ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/20 от 21.02.2020 Таштагольского городского суда (Кемеровская область)

УИД 42 RS0035-01-2019-002380-93

Дело №12-10/2020

Р Е Ш Е Н И Е

гор. Таштагол 21 февраля 2020 года

Судья Таштагольского городского суда Кемеровской области

Башмакова Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Таштаголе жалобу врио начальника ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области -Кузбассу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела-главного государственного инспектора труда ФИО2 о привлечении ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области –Кузбассу к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела-главного государственного инспектора труда ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области -Кузбассу привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто за совершение данного административного правонарушения административному наказанию в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты> рублей, за то, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов при проведении проверки в ФКУ ОУХД ИК-4, расположенном по адресу: <адрес>, пгт Шерегеш, <адрес>, выявлены нарушения требований трудового законодательства, а именно:

осужденному ФИО5, привлеченному к оплачиваемому труду в качестве рабочего по уходу за животными, предоставлен отпуск с ДД.ММ.ГГГГ, а его оплата произведена лишь ДД.ММ.ГГГГ.

От осужденных, привлекаемых к труду в выходные и нерабочие праздничные дни, администрацией учреждения не всегда истребуется письменное согласие, не предоставляется право выбора вида компенсации за работу в выходной и нерабочий праздничный день (оплата в повышенном размере либо предоставление дополнительного дня отдыха). В соответствии с приказом начальника ФКУ ОУХД ИК-4 от ДД.ММ.ГГГГ к работе в выходной день ДД.ММ.ГГГГ были привлечены <данные изъяты> осужденных (ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10), от которых письменное согласие на работу в выходной день получено не было, право выбора вида компенсации не предоставлено. В соответствии с приказом начальника ФКУ ОУХД ИК-4 от ДД.ММ.ГГГГ к работе в выходной день ДД.ММ.ГГГГ были привлечены <данные изъяты> осужденных, от которых письменное согласие на работу в праздничный день также получено не было, право выбора вида компенсации не предоставлялось.

На момент проверки в учреждении не проведена специальная оценка условий труда <данные изъяты> рабочих мест:

- в транспортном цехе <данные изъяты>;

- в сувенирном цехе <данные изъяты>;

- в швейном цехе <данные изъяты>;

- на швейном участке отряда строгих условий отбывания наказания <данные изъяты>;

- на работах по хозяйственному обслуживанию учреждения <данные изъяты>.

В сувенирном цехе осужденный, привлеченный к оплачиваемому труду, ознакомлен с инструкцией по охране труда для прессовщиков изделий из древесины, занятых склеиванием деталей на установках в поле токов высокой частот, при этом указанная инструкция не содержит безопасных методов и приемов выполнения работ при использовании фактически применяемого оборудования и инструментов, а устанавливает требования для использования высокочастотного генератора, электрораспределительного щита и пультов управления. На рабочих местах машиниста котельной (кочегара) и слесаря по обслуживанию и ремонту оборудования отсутствуют <данные изъяты>.

Осужденные ФИО11, ФИО12 на момент проверки фактически выполняли работу станочников, при этом согласно приказу начальника ФКУ ОУХД ИК-4 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ привлечены к оплачиваемому труду в качестве подсобных рабочих. Осужденные не проходили соответствующего обучения, инструктажа по охране труда, стажировки, проверки знаний требований охраны труда, целевого инструктажа, не знакомились с инструкцией по охране труда для станочника деревообрабатывающих станков от ДД.ММ.ГГГГ.

Администрацией ФКУ ОУХД ИК-4 не организован надлежащий учет и контроль за выдачей осужденным, привлекаемым к оплачиваемому труду, средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Согласно личным карточкам учета и выдачи СИЗ не обеспечены СИЗ подсобные рабочие ФИО13, ФИО14, ФИО15, уборщик территории ФИО16, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий ФИО17 и другие.

Стажировочный лист осужденного ФИО18, привлеченного к оплачиваемому труду в качестве водителя автомобиля КАМАЗ , не содержит данных о номере стажировочного листа, фамилии, имени, отчестве специалиста, ответственного за обеспечение дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, в нем отсутствует подпись и дата допуска водителя к самостоятельной работе. Также отсутствует программа стажировки, которая должна указываться в стажировочном листе, что свидетельствует о формальном подходе к проведению стажировки водителя транспортного средства.

Выявленные факты являются нарушением прав осужденных на безопасные условия труда, его своевременную оплату.

Таким образом, в действиях юридического лица ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области имеются признаки составов административных правонарушений, предусмотренных:

- частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актом, содержащих нормы трудового права;

- частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния;

- частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

- частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - непроведение работодателем специальной оценки условий труда на рабочих местах;

- частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда;

- частью 4 стати 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

В соответствии с частью 4 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство об административном правонарушении возбуждено по одному составу административного правонарушения, предусматривающему наиболее строгое административное наказание, по части 4 стати 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Врио начальника ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит отменить постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу ФИО3, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, кроме того пояснила, что в отношении ГУФСИН России по Кемеровской области возбуждено исполнительное производство и постановлением от ДД.ММ.ГГГГ им предоставлен новый срок для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем решение суда ГУФСИН России по Кемеровской области о финансировании не исполнено и соответственно ФКУ ИК-4 не может исполнить решение суда.

Должностное лицо, вынесшее постановление об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось, о дне, месте, времени слушания дела извещено надлежащим образом.

Выслушав доводы представителя ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, исследовав материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Поскольку должностным лицом на основании части 4 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбуждено производство об административном правонарушении по одному составу административного правонарушения, предусмотренному ч. 4 стати 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях по другим составам в материалах дела отсутствуют, то суд рассматривает дело в пределах предъявленной санкции.

В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Привлекая ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, должностное лицо исходило из того, что администрацией ФКУ ОУХД ИК-4 не организован надлежащий учет и контроль за выдачей осужденным, привлекаемым к оплачиваемому труду, средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Согласно личным карточкам учета и выдачи СИЗ не обеспечены СИЗ подсобные рабочие ФИО13, ФИО14, ФИО15, уборщик территории ФИО16, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий ФИО17 и другие.

Вместе с тем вмененное учреждению нарушение, выразившееся в необеспечении работников средствами индивидуальной защиты, какими-либо объективными доказательствами не подтверждено.

Как следует из представленных материалов, решением Таштагольского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, постановлено: Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование ГУФСИН России по Кемеровской области для обеспечения осужденных ФКУ ИК-4 и устранить нарушения федерального законодательства об охране труда: обеспечить осужденных, привлеченных к работам, средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью следующих работников:

<данные изъяты> гладильщика (баня-прачечная): <данные изъяты>;

<данные изъяты> подсобных рабочих (котельная): <данные изъяты>;

<данные изъяты> электросварщика <данные изъяты>;

<данные изъяты> парикмахера <данные изъяты>;

<данные изъяты> рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту зданий: <данные изъяты>;

<данные изъяты> машинистов - <данные изъяты>;

<данные изъяты> уборщиков производственных и служебных помещений: <данные изъяты>;

<данные изъяты> уборщиков территории: <данные изъяты>;

<данные изъяты> поваров: <данные изъяты>;

<данные изъяты> кухонных рабочих и <данные изъяты> подсобный рабочих (столовая - пекарня): <данные изъяты>;

<данные изъяты> подсобных рабочих (КБО): <данные изъяты>;

<данные изъяты> рабочего по обслуживанию бани: <данные изъяты>;

<данные изъяты> машиниста по стирке и ремонту специальной одежды: <данные изъяты>.

Обязать ГУФСИН России по Кемеровской области до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить потребности в бюджетном финансировании ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области для выполнения мероприятий по обеспечению средствами индивидуальной защиты специальной одеждой и обувью указанных выше работников.

Обязать ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения федерального законодательства об охране труда: обеспечить осужденных, привлеченных к работам, средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и обувью следующих работников: <данные изъяты>

<данные изъяты>

Как установлено судом, вышеуказанное решение суда до настоящего времени не исполнено.

Судом установлено, что ФКУ ОУХД ИК-4 является федеральным казенным учреждением и полностью финансируется из средств федерального бюджета, что не позволяет ФКУ ОУХД ИК-4 исполнить решение суда без исполнения решения суда ответчиками ГУФСИН России и ГУФСИН России по Кемеровской области. Собственных денежных средств у ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу не имеется.

Кроме того, ФКУ ИК-4 направлялись все необходимые запросы в ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу с просьбой о выделении денежных средств на приобретение средств индивидуальной защиты, специальной одежды и обуви.

Согласно постановления судебного пристава исполнителя МОСП по особо важным делам УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу о назначении нового срока от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в отношении должника ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, предметом исполнения является обязанность обеспечить в бюджетном финансировании ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу для выполнения мероприятий по обеспечению средствами индивидуальной защиты специальной одеждой и обувью по решению Таштагольского городского суда № 2а-387/18 от ДД.ММ.ГГГГ, установлен новый срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведений ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, в ДД.ММ.ГГГГ года лимиты бюджетных обязательств на исполнение решение суда по обеспечению осужденных, привлеченных к работам, средствами индивидуальной защиты, специальной одеждой и специальной обувью не поступали.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Однако как установлено в судебном заседании исполнение решения суда ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу зависит от исполнения решения суда ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, срок исполнения определен ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, материалы дела позволили суду сделать вывод о том, что ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, следует подчеркнуть, что согласно части 1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Жалобу врио начальника ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела-главного государственного инспектора труда ФИО2 о привлечении ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области –Кузбассу о привлечении ФКУ ОУХД ИК-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к административному наказанию в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты> рублей отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток.

Судья Н.С. Башмакова