безопасностью зерна Управления Игнатенко Г.С., был составлен протокол об административном правонарушении от дата в отношении – главы КФХ «Алена» Синчило Р.А. по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ(л.д.35-38).

Согласно пункта 2 статьи 28 Федерального закона от дата № 184-ФЗ «О техническом регулировании»: «Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия: Заявитель обязан: обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии) либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии; приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено; извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции; приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности зерна»: «Показатели токсичных элементов, микотоксинов, бенз(а)пирена, пестицидов, радионуклидов, зараженности вредителями и вредных примесей в зерне, поставляемом на пищевые цели, не должны превышать предельно допустимых уровней, указанных в приложениях 2, 3 к настоящему техническому регламенту; Согласно приложению 2 Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности зерна»: «зараженность вредителями» в зерне продовольственном не допускается. Согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" каждая партия зерна, поставляемого на пищевые и кормовые цели, должна сопровождается товаросопроводительными документами, содержащими информацию о декларации соответствия партии зерна требованиям технического регламента. Выпуск зерна, не прошедшего процедуру подтверждения соответствия, не допускается.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности зерна" распространяется на зерно, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, используемое для пищевых и кормовых целей.

Технический регламент от дата устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна.

В статье 2 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" указано, что зерно - это плоды злаковых, зернобобовых и масличных культур, используемые для пищевых и кормовых целей; выпуск в обращение зерна - купля-продажа и иные способы передачи зерна на единой таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера.

Согласно статье 3 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно. Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации.

Согласно пункту 1 статьи 6 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" TP оценка соответствия поставляемого зерна требованиям названного технического регламента проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия зерна.

Судом также не принимается довод заявителя о том, что истек срок привлечения его к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства. Судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность.

Вменяемое главе КФХ «Алена» Синчило Р.А.. правонарушение, исходя из его существа, учитывая цели законодательства о защите прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение пищевых продуктов надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, непосредственно посягает на права потребителей.

Поскольку проверкой выявлено нарушение КФХ «Алена» требований законодательства, предъявляемых к производству и обороту пищевой продукции, срок привлечения к административной ответственности в данном случае составляет один год, так как противоправные действия общества угрожают безопасности для жизни и здоровья граждан - потенциальных потребителей продукции, не отвечающей требованиям технических регламентов и находящейся в обороте.

При таких обстоятельствах, учитывая установленные по данному административному делу обстоятельства, суд считает, что административный орган пришел к правильному выводу о том, что действия главы КФХ «Алена» Синчило Р.А., выразившиеся в нарушении законодательства о техническом регулировании, а именно Технического регламента таможенного союза «О безопасности зерна», а также в отсутствии Декларации о соответствии требованиям технического регламента таможенного союза «О безопасности зерна» на партию пшеницы в количестве 216 т., правильно квалифицированы административным органом по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Все процессуальные документы по административному делу составлены уполномоченным на то должностным лицом, в пределах его компетенции, в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено должностному лицу, в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного лица, его имущественного положения, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ.

На момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, а именно на 26 декабря 2018г., годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, за обращение (реализацию) зерна в 2018 году по товарным и товарно-транспортным накладным, без декларации (соответствия), не истек.

Следовательно, доводы заявителя об истечении срока давности привлечения главы КФХ «Алена» Синчило Р.А.. к административной ответственности на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении не нашли своего подтверждения.

Принимая во внимание, что дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом полно, объективно, вина главы КФХ «Алена» Синчило Р.А., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ установлена и подтверждена доказательствами, наказание назначено с учетом всех обстоятельств по делу в пределах санкции указанной нормы административного законодательства, оснований для отмены постановления должностного лица административного органа не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст.30.8 КоАП РФ, суд,

РЕШИЛ:

Постановление начальника Ейского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Россельзознадзора по Краснодарскому краю и республике Адыгея Шевцова Ю.А. от дата о привлечении главы КФХ «Алена» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> – оставить без изменения, а жалобу Главы КФХ «Алена» Синчило Р.А. –без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ейский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья

Ейского районного суда О.В. Гумилевская