ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/19 от 28.08.2019 Верхнекетского районного суда (Томская область)

Дело № 12-10/2019

Р Е Ш Е Н И Е

р.п. Белый Яр 28 августа 2019 года

Судья Верхнекетского районного суда Томской области Давыдчик Я.Ф., с участием:

должностного лица, вынесшего постановление о назначении административного наказания - заместителя председателя Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО1,

защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Хенда-Сибирь» на постановление заместителя председателя Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО1 № 522/2019 от 22.07.2019 года о назначении административного наказания по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.31 и ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Хенда-Сибирь»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя председателя Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО1 № 522/2019 от 22.07.2019 года общество с ограниченной ответственностью «Хенда-Сибирь» (далее – ООО «Хенда-Сибирь», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ и ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 70 000 рублей за нарушение правил санитарной безопасности в лесах и за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, а именно нарушение требований п.16 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 г. № 607 и п.19,20,21 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417.

В постановлении указано, что лесные участки на территории Дружнинского участкового лесничества, урочище «Орловское» в квартале № 557 выделах 6,51,110, в квартале № 559 выделе 46, квартале 560 выделе 20 Верхнекетского лесничества используются ООО «Хенда-Сибирь» и при осуществлении работ по заготовке древесины в периоды с 15.02.2019 г. по 31.12.2019 г. оставлена хвойная древесина на летний период на погрузочных площадках, не окаймлена минерализованной полосой, складированная древесина прилегает к стенам хвойного леса. Кроме того, в период с 16.03.2019 г. по 31.12.2019 г. ООО «Хенда-Сибирь» осуществляя работы по заготовке древесины хранило штабеля хвойного леса в объеме более 10000 м.куб. неокоренными, не обработанные химикатами, в результате чего древесина заселена стволовыми вредителями.

Защитник ООО «Хенда-Сибирь» с постановлением об административном правонарушении не согласилась, в жалобе указала, что заместителем председателя Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО1 неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Так, по факту привлечения юридического лица к административной ответственности по ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ полагает, что Акт патрулирования лесов № 12 был составлен участковым лесничим Дружнинского лесничества З. до истечения 30 дневного срока хранения заготовленной древесины, предусмотренного п. 16. Правил санитарной безопасности в лесах, в связи с чем, событие административного правонарушения, вменяемого ООО «Хенда-Сибирь», отсутствует. Указание должностного лица на то, что в Верхнекетское лесничество не поступила информация о химической обработке срубленных деревьев, не свидетельствует, о том, что химобработка не проводилась. Нормативно-правовые акты не обязывают арендатора частей лесного участка уведомлять лесничество о проведении химической обработки. По факту привлечения по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ указала, что в нарушение ст. 26.8 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении № 5/41-26 от 03.07.2019 г. и в постановлении должностного лица о назначении наказания от 22.07.2019 г. отсутствует указание на использованные при замерах технические средства, не установлено расстояние до стены леса, которое считается существенным условием при вменении данного правонарушения. Невозможно установить место совершения правонарушения. Несмотря на ссылку в документах административного производства о нарушениях выявленных в квартале 557 (выдел 51), квартале 559 (выдел 46), квартале 560 (выдел 20) фотографии место положения в материалах отсутствуют. Кроме того, отсутствуют доказательства, которые неоспоримо подтверждали бы, что указанная в Акте патрулирования лесов № 12 древесина находится там длительное время и что на арендатора лесного участка распространяется п. 19 Правил пожарной безопасности в лесу в период особого противопожарного режима. Считает, что у арендатора отсутствовала обязанность по сбору древесины в штабель и отделению минерализованной полосой. Указывает на ряд нарушений, содержащихся в постановлении о назначении наказания. В постановлении дополнительно вменено нарушение п. 20 Правил пожарной безопасности, в протоколе, составленном лесничим нарушение указанного пункта Правил не установлено.

Защитник юридического лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО2, действующая на основании доверенности от 25.03.2019 года, доводы жалобы поддержала по основаниям, в ней изложенным.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, - заместитель председателя Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО1, просил оставить постановление № 522/2019 от 22.07.2019 года в отношении ООО «Хенда-Сибирь» без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.

Изучив доводы жалобы, заслушав защитника и должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, проверив материалы административного дела, проверив в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, прихожу к следующему.

Положения п. 8 ч.2, ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ устанавливают, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. ст. 2.1, 24.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ответственность по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ наступает за нарушение правил санитарной безопасности в лесах и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Ответственность по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ наступает за нарушение правил пожарной безопасности в лесах и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.

Согласно п. 16 Правил санитарной безопасности в лесах, при оставлении (хранении) заготовленной древесины в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней необходимо принять меры по предохранению ее от заселения стволовыми вредителями. Сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) заготовленной древесины по лесным районам установлены согласно приложению N 2. В зависимости от погодных условий сроки хранения в лесу неокоренной заготовленной древесины могут изменяться уполномоченными органами, но не более чем на 15 дней от установленного настоящими Правилами срока.

В соответствии с Приложением № 2 к указанным правилам срок запрета хранения заготовленной древесины на территории Верхнекетского района Томской области с учетом приказа Минприроды России от 18.08.2014 N 367 (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации» установлен с 15 мая по 15 августа.

Таким образом, из приведенных выше нормативных положений следует, что событие административного правонарушения, предусмотренного п. 16 Правил санитарной безопасности в лесах возникает, при оставлении древесины в лесу более 30 дней, начиная с 15 мая без окорки или обработки пестицидами.

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно ч. 1. 2 ст. 52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

В силу ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (ред. от 18.08.2016) утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.

Согласно п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров (п.20 Правил).

Пунктом 21 Правил определено, что места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.

Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).

10.07.2013 года между Департаментом лесного хозяйства Томской области и ООО «Хенда-Сибирь» заключен договор аренды части лесного участка № 2/04/13.

Арендованный участок расположен на территории Томской области, Верхнекетского района, Верхнекетского лесничества, Дружнинского участкового лесничества, урочище Орловское в кварталах 555 – 572, 577 – 599, 606 – 627, 637 – 654, 663 – 682, 690 – 694, 697 – 711, 725 – 735.

05 февраля 2019 года руководителем ООО «Хенда-Сибирь» подана декларация об использовании лесного участка, предоставленного в аренду, Верхнекетского района, Верхнекетского лесничества, Дружнинского участкового лесничества, урочище Орловское для заготовки древесины в период с 15.02.2019 по 31.12.2019.

06 марта 2019 года представлена декларация № 2 об использовании лесного участка, предоставленного в аренду, Верхнекетского района, Верхнекетского лесничества, Дружнинского участкового лесничества, урочище Орловское для заготовки древесины в период с 16.03.2019 по 31.12.2019.

Согласно акту патрулирования лесов с целью выявления и пресечения нарушений правил пожарной безопасности в лесах от 30.05.2019 года участковым лесничим Дружнинского участкового лесничества Верхнекетского лесничества – филиала ОГКУ «Томсклес» З., помощником участкового лесничего С. произведен осмотр участков лесного фонда на территории, арендованной ООО «Хенда-Сибирь». В результате патрулирования выявлены лесные участки, на которых оставлена древесина в штабелях на летний период на погрузочных площадках: в квартале 557 выдел 6, 557 выдел 110, 557 выдел 51, 559 выдел 46, 560 выдел 20 Орловского урочища Дружнинского участкового лесничества, лесозаготовители отсутствуют, штабеля леса, оставлены на погрузочных площадках, не окаймлены минерализованной полосой, складированная заготовленная древесина прилегает к стенам хвойного леса, лесосеки захламлены порубочными остатками. Штабеля хвойного леса не окорены, информация об обработке химикатами срубленной древесины в лесничество не поступала.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 5/41-27 от 03.07.2019 года ООО «Хенда-Сибирь», осуществляя заготовку древесины в 2019 году в соответствии с лесными декларациями в квартале 557 выделах 6, 51, 110, в квартале 559 выделе 46, квартале 560 выделе 20 Орловского урочища Дружнинского участкового лесничества Верхнекетского лесничества – филиала ОГКУ «Томсклес», допустило нарушение п. 6 Правил санитарной безопасности № 607 от 23.05.2017 г., штабеля хвойного леса в объеме 10000 м.куб. не окорены, информация об обработке химикатами срубленной древесины в лесничество не поступала, при осмотре штабелей установлено, что древесина заселена стволовыми вредителями.

Между тем, как следует из анализа нормативных положений п. 16 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, событие административного правонарушения, предусмотренного указанным пунктом Правил санитарной безопасности в лесах возникает, при оставлении древесины в лесу более 30 дней, начиная с 15 мая без окорки или обработки пестицидами.

Указанными выше материалами административного производства факт хранения в штабелях неокоренной и не обработанной химикатами древесины, заготовленной ООО «Хенда-Сибирь», установлен 30 мая 2019 г.

В данном случае заслуживает внимание довод жалобы защитника юридического лица, о том, что пресекательным сроком вывоза заготовленной древесины является 14 июня 2019 г., а не 31 апреля 2019 г. как указано в отзыве представителя Департамента лесного хозяйства Томской области, который был исчислен исходя из даты окончания разработки, заготовки, трелевки древесины в указанных кварталах за период с января по март 2019 г., содержащейся в отчете об использовании лесов за январь-март 2019 г.

Таким образом, тридцатидневный срок хранения заготовленной ООО «Хенда-Сибирь» древесины, без окорки или обработки пестицидами, оставленной в штабелях на момент осмотра лесосеки, проведенного 30.05.2019 г., не истек, следовательно, основания для привлечения ООО «Хенда-Сибирь» к административной ответственности за нарушение п. 16 Правил санитарной безопасности в лесах у контролирующего органа отсутствовали.

Исчисления запретительного 30-дневного срока с момента окончания заготовки древесины неверны, поскольку указанный пункт правил запрещает хранить в лесу неокоренную древесину именно в весенне-летний период, в целях предотвращения размножения вредителей. При иной трактовке указанного пункта правил (с момента окончания заготовки), возможно привлечение к ответственности за хранение древесины в лесу и в зимний период, что санитарными правилами не запрещено.

При таких обстоятельствах нарушение п.16 Правил санитарной безопасности в лесах, то есть административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ - подлежит исключению из вмененных юридическому лицу, а постановление об административном правонарушении от 22 июля 2019 г. в отношении ООО «Хенда-Сибирь» подлежит изменению в силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, так как при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Из протокола об административном правонарушении № 5/41-26 от 03.07.2019 года следует, что ООО «Хенда-Сибирь», осуществляя заготовку древесины в 2019 году в соответствии с лесными декларациями в квартале 557 выделах 6, 51, 110, в квартале 559 выделе 46, квартале 560 выделе 20 Орловского урочища Дружнинского участкового лесничества Верхнекетского лесничества – филиала ОГКУ «Томсклес», оставило хвойную древесину на летний период на погрузочных площадках, заготовленная древесина не окаймлена минерализованной полосой шириной не менее 1,5 м. Складированная заготовленная древесина, прилегает к стенам хвойного леса.

Обстоятельства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ, виновность юридического лица в совершении данного административного правонарушения, а также соблюдение порядка привлечения к административной ответственности подтверждаются указанными выше копией протокола об административном правонарушении; копией акта патрулирования лесов № 12 от 30.05.2019 г.; копией договора аренды частей лесного участка № 2/04/13; копиями лесных деклараций № 1 от 05.02.2019 г. и № 2 от 06.03.2019 г.; копией письма от 14.08.2017 г. № 535/10 «О лесной декларации»; копией лесной декларации от 11.08.2017 г. № 4; фототаблицей от 30.05.2019 г., а также иными, имеющимися в материалах дела доказательствами.

Указание в протоколе об административном правонарушении № 5/41-26, 03.07.2019 г. на нарушение Обществом п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, а в самом обжалуемом постановлении должностного лица № 522/2019 от 22.07.2019 г. на нарушение п.19, 20, 21 данных Правил, не является основанием для отмены данного постановления, поскольку из материалов административного производства, в частности, из акта осмотра лесов, следует, что ООО «Хенда-Сибирь» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ за оставление хвойной древесины на летний период на погрузочных площадках, за не отделение минерализованной полосой и за прилегание складированной древесины к стенам хвойного леса, указанные действия составляют объективную сторону вменяемого Обществу указанного правонарушения.

Доводы жалобы о невозможности установить место совершения правонарушения, о том, что не установлено расстояние до стены леса, об отсутствии доказательств, подтверждали бы, что указанная в Акте патрулирования лесов № 12 древесина находится там длительное время и что на арендатора лесного участка распространяется п. 19 Правил пожарной безопасности в лесу в период особого противопожарного режима, не установлено расстояние до стены леса, подлежат отклонению по следующим основаниям.

Сведения о месте совершения административного правонарушения указаны как в обжалуемом постановлении, так и в акте патрулирования лесов и в протоколе об административном правонарушении № 5/41-26 от 03.07.2019 года - лесные участки в квартале 557 выдел 6, 557 выдел 110, 557 выдел 51, 559 выдел 46, 560 выдел 20 Орловского урочища Дружнинского участкового лесничества. Защитником не оспаривается факт заготовки древесины обществом в указанных лесных участках.

Необходимости в проведении замеров расстояний между складом древесины и стеной леса в осмотренных должностными лицами кварталах, не имелось, так как все сведения, необходимые для правильной квалификации действий юридического лица, имелись в акте патрулирования лесов и в протоколе об административном правонарушении. Кроме этого фототаблица, имеющаяся в материалах дела с очевидностью свидетельствует о прилегании древесины к стене хвойного леса, в связи с чем отсутствует необходимость в производстве математически точных замеров.

Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют с достоверностью установить место совершения административных правонарушений, при этом само по себе отсутствие указания в постановлении о назначении административного наказания и в протоколе об административном правонарушении на использование технических средств не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения по ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Ссылка в жалобе на отсутствие оснований для возложения ответственности на юридическое лицо за невыполнение требований п. 19 Правил пожарной безопасности в лесу ввиду отсутствия на территории Верхнекетского района Томской области на момент хранения заготовленной древесины в делянах особого пожароопасного режима также несостоятельна, поскольку в данном пункте Правил пожарной безопасности указано на оставление срубленных деревьев на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона.

Пожароопасный сезон на территории Томской области установлен с 17.04.2019 года (постановлении Администрации Томской области № 146а от 17.04.2019).

Объективных обстоятельств, препятствовавших Обществу выполнить Правила пожарной безопасности в лесах, установленные законодательством Российской Федерации, при осуществлении вырубки на лесных участках, не установлено.

В связи с исключением из вмененных ООО «Хенда-Сибирь» административных правонарушений правонарушения по ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ (нарушение п.16 Правил санитарной безопасности в лесах), наказание, назначенное юридическому лицу подлежит изменению, а указание в описательно-мотивировочной части обжалуемого постановления на назначение наказания в порядке ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ – исключению.

Исходя из принципов соразмерности и справедливости наказания, учитывая характер выявленных нарушений, суд считает, что снижение назначенного юридическому лицу административного наказания в виде штрафа до 60 000 рублей будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.

Постановление о привлечении ООО «Хенда-Сибирь» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Хенда-Сибирь» на постановление заместителя председателя Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО1 № 522/2019 от 22.07.2019 года удовлетворить частично.

Постановление заместителя председателя Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО1 № 522/2019 от 22.07.2019 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Хенда-Сибирь» изменить:

в части привлечения общества с ограниченной ответственностью «Хенда-Сибирь» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу в этой части прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - ввиду отсутствия события административного правонарушения;

в части размера назначенного наказания в виде штрафа, снизив его до 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей;

исключить из постановления заместителя председателя Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО1 № 522/2019 от 22.07.2019 года при назначении наказания применение ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии.

Судья (подписано) Я.Ф. Давыдчик

На момент размещения на сайт не вступило в законную силу.