Дело № 12-10/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
<...>
Резолютивная часть оглашена 22 января 2020 года.
Мотивированное решение изготовлено 24 января 2020 года.
Судья Псковского городского суда Тесёлкина С.М., рассмотрев жалобу ФИО1, ***, работающего *** УФФСП России по Псковской области на постановление руководителя УФАС России по Псковской области от 1 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя УФАС России по Псковской области от 1 апреля 2019 года *** Федеральной службы судебных приставов по Псковской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил его отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия события правонарушения.
В обоснование жалобы указано, что при привлечении ФИО1 к административной ответственности по делу № 21/19-ГЗ не соблюден процессуальный порядок, установленный КоАП РФ, поскольку его известили о времени и месте рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства, а не о том, что будет вынесено постановление о возбуждении дела. При этом ввиду недостаточности времени для подготовки объяснений по поводу вменяемого правонарушения, ФИО1 было направлено соответствующее письмо-уведомление, оставленное без внимания прокуратурой области, чем нарушены гарантии, предоставленные ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе давать пояснения по существу правонарушения.
Также нарушены сроки вынесения и направления процессуальных решений, а именно постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.02.2019, направленного 04.03.2019, и постановления УФАС по Псковской области от 01.04.2019, мотивированное постановление по которому составлено 04.04.2019.
При рассмотрении дела об административном правонарушении не установлены время совершения и конкретное событие вменяемого ФИО1 административного правонарушения, так как указанные в постановлении даты утверждения документаций № 0157100004618000061 и на поставку МФУ 20.04.2018 и 27.08.2018, как даты совершения правонарушений, не совпадают с фактическими датами их утверждения.
Отсутствие в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении идентификационных признаков контрактов, содержащих обязанности об установлении сроков их оплаты контрактов и возврата обеспечения их исполнения, а также обязанности выполнить обязательства собственными силами со ссылкой на все контракты Управления в 2018 г., а также указание на период размещения Управлением в ЕИС документации о проведении электронных аукционов в марте-сентябре 2018 года, содержащей многочисленные нарушения, не позволяют установить событие и время вменяемого правонарушения.
Вместе с тем противоречия, имеющиеся в постановлении о возбуждении административного правонарушения от 27.02.2019 в части неполного и не конкретизированного описания объективной стороны вменяемого административного правонарушения, не позволяющего точно установить событие административного правонарушения, не были оценены и устранены УФАС по Псковской области при рассмотрении дела об административном нарушении.
Также отмечено вынесение постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности за пределами сроков давности и разрешение вопроса о малозначительности правонарушения без установления роли ФИО1 в совершении вменяемого ему правонарушения, надлежащей оценки размера вреда и тяжести наступивших последствий для охраняемых общественных правоотношений.
Кроме процессуальных нарушений УФАС по Псковской области ФИО1 указано на неправильное применение норм материального права, приведших к неверной оценке его действий.
В судебное заседание ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель УФАС по Псковской области ФИО2 с доводами жалобы не согласилась, полагая постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным. Отметила, что при вынесении постановления о назначении административного наказания были приняты во внимание доводы, приведенные в обоснование жалобы, и им дана надлежащая оценка.
Прокурор г. Пскова Гончарова Т.Г., не усмотрев оснований для отмены постановления УФАС России по Псковской области, также полагала постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 законным и обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрено, что утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении ФИО1 следует, что проведенной заместителем начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Псковской области проверкой соблюдения УФССП России по Псковской области исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд установлено, что размещаемая Управлением в Единой информационной системе в сфере закупок в марте-сентябре 2018 года документация о проведении электронных аукционов содержала нарушения частей 5, 7, 8, 13, 27 ст. 34 и пунктов 10, 11 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно пунктам 10, 11, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в числе прочего должна содержать срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт и порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе).
В силу ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4).
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 5).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 7).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 8).
Частями 13, 27 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги и о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Проверкой соблюдения УФССП России по Псковской области исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд установлено и подтверждается материалами дела, что 20 июня 2018 года *** УФССП России по Псковской области ФИО1 утверждена документация об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку канцелярских товаров, содержащаяся в извещении о проведении электронного аукциона № 0157100004618000061, размещенного в Единой информационной системе в сфере закупок 25 июня 2018 года.
Согласно инструкции участникам аукциона указанной документации срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт и порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе имеют следующую формулировку: «победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст.70 44-ФЗ, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в ч. 8 ст. 69 44-ФЗ, или не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 44-ФЗ (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 70 44-ФЗ запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе».
В силу статей 190, 191, 193 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Поскольку указанная формулировка инструкции не позволяет установить срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, а также даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе, Управлением допущены нарушения пунктов 10, 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения допущены в документациях об аукционах в электронной форме на право заключения контракта на поставку офисной бумаги, содержащейся в извещении о проведении электронного аукциона №0157100004618000002, размещенном в Единой информационной системе в сфере закупок 7 марта 2018 года; на право заключения контракта на поставку МФУ, содержащейся в извещении о проведении электронного аукциона №0157100004618000069, размещенном в Единой информационной системе в сфере закупок 27 августа 2018 года; на право заключения контракта на поставку (включая монтаж) кондиционеров, содержащейся в извещении о проведении электронного аукциона № 0157100004618000061, размещенного в Единой информационной системе в сфере закупок 06 апреля 2018 года и утвержденных *** УФССП России по Псковской области ФИО1 07.03.2018, 23.08.2018 и 06.04.2018 соответственно.
Кроме того, в проекте контракта на поставку канцелярских товаров срок оплаты товара (п. 3.4) и срок возврата обеспечения исполнения контракта (п. 6.2) установлены в банковских днях, что также не позволяет определить конкретные сроки наступления указанных обязанностей, что является нарушением требований частей 13, 27 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В п. 7.2 проекта контракта на поставку картриджей, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме, содержащейся в извещении о проведении электронного аукциона № 0157100004618000067, размещенном в Единой информационной системе в сфере закупок 29 августа 2018 года и в этот же день утвержденной *** УФССП России по Псковской области ФИО1, со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, не указано от какой суммы исчисляются 10 % при определении размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Аналогичная формулировка п. 7.2 содержится в проектах контрактов указанных ранее документаций на поставку МФУ, кондиционеров и канцелярских товаров.
Согласно п. 5.1 проекта контракта на оказание услуг по оценке имущества (имущественных прав) должников, арестованного в ходе исполнительного производства, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме, содержащейся в извещении о проведении электронного аукциона № 0157100004618000001, размещенном в Единой информационной системе в сфере закупок 7 марта 2018 года и в этот же день утвержденной *** УФССП России по Псковской области ФИО1, стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Неверное указание размера штрафа и отсутствие условий об ответственности заказчика и поставщика в проектах контрактов свидетельствуют о нарушениях частей 4, 5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях *** УФССП России по Псковской области ФИО1 усматриваются достаточные данные, указывающие на событие административного правонарушения, выразившееся в утверждении документаций об аукционах с нарушениями требований, предусмотренных Законом о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
При рассмотрении дела должностным лицом административного органа объективно установлены все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, правильно применены положения законодательства, дана верная юридическая оценка действиям *** УФССП России по Псковской области ФИО1 и на основе полного, объективного и всестороннего исследования сделан вывод о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Доводы ФИО1, приведенные в обоснование жалобы, были исследованы административным органом при вынесении постановления о назначении административного наказания и им дана надлежащая оценка, с которой суд соглашается.
При этом следует отметить, что в силу ч. 3 ст. 4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день, в связи с чем даты истечения процессуальных сроков, в том числе дата вынесения мотивированного постановления рассчитаны ФИО1 неверно.
Дата утверждения документации - 20.04.2018 указана административным органом в постановлении об административном правонарушении ошибочно, поскольку проставлена ФИО1 недостаточно разборчиво, а 27.08.2018 - вообще не фигурирует в постановлении.
Административное наказание в виде административного штрафа, назначено ФИО1 в соответствии с санкцией ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения по доводам, указанным в жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление руководителя УФАС России по Псковской области от 1 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Псковский областной суд через Псковский городской суд.
Судья С.М. Тесёлкина