ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-10/20 от 28.08.2020 Александровского районного суда (Томская область)

№ 12-10/2020

УИД: 70RS0011-01-2020-000299-37

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Судья Александровского районного суда <адрес> Зуев С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу <адрес> на постановление главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),

установил:

Постановлением главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - муниципальное казенное учреждение Отдел образования Администрации Александровского района (далее – МКУ Отдел образования Администрации Александровского района) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

В жалобе и.о.начальника МКУ Отдел образования Администрации Александровского района, поданной в Александровский районный суд <адрес>, поставлен вопрос об изменении постановления должностного лица административного органа и снижении наказания с учетом принципов справедливости и соразмерности.

В судебном заседании законный представитель юридического лица – начальник МКУ Отдел образования Администрации Александровского района, признала факт установки и эксплуатации автоматической пожарной сигнализации в здании без проектной документации, поскольку здание «старое», готовится под снос, затраты на проектную документацию являлись нецелесообразными.

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГТехнический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила противопожарного режима N 390), определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Частью 1 статьи 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях, сооружениях и строениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

Согласно пункту 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, при обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения и требования нормативных документов по пожарной безопасности.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в помещении МКУ Отдел образования Администрации Александровского района, расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности.

Выявленные нарушения изложены в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на нарушение МКУ Отдел образования Администрации Александровского района конкретных норм и правил, регламентирующих требования, предъявляемые к пожарной безопасности. Оснований для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством при рассмотрении дела не установлено.

Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и постановления должностного лица надзорного органа от ДД.ММ.ГГГГ, МКУ Отдел образования Администрации Александровского района допустило нарушения требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, а именно, автоматическая установка пожарной сигнализации смонтирована в здании без проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке, чем нарушен пункт 61 Правил противопожарного режима , часть 1 статьи 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения МКУ Отдел образования Администрации Александровского района к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, главный государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору пришел к правильному выводу о том, что обстоятельства, установленные в ходе административного расследования, свидетельствуют о совершении юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Выводы должностного лица административного органа являются мотивированными.

Поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невозможности выполнения МКУ Отдел образования Администрации Александровского района требований законодательства, равно как и доказательств принятия исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил в области пожарной безопасности, МКУ Отдел образования Администрации Александровского района обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Вина МКУ Отдел образования Администрации Александровского района в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, является доказанной. Материалами дела об административном правонарушении подтверждается наличие на момент проверки нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении. Доказательств, свидетельствующих о том, что МКУ Отдел образования Администрации Александровского района были приняты необходимые и достаточные меры по устранению изложенных в протоколе об административном правонарушениях нарушений, суду не представлено.

Постановление о привлечении МКУ Отдел образования Администрации Александровского района к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении МКУ Отдел образования Администрации Александровского района, допущено не было.

Вместе с тем, считаю постановление должностного лица подлежащим изменению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобу, протест на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом, в соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Санкция ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде административного штрафа для юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Принимая во внимание признание вины, совершение правонарушения в области пожарной безопасности впервые, а также с учетом финансового состояния отдела образования, находящегося на государственном обеспечении, прихожу к выводу, что в своей совокупности данные обстоятельства являются исключительными, при которых административное наказание МКУ Отдел образования Администрации Александровского района в виде административного штрафа может быть назначено с применением ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 75000 рублей, что будет отвечать принципам справедливости и соразмерности наказания.

Руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального казенного учреждения Отдела образования Администрации Александровского района - изменить, снизить размер назначенного административного штрафа до 75000 рублей.

В остальной части состоявшееся по делу постановление оставить без изменения.

На решение может быть подана жалоба в 10-дневный срок со дня получения его копии в <адрес> областной суд, с подачей жалобы через <адрес>.

Судья: подпись.

***

***

***

Оригинал решения находится в материалах административного дела в <адрес>.