Дело № 12-10/2020
УИД: 22RS0068-01-2019-009263-20
РЕШЕНИЕ
25 февраля 2020 года г. Барнаул
Судья Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края Кайгородова О.Ю., рассмотрев жалобу комитета по дорожному, хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 28 октября 2019 года (к протоколу № № от 03.10.2019) по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 28 октября 2019 года (к протоколу № № от 03.10.2019) комитет по дорожному, хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула (далее – Комитет) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
В жалобе на постановление Комитет просит постановление по делу об административном правонарушении отменить. Указывает, что вина органа в неисполнении решения суда отсутствует, поскольку осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения только в пределах установленных расходных обязательств. Таким образом, без принятия муниципальной программы расходование денежных средств на исполнение решений суда не представляется возможным. Объект включен в муниципальную программу «Развитие дорожно – транспортной системы города Барнаула от 2015-2025 годы», утвержденной постановлением администрации города от 19.08.2014 №1802, выполнение работ по организации линии наружного освещения в п.Центральном г.Барнаула от .... запланировано на 2019 год. Кроме того, 28.08.2019 года заключен муниципальный контракт с МУП «БАРНАУЛГОРСВЕТ», предметом которого является устройство линий наружного освещения, в том числе в п.Центральный. Срок окончания работ – 90 дней со дня подписания контракта.
В судебное заседание законный представитель, защитник Комитета не явился, извещен судом надлежащим образом. Судья полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, административный материал, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 30. 3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление вынесено 28.10.2019, получено Комитетом 29.10.2019. Жалоба подана в Центральный районный суд г. Барнаула 06.11.2019, в связи с чем, срок на подачу жалобы не пропущен.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления.
В соответствии со ст. 105 указанного закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения.
Установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП от 08.11.2018 на основании исполнительного лица, выданного Центральным районным судом г. Барнаула по делу № № возбуждено исполнительное производство № № о возложении на Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула обязанности в течение 9 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать наружное освещение участка дороги в п. Центральный г. Барнаула от ....
Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения копии указанного постановления.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 09.11.2018.
29.11.2018 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Комитета исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 08.04.2019.
17.04.2019 в связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в отношении администрации вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 17.04.2019 Комитету установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 23.09.2019.
Оспариваемым постановлением должностного лица службы судебных приставов от 28.10.2019 (к протоколу № № от 03.10.2019) Комитет привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок до 23.09.2019, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г.Барнаула от 17.04.2019.
Признавая комитет виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, должностное лицо исходило из достаточности доказательств умышленного неисполнения должником требований исполнительного документа, а также разумности срока, установленного судебным приставом-исполнителем для осуществления работ по организации и выполнению дорожного покрытия улиц, обустройства тротуаров, указанных в исполнительном документе.Между тем, с такими выводами согласиться нельзя, поскольку лицо, вынесшее постановление, не проанализировало установленный законом порядок исполнения судебного решения и необходимый для этого минимальный срок.
В соответствии с частью 2 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Санкция части 2 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, относится к мерам публично-правовой ответственности. Из этого следует, что данная мера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности. Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины, как элемента субъективной стороны состава правонарушения. Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 названного Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Из материалов дела и исполнительного производства следует, что в целях исполнения решения суда должником проведены следующие работы: 20.05.2019 между комитетом и ООО «Транссвет» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство линий наружного освещения в г. Барнауле, 28.06.2019 указанные работы приняты заказчиком по акту приема-передачи, 27.08.2019 года заключен муниципальный контракт с МУП «БАРНАУЛГОРСВЕТ», предметом которого является устройство линий наружного освещения, в том числе в п.Центральный (п.1.3). Срок окончания работ – 90 дней со дня подписания контракта (п.4.1).
Таким образом, из представленных доказательств следует, что Комитетом в период установленного срока (с 17.04.2019 по 23.09.2019) принимались меры к исполнению решения суда, вместе с тем, учитывая, что в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должник не располагает самостоятельными денежными средствами и не может производить расходы, не предусмотренные лимитом бюджетных обязательств на очередной финансовый год, требования исполнительного документа не были исполнены в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
С учетом определенной Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" процедуры, срок, установленный судебным приставом - исполнителем должнику для исполнения решения суда является неразумным.
Комитет по дорожному, хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула представил доказательства, в том числе должностному лицу при рассмотрении дела об административном правонарушении, принятия исчерпывающих мер, направленных на исполнение судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок. Доказательств, объективно свидетельствующих о наличии у комитета умысла на неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, материалы дела не содержат. Должностным лицом, вынесшим постановление не указано, какие реальные действия с учетом требований закона мог и должен был принять должник, однако не сделал этого, вследствие чего решение суда не исполнено в срок до 23.09.2019.
Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии умысла на неисполнение требований исполнительного документа в срок.
Таким образом, по делу имеются неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которые в силу части 4 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях должны толковаться в его пользу.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 названного Кодекса, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу.
С учетом изложенного, постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу комитета по дорожному, хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула- удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от 28 октября 2019 года (к протоколу № № от 03.10.2019) по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии через Центральный районный суд г. Барнаула.
Судья О.Ю.Кайгородова