ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/20 от 19.05.2020 Лотошинского районного суда (Московская область)

Дело № 12-10/20.

Р Е Ш Е Н И Е

п.Лотошино

Московская область. «19» мая 2020 года.

Лотошинский районный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Труфанова И.А.,

при секретаре Волковой И.В.,

с участием законного представителя юридического лица в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении Григорьевой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Рузский региональный оператор» на постановление должностного лица – заместителя начальника территориального отдела № 32 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области старшего административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области К.№__ от 21 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 ч.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Рузский региональный оператор» (далее ООО «Рузский региональный оператор») в лице своего законного представителя Капустиной П.В. обратилось в суд с жалобой на постановление должностного лица – заместителя начальника территориального отдела № 32 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области старшего административно-технического инспектора Московской области,старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области К.№__ от 21 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 ч.1 КоАП РФ, которым указанное юридическое лицо было подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на контейнерной площадке расположенной вблизи ............, а именно: за несвоевременный вывоз мусора.

Законный представитель юридического лица в обоснование жалобы указало, что постановление является незаконным, так как должностное лицо Госадмтехнадзора Московской области не был наделен правом рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 ч.1 КоАП РФ в отношении ООО «Рузский региональный оператор».

Законный представитель юридического лица Григорьева Е.О. в судебном заседании поддержала доводы жалобы и дополнила ее доводы пояснив, что административное правонарушение не правильно квалифицированно по ст.8.2 ч.1 КоАП РФ, так как подлежало квалификации по ст.7.23 КоАП РФ, за нарушение графика вывоза отходов, кроме того Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области не обладает полномочиями по производству по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.

На основании изложенного законный представитель юридического лица просит отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании установлено, что 14 января 2020 года (вторник), в 09.00 часов, заместителем начальника территориального отдела № 32 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области старшим административно-техническим инспектором Московской области,старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области К. была осмотрена контейнерная площадка расположенная вблизи ............ и был выявлен факт нарушения ст.ст.13 ч.1, 13.4 ч.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.3 постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008г. № 641», п.п. 3.11, 4.6, 4.7, 6.3 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области утвержденного распоряжением Министерства ЖКХ Московской области № 350-РВ от 26 июня 2019 года «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области», п.п.5.1.12 Соглашения «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рузской зоне Регионального оператора» заключенного между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО «Управляющая компания «Региональный оператор» от 28 апреля 2018 года выразившееся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства, а именно: на контейнерной площадке по указанному адресу нарушен срок вывоза отходов, в связи с чем на площадке один контейнер переполнен. Факт нарушения срока вывоза ООО «Рузский региональный оператор» отходов подтверждается проведенным указанным выше должностным лицом аналогичным осмотром той же контейнерной площадки 10 января 2020 года (пятница), в 09 часов 10 минут и 13 января 2010 года (понедельник), в 10 часов 20 минут, при том, что согласно установленного графика вывоз отходов должен производиться ежедневно, в рабочие дни: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, с 11.00 до 14.00 часов. По результатам осмотров контейнерной площадки составлены соответствующие акты.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления 17 января 2020 года должностным лицом территориального отдела № 32 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области К. в отношении ООО «Рузский региональный оператор» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 ч.1 КоАП РФ, без участия законного представителя юридического лица, но при наличии сведений о надлежащем извещении ООО «Рузский региональный оператор» о времени и месте составления протокола.

Постановлением того же должностного лица от 21 января 2020 года ООО «Рузский региональный оператор» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 ч.1 КоАП РФ и указанному юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, без участия законного представителя юридического лица, но при наличии сведений о надлежащем извещении ООО «Рузский региональный оператор» о времени и месте рассмотрения дела, при этом указанное должностное лицо при вынесении постановления дало всем доказательствам имеющимся в деле надлежащую оценку, сделало правомерный и основанный на законе вывод о виновности ООО «Рузский региональный оператор» в инкриминируемом им административном правонарушении.

В соответствии со статьей 8.2 ч.1 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч.1 ст.23.29 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.2 КоАП РФ, рассматриваются органами, осуществляющими государственный экологический контроль.

Согласно ч.2 ст.23.29 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе государственные инспектора, старшие государственные инспектора и главные государственные инспектора (их заместители) субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 23.79.2 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных главой 23 КоАП РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом и совершенных на их территориях, в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными законами, либо заключенными в соответствии с федеральным законом соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, кроме полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, предусмотренных главой 12 КоАП РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 03 августа 2016 года № 1646-р утверждено Соглашение между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий РФ в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления.

Согласно ст.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами, помимо прочего, относиться осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Статьей 28 указанного закона определены виды ответственности за нарушение законодательства РФ в области обращения с отходами, а именно: неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Московской области № 763/37 от 18 октября 2018 года утвержден «Порядок организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Московской области», в соответствии с п.4 которого государственный надзор осуществляется Министерством экологии и природопользования Московской области и Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области.

Согласно п.11.1 указанного Порядка предметом государственного надзора при осуществлении Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении своей деятельности обязательных требований к объектам накопления твердых коммунальных отходов, местам (площадкам) накопления коммунальных отходов, деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов, сжиганию отходов (за исключением объектов обезвреживания отходов), сбросу отходов вне объектов накопления и размещения отходов.

Пунктом 5 к должностным лицам органа государственного надзора, осуществляющим государственный надзор, в числе прочего, отнесены заместитель начальника Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области, являющийся по должности заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области (п.п.3); начальник территориального управления Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области, являющийся по должности старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области (п.п.5); заместители начальника территориального управления Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области, начальники территориальных отделов территориального управления Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области и их заместители, являющиеся по должности старшими государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Московской области (п.п.7); консультанты территориальных отделов территориального управления Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области, являющиеся по должности старшими государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Московской области (п.п.9).

Пунктом 6 определено, что должностные лица, осуществляющие государственный надзор, при проведении проверок пользуются правами, установленными статьей 66 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 года N 847/28 утверждено «Положение о Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области". Его редакцией от 26.04.2019 года определено, что главное управление осуществляет следующие полномочия:

- производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (п.п. 12.25.1);

- государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в соответствии с порядком организации и осуществления государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (п.п. 12.25.4).

Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу, что доводы законного представителя ООО «Рузский региональный оператор» о том, что должностное лицо Госадмтехнадзора Московской области не было наделено правом рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 ч.1 КоАП РФ, а также о том, что Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области не обладает полномочиями по производству по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности не основаны на законе, в связи с чем являются не состоятельными и не могут быть приняты судом во внимание.

Утверждения законного представителя ООО «Рузский региональный оператор» о том, что административное правонарушение не правильно квалифицированно по ст.8.2 ч.1 КоАП РФ, так как подлежало квалификации по ст.7.23 КоАП РФ также является необоснованным.

В соответствии с п.2.1 Соглашения «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рузской зоне Регионального оператора» заключенного между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО «Управляющая компания «Региональный оператор» от 28 апреля 2018 года предметом соглашения является обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории Московской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

На основании п.п.5.1.2. ООО «Управляющая компания «Региональный оператор» приняло на себя обязательство обеспечивать своевременный и бесперебойный сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образованных в зоне деятельности Регионального оператора, безопасным способом для населения и окружающей среды Московской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой, графиком сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов.

Согласно приложения 1 приведенного соглашения Лотошинский район Московской области входит в зону деятельности ООО «Рузский региональный оператор».

Таким образом несвоевременный вывоз отходов с контейнерной площадки ООО «Рузский региональный оператор» привело к переполнению контейнеров, что в свою очередь привело к несоблюдению требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании отходов производства и потребления, то есть к несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в связи с чем действия ООО «Рузский региональный оператор» правильно квалифицированы правомочным должностным лицом по ст.8.2 ч.1 КоАП РФ.

Административное наказание ООО «Рузский региональный оператор» в виде административного штрафа в размере 100000 рублей является справедливым и обоснованным, оно назначено правомочным на то должностным лицом в минимальных пределах санкции ст.8.2 ч.1 КоАП РФ предусмотренной для ответственности юридических лиц, процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения не имеется.

Суд также не усматривает в данном случае наличия исключительных обстоятельств связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлеченного к административной ответственности юридического лица, которые позволили бы суду, применить положения ст.4.1 ч.3.2 КоАП РФ, изменить обжалуемое постановление и назначить юридическому лицу наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст.8.2 ч.1 КоАП РФ для юридических лиц.

Таким образом, суд, выслушав объяснения законного представителя ООО «Рузский региональный оператор» Григорьевой Е.О. и исследовав материалы дела, приходит к выводу, что жалоба ООО «Рузский региональный оператор» является необоснованной, доводы жалобы являются несостоятельными, обжалуемое постановление должностного лица Госадмтехнадзора Московской областиявляется законным и справедливым, в связи с чем указанное постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 и ст.30.3 КоАП РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 ч.1 КоАП РФ№__вынесенное 21 января 2020 года должностным лицом – заместителем начальника территориального отдела № 32 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области старшим административно-техническим инспектором Московской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области К. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Рузский региональный оператор», которым юридическому лицу было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей - оставить без изменения, а жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Рузский региональный оператор»на указанное постановление - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Лотошинский районный суд Московской области в течение 10 суток со дня вынесения.

Председательствующий: ____________________