Дело № 12-10/2013
Р Е Ш Е Н И Е
с. Тиличики Камчатский край 25 сентября 2013 года
Судья Олюторского районного суда Камчатского края Гуделева Е.Л., при секретаре Рословой Я.Ю., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Камчатского края по пожарному надзору № от 2 августа 2013 года, которым должностное лицо – исполняющая обязанности директора Муниципального казенного образовательного учреждения «Тиличикская (специальная) коррекционная школа-интернат 8 вида»
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, гражданка РФ, имеющая высшее образование, состоящая в браке, не имеющая на иждивении несовершеннолетних детей, зарегистрированная по адресу: <адрес>,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением государственного инспектора Камчатского края по пожарному надзору (далее – должностное лицо) № от 2 августа 2013 года ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности послужило то обстоятельство, что являясь исполняющей обязанности директора Муниципального казенного образовательного учреждения «Тиличикская (специальная) коррекционная школа-интернат 8 вида» (далее МОУ ТСКШИ), допустила нарушение требований пожарной безопасности в помещениях МОУ ТСКШИ, а именно:
1) аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения складских помещений для хранения и выдачи вещевого имущества, располагаются внутри помещений (п. 349 постановления Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года «Правила противопожарного режима в РФ»);
2) на дверях помещений электробойлерной, электрощитовой, а также складских помещений оборудованных для хранения и выдачи вещевого имущества отсутствует обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 20 постановления Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года «Правила противопожарного режима в РФ»;
3) противопожарные преграды (двери) помещений электробойлерной и складских помещений оборудованных для хранения и выдачи вещевого имущества менее предела огнестойкости EI-60 (деревянные) (ч. 2 ст. 88, таблица 24 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
4) не произведена перезарядка углекислотных огнетушителей, на корпусе огнетушителей отсутствуют порядковые номера, нанесенные белой краской (п.п. 475, 478 постановления Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года «Правила противопожарного режима в РФ»);
5) не предусмотрена замена огнетушителей не пригодных к эксплуатации или направленных на перезарядку, на соответствующее количество заряженных огнетушителей (п. 471 постановления Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года «Правила противопожарного режима в РФ»);
6) помещение вычислительной техники (компьютерный класс) не оборудован хладоновым и углекислотным огнетушителями (п. 472 постановления Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года «Правила противопожарного режима в РФ»).
За нарушение требований пожарной безопасности по пунктам 1, 2, 3 из перечисленных предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, по пунктам 4, 5 и 6 – ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Не согласившись с таким постановлением, ФИО1 обратилась в Олюторский районный суд Камчатского края с жалобой, в которой указывает, что за время существования МОУ ТСКШИ с 2008 года впервые выявлены нарушения требований пожарной безопасности, при этом наказание назначено в максимальном размере, что, по ее мнению, является несправедливым.
В возражениях на жалобу ФИО1 государственный инспектор Камчатского края по пожарному надзору ФИО3 полагает доводы жалобы необоснованными, а назначенное наказание соответствует требованиям п. 2 ч. 3 ст. 4.4 КоАП РФ, в пределах санкций, предусмотренных ч. 1, ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО1 поддержала доводы жалобы, при этом не оспаривала законность выявленных должностным лицом нарушений требований пожарной безопасности в результате проверки помещений МОУ ТСКШИ, вместе с тем, просила учесть наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и снизить размер, назначенного ей наказания.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении № 15/16, прихожу к следующим выводам.
В ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена ответственность для должностных лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ и ч. 3 – 8 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В силу требований ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно ст. 38 вышеназванного Федерального закона № 69-ФЗ лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки, проведенной 31 июля 2013 года должностным лицом УНД ГУ МЧС России по Камчатскому краю на основании распоряжения временно исполняющим обязанности главного государственного инспектора Камчатского края по пожарному надзору № 54 от 22 июня 2013 года в отношении МОУ ТСКШИ, расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 390 от 25 апреля 2012 года, а также Федеральным законом № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
По результатам проведенной проверки должностным лицом УНД ГУ МЧС России по Камчатскому краю составлен акт проверки № 54 от 1 августа 2013 года.
1 августа 2013 года на основании выявленных нарушений, отраженных в акте, государственным инспектором Камчатского края по пожарному надзору ФИО2 в отношении исполняющей обязанности директора МОУ ТСКШИ ФИО1 составлены два протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановлением должностного лица УНД ГУ МЧС России по Камчатскому краю № 15/16 от 2 августа 2013 года исполняющая обязанности директора МОУ ТСКШИ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Виновность ФИО1 в совершении административных правонарушений, установлена должностным лицом на основании исследованных при рассмотрении дела доказательств: протоколов об административных правонарушениях №№ 15, 16 от 1 августа 2013 года, распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки в отношении МОУ ТСКШИ от 22 июля 2013 года, акта проверки № 54 от 1 августа 2013 года, требования о проведении внеплановой проверки от 30 апреля 2013 года, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ от 2 июня 2010 года, распоряжения о назначении ФИО4 исполняющей обязанности директора МОУ ТСКШИ от 9 июля 2013 года (л. 3-5, 6-7, 10, 17, 18-19 дела об административном правонарушении).
Указанные обстоятельства ФИО1 не оспариваются.
Таким образом, действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 1 и ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Жалоба ФИО1 не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления должностного лица.
Вместе с тем, заслуживают внимание доводы ФИО1 в части назначенного ей наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, данные о лице, привлекаемом к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом, в силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
При вынесении обжалуемого постановления должностным лицом не были учтены положения ст. 4.1 и ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что нарушения правил пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки 31 июля 2013 года, допущены исполняющей обязанности директора МОУ ТСКШИ ФИО1 в результате бездействия.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3HYPERLINK consultantplus://offline/ref=4C06A513043DC149AF0D805B7BFA8D542EEC77B1CC62E4029ADCF539539B453E3208ACB898ADI7G5D ст. 20.4 КоАП РФ, возбужденных по результатам указанной проверки в отношении исполняющей обязанности директора МОУ ТСКШИ ФИО1, в соответствии с требованиями ст. 23.34 КоАП РФ, подведомственно одному должностному лицу.
Следовательно, исполняющая обязанности директора МОУ ТСКШИ ФИО1, совершив в результате бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. ч. 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому должностному лицу, подлежала привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, в данном случае в соответствии с санкцией ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой установлена ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Назначая наказание в виде административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, должностное лицо, в нарушение требований, предусмотренных ст. 4.1, п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, постановление в этой части не мотивировал, при этом указав на отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО1
Полагаю необходимым признать обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ФИО1 признание вины, привлечение к административной ответственности впервые.
Учитывая изложенное, а также положения ст. 4.1, ст. 4.2 КоАП РФ, постановление должностного лица подлежит изменению в части назначенного ФИО1 наказания путем уменьшения размера административного штрафа до 6 000 рублей, то есть в минимальном размере с учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
Жалобу ФИО1 – удовлетворить частично.
Постановление государственного инспектора Камчатского края по пожарному надзору № 15/16 от 2 августа 2013 года изменить в части наказания назначенного ФИО1 путем уменьшения размера административного штрафа до 6 000 (шести тысяч) рублей.
В остальной части постановление государственного инспектора Камчатского края по пожарному надзору № 15/16 от 2 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 и ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья (подпись) Е.Л. Гуделева